logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В эпоху Средневековья город Киото, живописно раскинувшийся на холмистой равнине, у самого северного окончания котловины Ямасиро, носил название Мияко, что означает просто «столица», «столичный град». Другим его названием в древности было Хэйан – «мир и покой». На протяжении десяти столетий, с 794 по 1868 г., Киото был столицей Японии, центром политической и духовной жизни страны. В 1185 г. этот центр переместился в Камакуру, однако в 1333 г. сёгуны из рода Асикага вернули столицу в Киото.

Облик средневекового Киото во многом определялся расположившимися вокруг комплексами дзенских монастырей и загородных императорских дворцов.

В Киото находится один из древнейших японских императорских дворцов – Дайдайри, первоначально построенный при императоре Камму в 794 г. и с тех неоднократно восстанавливавшийся. Площадь дворцовых построек составляет 1,2 × 1,4 км. Дважды в год дворец открывают для обозрения, и многочисленные посетители могут видеть зал аудиенций Сисиндэн – «Палату покоя и прохлады», где на троне под шелковыми балдахинами восседал во время торжественных церемоний император. Деревянные львы, стоящие с каждой стороны лестницы, ведущей к подножию трона, охраняли императора от происков злых духов. Строгий и торжественный зал Сисиндэн, приподнятый на столбах и покрытый кровлей из темной древесной коры, возрождает образы древнего синтоистского зодчества.

Дворцовый ансамбль включает в себя обширный пейзажный сад – место уединения и прогулок императора.

Киото – один из священных городов Японии. Здесь насчитывается около 1500 буддийских и более 200 синтоистских храмов. Некоторым из сохранившихся храмов насчитываются не одно столетие. Тридцать буддийских храмов представляют собой главные центры различных направлений буддизма в Японии.

Среди буддийских храмов Киото большой известностью пользуется храм Сандзюсангэндо – «Зал тридцати трех секторов», именуемый так потому, что все помещение храма состоит из тридцати трех секций‑нефов, отделенных друг от друга колоннами. Сооружение храма относится к 1164 г., но впоследствии он пострадал от пожара и был восстановлен в 1251 г. Храм славится статуей тысячерукой богини милосердия Каннон, восседающей со сложенными руками на колоссальном цветке лотоса. Эта огромная фигура вырезана из дерева и окрашена в золотистый цвет. Справа и слева от нее установлена еще тысяча и одна статуя богини Каннон размером почти в человеческий рост.

Храм Сандзюсангэндо приобрел большую популярность в Средние века не только как святыня, но и в связи с устраивавшимися на его территории состязаниями в стрельбе из лука. Впервые они состоялись в 1566 г., а в 1687 г. стрелок Дайхати Баса установил здесь рекорд, выпустив в течение суток 8133 стрелы.

Один из самых известных в Японии буддийских храмов Киото носит название Киёмидзу Этот огромный храм построен из дерева в духе китайского храмового зодчества в 805 г. и реконструирован в 1633 г. Киёмидзу также посвящен одиннадцатиликой и тысячерукой богини милосердия Каннон, огромная деревянная статуя которой является его главной святыней. Украшением храма Киёмидзу служит взметнувшаяся ввысь трехъярусная пагода, особенно живописно смотрящаяся в ярких лучах солнечного утра.

В Удзи, южном предместье Киото, некогда находился монастырь Бёдоин. До наших дней от него дошел только храм Феникса – Хоодо, перестроенный в 1053 г. из загородного императорского павильона. На кровле храма помещено изображение феникса. И само окруженное галереями с грациозно изогнутыми черепичными крышами здание храма напоминает эту фантастическую птицу, расправившую крылья.

Расположенный на берегу небольшого озера с островками и деревьями, Хоодо сливается с миром живой природы. Интерьер храма сияет золотом, перламутром, нежными красками росписей, покрывающими двери и стенные панели. В центре молитвенного зала высится деревянная золоченая статуя Будды Амиды‑Нёрай, обращенная лицом к западу – туда, где находится Амида, страна блаженный, Западный рай.

Не меньшее внимание привлекает и окруженный прекрасным парком храм под названием Хэйан. Этот храм совсем поздний – он построен в 1895 г. в связи с 1100‑летней годовщиной основания Киото. Храм Хэйан, отличающийся строгостью и изысканной простотой линий, построен в формах китайской классической архитектуры эпохи династии Тан.

