Практическая работа «Состав домашней аптечки»
Цель:познакомить обучающихся с домашней аптечкой, ее назначением, составом, правилами пользования.
Домашнюю аптечку нужно хранить в _________________, ______________________месте.
Домашняя аптечка должна быть в __________________ для детей месте.
Все препараты нужно _______________ в упаковках, плотно закрывая тюбики и ________________.
Никогда нельзя выбрасывать _______________ от лекарственных препаратов.
При употребление лекарства нужно учитывать _______________ годности.
В состав аптечки обязательно должны входить:
жаропонижающие препараты;
средства для восполнения потери жидкости;
препараты для лечения расстройств кишечника;
успокаивающие препараты.
Готовый комплект домашней аптечки включает в себя перевязочный материал, дезинфицирующие и лекарственные средства, градусники.
Лабораторная работа «Интерпретация общего анализа крови»
Цель: Закрепление знаний по составу крови, научить учащихся читать результаты общего анализа крови.
Оборудование: заранее распечатанные листы с заполненными бланками «Анализ крови» и инструкцией, ПК с интерактивным пособием для выполнения лабораторной работы.
Определите отклонения от нормы в предложенном общем анализе крови. Обнаруженные отклонения запишите в графе «Отклонения». Например: Снижено содержание гемоглобина, снижено количество эритроцитов, повышено количество лейкоцитов, повышено процентное содержание лимфоцитов, ускорено СОЭ и т.п.. 2. Пользуясь интерактивным пособием постарайтесь установить возможные причины обнаруженных отклонений от нормы и запишите их графе «Выводы». Например: Снижение уровня гемоглобина и низкое содержание эритроцитов говорит об анемии, которая могла возникнуть в результате кровопотери либо нарушениях эритропоэза – дефицит железа или витаминов (В-12, фолиевой кислоты); снижение общего количества лейкоцитов говорит о снижении клеточного иммунитета, что характерно для ОРВИ или гриппа; и т.п.. Помните, что общий анализ не всегда позволяет установить диагноз и является вспомогательным методом исследования, дополняющим прочие данные клинических исследований
Практическая работа «Первая помощи при кровотечениях»
Цели:
научить учащихся распознавать виды кровотечений ипознакомить с правилами оказания первой медицинской помощи;
Оборудование:таблицы «Кровотечения и их виды», «Основные виды повязок», иллюстративный материал, бинты, жгут резиновый ленточный, палочки для закрутки, манекен.
Практическая работа "Изучение аннотаций к лекарственным препаратам"
Цель: научиться изучать аннотаций к лекарственным препаратам. Научиться прогнозировать взаимное действие лекарственных средств.
Оборудование и материалы: аннотации к препаратам: доктор мом, бромгексин, лазолван, амбробене, коделак, мукалтин, аугментин, туссамаг, стоптуссин, АЦЦ, справочные листы лекарственных препаратов.
Ход работы
Прочитайте аннотаций к лекарственным препаратам, имеющим разные торговые названия. Определите действующие вещество – основной компонент лекарства. Заполните таблицу.
Сгруппируйте лекарства по фармакологическому действию и выпишите соответствующие номера из таблицы.
№ |
Название |
Действующее вещество |
Фармакологическое действие |
Противопоказания |
Противокашлевые (угнетающие центр кашля) №:
Отхаркивающие (направленные на отделение мокроты) №:
Муколитические (усиливающие образование мокроты) №:
Противовоспалительные №:
ВЫВОД:
О возможности одновременного приема данных лекарственных препаратов.
Практическая работа "Составление суточного рациона для детей разных возрастов"
Цель. Научиться составлять суточный рацион ребенка, соответствующий основным правилам рационального питания; закрепить знания об основных группах продуктов и целесообразности их включения в рацион ребенка.
Материалы и оборудование. Справочные материалы.
Ход работы
Задание: пользуясь справочными материалами, составьте суточный рацион питания для ребенка 1 –1,5 лет, 6-7 лет, 11-13 лет.
Учтите, что в пищевом рационе питательные вещества необходимо балансировать в определенных соотношениях. Для детей грудного возраста примерное соотношение белков, жиров и углеводов должно составлять 1:3:6, для детей дошкольного возраста – 1:1:3,6, для школьников и подростков, так же как и для взрослых – 1:1:4. Рекомендуется, чтобы завтрак составлял 20-30% от общей суточной калорийности, обед – 40-45%, полдник – 10-15%, ужин – 20-25%. В сутки ребенок должен получать с 1 до 3 лет – 700 мл молока или кисло-молочных продуктов, в 3-5 лет – 600 мл, в 5-7 лет – 550 мл, в 5-11 лет – 450 мл, с 11-15 лет – 450 мл.
Работу оформите в виде таблицы:
Суточный рацион для ребенка ___ лет.
Продукты |
Вес, г |
Белки, г |
Жиры, г |
Углеводы, г |
Калорийность, ккал |
Завтрак: |
|||||
Обед: |
|||||
Полдник: |
|||||
Ужин: |
|||||
ИТОГО за сутки |
|||||
Норма на сутки |
Сделайте вывод о соответствии составленного вами рациона правилам рационального питания ребенка.
