logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

«Невестой моря» называл Салвадор‑де‑Баию знаменитый бразильский писатель Жоржи Амаду – кстати, местный уроженец. С пышно разросшейся оранжереей сравнивал Салвадор Чарлз Диккенс. Этот старейший город страны был главным портом и столицей колониальной Бразилии в течение почти двух столетий и, несмотря на утрату столичного статуса, продолжает оставаться одним из главных объектов культурного наследия. Салвадор называют сердцем бразильской культуры.

1 ноября 1501 г. корабль знаменитого путешественника Америго Веспуччи, по имени которого назван Американский континент, бросил якорь у северо‑восточного побережья нынешней Бразилии, в бухте, получившей название бухты Всех Святых. А спустя полвека без малого, в 1549 г., португальский адмирал Томе де Соуса, первый генерал‑губернатор португальских колоний в Америке, основал на побережье этой бухты город, первоначально получивший название Баия‑де‑Тодос‑ос‑Сантуш – «Бухта Всех Святых». Так было положено начало Бразилии – ныне одному из крупнейших государств мира, столицей которого до 1763 г. оставался Салвадор‑де‑Баия. Здесь, в Баие, зародилось большинство обычаев и традиций Бразилии, и местные жители убеждены, что душа Бразилии находится на этой земле.

Сальвадор расположен на небольшом, почти треугольной формы полуострове, который отделяет бухту Всех Святых от открытых вод Атлантического океана. Подступающие к морю зеленые холмы застроены преимущественно старыми домами, тут и там поднимаются в небо колокольни церквей. Кварталы, занимающие широкую прибрежную полосу между холмами и морем, выглядят более современно: традиционно Салвадор делится на Верхний (Старый) и Нижний (Новый) город. Обе части соединяет сооруженный в 1873 г. подъемник Ласерда.

В течение более чем трех столетий Салвадор являлся главным морским портом на бразильском побережье. Сначала это был один из крупнейших рынков работорговли – сюда из Африки приходили десятки кораб лей с чернокожими невольниками, потомки которых составляют сегодня основную часть населения города. К XVIII в. главной статьей городских доходов стал экспорт табака и сахара, чуть позже – алмазов, а с начала XIX в. Салвадор‑да‑Баия превратился в один из главных мировых центров по торговле какао. Город развивался и богател, его улицы и площади застраивались причудливо украшенными барочными домами, выкрашенными в веселые – розовые, лиловые, голубые – тона. По регулярному прямоугольному плану закладывались узкие улицы и широкие площади. Для защиты бухты Всех Святых португальцы построили сохранившиеся до наших дней форты – Монтсеррат (1586 г.), Сан‑Марселу (1623 г.), Санта‑Мария (1696 г.).

Исторический центр Салвадора напоминает своим обликом старые португальские города. Большинство его памятников датируется XVII–XIX вв. Среди них выделяются дворец Салданья (ок. 1720 г.) и архиепископский дворец (1701–1722 гг.). Последний напоминает о том, что Салвадор долгое время оставался одним из форпостов христианства в Новом Свете. Горожане столь ревностно возводили церкви и монастыри (может быть, памятуя старинное название города – Баия‑де‑Тодос‑ос‑Сантуш, город Всех Святых), что в итоге их набралось 365 – по одному на каждый день года.

Одним из самых известных памятников Салвадора является иезуитская коллегия (1657–1694 гг.), в плане напоминающая знаменитый Эскориал в Испании. Здание монастырской церкви, строгое снаружи, отличается исключительно богатым интерьером, украшенным пышной резьбой и золочеными скульптурами ангелов и святых.

Наиболее выдающимся памятником не только города, но и всей Латинской Америки является церковь Сан‑Франсишку (1710 г.). Богатство ее резного убранства просто ошеломляет. Все внутреннее пространство церкви кажется наполненным золотой пеной, ярко сияющей на красном и белом фоне, в сочетании с многоцветными росписями, тончайшей резьбой по черному дереву – жакаранде и сине‑белыми изразцами нижней части стен. Позолоченные розетки в виде листьев аканта, статуи херувимов и ангелов украшают алтари, стены, своды, столбы и другие элементы здания. При этом каждой части интерьера соответствует определенная декоративная композиция. Одна из главных святынь храма, статуя Сан‑Педро де Алькантара, является лучшим творением известного бразильского скульптора Маноэля Игнасио да Коста. Примыкающие к церкви стены монастырского двора, по португальскому обычаю, украшены изразцами с изображениями сцен из Ветхого и Нового Завета.

Памятником того времени, когда Салвадор являлся одним из крупнейших центров работорговли, является так называемая церковь Рабов. Маленькая площадь, на которой стоит церковь, носит название Ларго‑Пелуриньо. Когда‑то в центре ее стоял позорный столб, возле которого производились гражданские казни. Сегодня эта площадь является сердцем Старого города, а ее на удивление цельный барочный ансамбль принадлежит к числу лучших образцов бразильской архитектуры XVIII столетия.

Считается, что сегодня кровь африканцев течет в жилах более чем 80 % жителей города. Салвадор слывет крупнейшим центром афро‑бразильской культуры, сильная струя африканского влияния особенно заметна в местной кухне, музыке и архитектуре. Потомки африканских невольников вот уже много веков сохраняют привезенные из Африки древние анимистические культы, самым причудливым образом переплетающиеся в Салвадоре с традициями христианства, и никого не удивляет, что плывущий над Старым городом звон колоколов многочисленных церквей смешивается с рокотом африканских барабанов.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.