logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Руины наиболее своеобразных поселений колониального периода – иезуитских миссий в Латинской Америке – находятся на территориях, принадлежащих сегодня четырем государствам – Парагваю, Боливии, Аргентине и Бразилии. Эти монументальные развалины напоминают о былом существовании здесь уникального организма – политически и религиозно автономной индейско‑миссионерской республики, которую иногда называют «государством иезуитов».

Территории Южной Бразилии, Парагвая и северовосточных провинций Аргентины с незапамятных времен населяли индейцы‑гуарани.

Важным периодом в истории индейцев‑гуарани были XVII–XVIII вв. Политика испанского правительства ставила целью обратить их в христианскую веру и подчинить их новой государственной организации. За эту задачу взялись иезуиты – члены Общеста Иисусова, созданного в 1540 г.

Первые иезуиты появились в Парагвае в 1608 г., а в 1611 г. орден получил от испанского короля Филиппа согласие на создание автономного «иезуитского государства» на берегах реки Параны – Паракариа, распространившегося на территории всего нынешнего Парагвая, севера Аргентины и бразильского штата Риу‑Гранди‑ду‑Сул. Это просуществовавшее в течение 160 лет «иезуитское государство» в глубине Южной Америки играло значительную экономическую роль.

Для обращения гуарани в христианскую веру и организации хозяйственной деятельности отцы иезуиты строили специальные поселки – земледельческие колонии, получившие название «редукции» (reducciones – «места обращения»), где «язычников обращали в истинную веру и приучали их к цивилизованной жизни». Пятнадцать таких миссионерских поселений находилось на территории современной Аргентины, семь – Бразилии, восемь – Парагвая.

Отцы иезуиты создавали для индейцев условия, в которых они сохраняли бы свое культурное и этническое единство. Поселки были обнесены высокой оградой и окружены рвами для защиты от нападения охотников за людьми и всевозможных авантюристов. Принимая христианство, гуарани прощались с вольной, полукочевой жизнью, подчиняясь строгому, почти монастырскому режиму. В миссиях существовало внутреннее самоуправление под духовным руководством священника, сохранялась власть индейских вождей (касиков). В редукциях поддерживалась железная дисциплина.

Строительство редукций велось по общему плану. В центре находился окруженный крытой галереей огромный, вымощенный брусчаткой прямоугольный двор – патио. С одной его стороны размещались дом священника, церковь и колледж, мастерские и склады, зал собраний, госпиталь и тюрьма, группировавшиеся вокруг нескольких дворов по сторонам церкви. Три другие стороны площади и примыкавшие к ним улицы были застроены одинаковыми домами для индейцев.

Размеры миссий были просто циклопическими. По существу, это были целые города, располагавшиеся в пределах одного двора. Например, в Сан‑Игнасио Мини (Аргентина) сохранившиеся остатки домов со спальнями для женщин с одной стороны строения и для мужчин – с другой позволяют оценить число обитателей этого поселения в 5–8 тысяч.

Самыми большими и роскошными постройками миссий были церкви. Их интерьеры украшались резьбой и скульптурами, великолепными заалтарными образами – ретабло. В миссии Сан‑Игнасио Мини сохранились богато украшенные стены и порталы огромной монументальной церкви, иезуитский колледж с полами, покрытыми керамической плиткой, высокие дома для индейцев – они состояли из 6–7 помещений и предназначались для такого же числа семей. В миссии Сан‑Мигель даш Миссоеш (Бразилия) особенно выделяется большая церковь с барочным фасадом и лестницей, облицованными камнем стенами и каменными колоннами.

В 1750 г. по договоренности между испанским и португальским королями часть территории «иезуитского государства», которая формально принадлежала испанской короне, перешла к Португалии. Однако возросшее могущество ордена пугало его противников, которые в 1767 г. добились прекращения его деятельности. Иезуиты должны были уехать или попросту высылались из Южной Америки. «Государство в государстве» рассыпалось, как карточный домик. Сто тысяч индейцев‑гуарани, составлявших население этого «государства», рассеялись по лесам в бассейне Параны и вернулись в свои рыбацкие и охотничьи шалаши. Миссии обезлюдели и подверглись постепенному разрушению, их развалины заросли буйной тропической растительностью. Названия миссий сохранились в наименованиях многих небольших городков Аргентины, возникших на месте былых редукций, – Канделария, Санта‑Ана, Лорето, Корпус‑Кристи, Апостолес. А современное название северной аргентинской провинции Мисьонес связано с тем, что здесь существовали самые крупные миссии иезуитов.

В последние годы руины некоторых крупных редукций расчищены от зарослей, ведется их консервация и частичная реставрация. В бывших индейско‑иезуитских поселениях созданы музеи, усовершенствована туристическая инфраструктура. Крупнейшие редукции – Сан‑Игнасио Мини, Санта‑Ана, Нуэстра Сеньора де Лорето, Санта‑Мария Майор в Аргентине, Сан‑Мигель даш Миссоеш (Бразилия), Ла Сантисима Тринидад де Парана, Хесус де Таваранге (Парагвай) – включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.