В японской литературе Киото часто называют «городом поэтического настроения». Это настроение создают прежде всего знаменитые пейзажные сады. Именно в Киото сложился тип жилого дома, легший в основу всего дальнейшего японского светского зодчества. Пейзажный сад, воспроизводящий в миниатюре модель большого мира, – один из его важнейших элементов. В каждом саду непременно устроены многочисленные водоемы, в которых часто разводятся специальные породы рыб. Обязательный элемент сада – мосты, деревянные или каменные, необычной формы и конструкции.

Одним из лучших и самых ранних дзенских садов в Киото является сад мхов монастыря Сайходзи, основанный в 1339 г. монахом Мусо Кокуси. Его верхняя часть, так называемый «сухой сад», представляет собой суровый ландшафт из хаотично нагроможденных диких камней и песка. Нижний, равнинный сад мхов, с озерами и деревьями, погруженный в тенистый полумрак, олицетворял гармонию природы.

Один из самых знаменитых садов Киото – сад камней монастыря Рёандзи, созданный мастером Соами в конце XV – начале XVI в. Сад Рёандзи – символ вечности – задумывался как место созерцание и самоуглубленных раздумий. Размеры сада очень невелики – 23 × 9 м. Невысокая глинобитная стена с черепичной кровлей ограждает его от внешнего мира. Пространство сада включает в себя пятнадцать камней, разбросанных группами на прямоугольной, засыпанной мелким белым гравием площадке с пятнами зеленого мха.

Пятнадцать камней сада Рёандзи образуют пять групп – в одной пять камней, в двух по три и в двух – по два. При этом из любой точке сада можно видеть только четырнадцать камней – один камень постоянно «прячется», и это вносит в общую атмосферу покоя и гармонии ощущение ускользающей тайны.

Сад Дайсэн‑ин монастыря Дайтокудзи, созданный в 1509 г., символизирует все этапы человеческой жизни – от бурной юности до спокойной старости. Природа предстает здесь в самых разнообразных проявлениях.

Классический японский сад немыслим без храмов, пагод и павильонов. Императорские сады в Киото украшают две знаменитые архитектурные жемчужины – Кинкакудзи (Золотой павильон) и Гинкакудзи (Серебряный павильон).

Ажурный трехъярусный Золотой павильон был сооружен в 1397 г. сёгуном Асикага Ёсимицу (ум. в 1408 г.). Он купил старинный сад на северо‑западной окраине Киото, служивший излюбленным местом отдыха японской аристократии, и построил здесь загородный дворец Китаяма‑дэн (Западный горный дворец). Сегодня Кинкакудзи – единственное сооружение, сохранившееся от некогда общирного дворцового комплекса.

Кинкакудзи считается высшим достижением японской архитектуры периода Муромати (1333–1573), времени расцвета дзен‑буддизма в Японии. Квадратное в плане трехэтажное деревянное здание павильона, отражающееся в спокойной глади пруда, естественным образом вписывается в мир окружающей его природы. Своим каменным основанием Кинкакудзи частично врезается в воду небольшого озера, а живописным фоном этой изящной постройки служит пышная вечнозеленая растительность. С вершины павильона открывался вид на сад и пруд, созданный китайскими мастерами еще в XII в. Великолепная композиция из камней в пруду символизирует Пэнлай – китайский остров бессмертных. Это единственный сохранившийся до наших дней образец сада камней эпохи династии Сун. Семь стоящих в воде крупных камней создают трехмерный пейзаж – возвышающийся в центре остроконечный пик окружен подчиненными вершинами. Стены и колонны павильона покрыты тонким слоем листового золота, яркое сияние которого особенно восхитительно в лучах весеннего солнца. Отсюда и происходит название Кинкакудзи – «Золотой павильон».

Первоначальное здание Кинкакудзи было уничтожено пожаром в 1950 г. Павильон восстановлен в 1955–1964 гг. и фактически представляет собой копию древнего сооружения.

Двухъярусный Серебряный павильон (Гинкакудзи) построен в 1483 г. в качестве виллы сёгуна Асикага Ёсимасу входившей в ансамбль загородного дворца Хигасияма‑дэн (Восточный горный дворец). Павильон расположен на берегу пруда в обрамлении пышной растительности. Гораздо более скромный, чем его «золотой» собрат, Гинкакудзи воспринимается как органичная часть окружающей природы.

Являясь настоящим музеем под открытым небом, Киото – это еще и один из главных центров традиционного японского декоративно‑прикладного искусства. Еще в эпоху раннего Средневековья этот город славился своими мастерами художественных промыслов. Здесь до сих пор изготовляются тончайшей ручной работы предметы прикладного искусства, изделия из лака, многообразные миниатюры из фарфора, изящные изделия серебряной чеканки, тончайшие ажурные фигурки и целые архитектурные ансамбли из яшмы, мини‑шедевры из бамбука и шелка.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.