Ответьте на вопросы:
1. Как нужно кормить ребенка, чтобы ничего не рассчитывая, быть уверенным в том, что ребенок получает все необходимые для его роста и развития вещества?
2. Что такое "правило 7 тарелок"? По какому принципу продукты согласно этому правилу разделяются на 7 групп?
СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Потребность в белках, жирах и углеводах детей и подростков (в г/сут)
Возраст, годы |
Белки |
Жиры |
Углеводы |
||
всего |
животные |
всего |
растительные |
||
0,5-1 |
25 |
20-25 |
25 |
-- |
113 |
1-1,5 |
48 |
36 |
48 |
-- |
160 |
1,5-2 |
53 |
40 |
53 |
5 |
192 |
3-4 |
63 |
44 |
63 |
8 |
233 |
5-6 |
72 |
47 |
72 |
11 |
252 |
7-10 |
80 |
48 |
80 |
15 |
324 |
11-13 |
96 |
58 |
96 |
18 |
382 |
14-17 мальчики |
106 |
64 |
106 |
20 |
422 |
14-17 девочки |
93 |
56 |
93 |
20 |
367 |
Примечание: в таблицу не включены белки, жиры, углеводы, получаемые из материнского молока.
Суточная потребность в калориях детей и подростков
Возраст, годы |
Ккал/сут |
Возраст, годы |
Ккал/сут |
0,5-1 |
800 |
7-10 |
2400 |
1-1,5 |
1300 |
11-13 |
2850 |
1,5-2 |
1500 |
14-17 мальчики |
3150 |
3-4 |
1800 |
14-17 девочки |
2750 |
5-6 |
2000 |
Урок - практическая работа «Анализ качества пищевых продуктов. Обнаружение белка в исследуемой пробе»
Цель: «Определить качество пищевых продуктов. Исследовать предложенные пробы на содержание белка».
Существует несколько типов исследования качества пищевой продукции:
органолептическое – запах, вкус, цвет, мутность, температура, посторонние пленки, осадки;
физико-химическое – качественный состав заявленной пробы, наличие примесей (как физических, так и химических);
микробиологическое – определение наличия в исследуемой пробе посторонних микроорганизмов, инфекций (особенно важный тип исследований, рекомендованный Analytic Company для детского питания);
комплексное – экспертиза на соответствие продукта определенном ГОСТ, ГОСТ Р, ТУ, СаНПин и другим нормам, устанавливающим критерии безопасности для человека.
Опыт №1
Определение качества пастеризации молока.
Пастеризацией предусматривается уничтожение патогенных микроорганизмов, которые ухудшают качество молока. Содержание белка при этом не должно уменьшаться.
1. К 3 мл молока добавить 3 мл дистиллированной воды.
2. По каплям добавлять 0.1 Н растворH2SO4хлопьев казеина. Отфильтровать.
3. Фильтрат. Нагреть до кипения.
КЛЮЧ. В сыром молоке вновь появляются хлопья казеина.
4. Предположите степень пастеризации молока в исследуемых пробах.
5. Предположите причины фальсификации различных проб.
6. К полученной пробе добавьте несколько капель концентрированной азотной кислоты. Нагрейте. Желтое окрашивание свидельствует о наличии в белке ароматических колец. (ксантопротеиновая реакция).
Опыт №2
Определение свежести молока
К 3 мл 1% раствора фенола прилить 3 мл 1% раствора хлорида железа (III), отметить фиолетовое окрашивание, добавить 3 мл молока.
КЛЮЧ. Скисшее молоко дает желто-зеленое окрашивание.
Установите степень свежести, причины фальсификации разных проб.
Опыт №3
Определение примеси в сметане.
В химический стакан налить 10 мл горячей воды. В горячую воду поместить ложечку сметаны.
КЛЮЧ. При наличии примеси (творога, кефира, крахмала) жир всплывет, а казеин осядет на дно.
Зная, что в норме сметана не должна иметь осадка, предположите причины фальсификации разных проб.
Опыт №4
Определение свежести мяса.
1. Приготовить мясной бульон. (4 мл воды+кусочек мяса до кипения нагреть).
2. Отфильтровать в колбу, пользуясь воронкой.
3. Добавить 5 капель %H2SO4и через несколько минут отметить результат.
КЛЮЧ. В свежем бульоне раствор прозрачный, при сомнительной свежести раствор становится мутным, а у безусловно несвежего мяса желеобразный осадок с хлопьями.
Определите степень фальсификации пробы. Сравните несколько разных проб. Предположите причины различных результатов.
Опыт №5
Определение белка в предложенных продуктах.
1. В 3 пробирки налить 4 мл воды. В 1 добавить 0,5 бульонного кубика, во 2-ю кусочек мяса, в 3-ю кусочек сосиски. Прокипятить.
2. Отфильтровать.
3. В каждую пробирку добавить концентрированнуюHNO3по каплям и немного нагреть.
КЛЮЧ. В растворе, в котором присутствует белок будет желтое окрашивание.
Сделать вывод о качестве проб.