logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Старая Гавана – один из красивейших колониальных ансамблей Нового Света. Гавану называют олицетворением всех новых городов, ставших вехами в истории Америки. Это уникальный пример интеллектуального, художественного и архитектурного синтеза, в результате которого сложилась современная культура Латинской Америки.

В середине второго десятилетия XVI в. Панфило де Нарваэс и Бартоломе де Лас Касас основали первое испанское поселение на южном побережье острова Куба. Однако это поселение просуществовало недолго, поскольку его жители перебрались на север острова, к Флоридскому проливу, – здесь морские течения более благоприятствовали мореплаванию. Испанцы обосновались на берегу естественной гавани, где узкий пролив вел в широкую бухту, защищенную от ураганных ветров холмами. На западном берегу этой бухты в ноябре 1519 г. и был основан город Сан‑Кристобаль‑де‑ла‑Абана – будущая Гавана.

В 1556 г. указом испанского короля объявлялось, что, «будучи местом сбора кораблей всех Индий, а также ключом ко всем Индиям», Гавана становится главным городом Кубы и резиденцией аделантадо – королевского наместника. Здесь формировались караваны галеонов, доставлявших в Испанию американское золото и серебро.

Вскоре об этих перевозках узнали пираты и каперы, которые начали регулярно нападать на порт. Гавана была укреплена кольцом каменных бастионов, сделавших ее неприступной. Остатки этих крепостей – Эль‑Морро, Ла Пунта и Ла Реаль Фуэрса – сохранились до сих пор. Воздвигнутый на скале у входа в гавань укрепленный маяк Эль‑Морро служит мореплавателям с 1630 г. А крепость Ла Реаль Фуэрса, построенная в 1555–1577 гг., является старейшей в Америке и первым сооружением подобного рода на континенте в стиле ренессанс, под влиянием которого в корне изменились прежние каноны военной архитектуры. Сейчас здесь располагается музей старинного оружия. Над одним из ее бастионов возвышается небольшая башенка с колоколом, а на куполе вращается флюгер в виде женской фигурки со знаменем в руках. Это символ города – Хиральдилья.

В 1762 г. британский десант штурмом взял укрепления Гаваны, которые до этого успешно отражали натиск пиратов и флибустьеров, но не устояли перед регулярной армией. Спустя год Испания вернула себе Гавану, и король Карл III приказал построить на холме, поднимающемся над западным побережьем гавани, большую крепость Ла Кабанья. Строительство крепости потребовало колоссальных расходов, узнав о которых Карл III был потрясен. Демонстративно выйдя на балкон своего дворца в Мадриде, он потребовал телескоп. «Эта крепость так дорого мне обошлась, – сказал король, – что ее должно быть видно и отсюда».

В XVII столетии благодаря своему растущему значению Гавана превратилась в один из крупнейших портов Нового Света. Множество ремесленников – плотники, столяры‑краснодеревщики, конопатчики, корабельщики и подмастерья разного рода – заполняли ее улицы, вдоль которых тянулись лавки, мастерские и склады. На здешних верфях были построены лучшие корабли испанского флота. А в XVIII в. Гавана, насчитывавшая 30 тысяч жителей, уже была одним из крупнейших городов Нового Света.

Начавшийся во 2‑й пол. XVIII в. сахарный бум превратил Гавану из транзитного торгового пункта в конечный. Около тысячи судов ежегодно заходили в гаванский порт для погрузки сахара и выгрузки заморских товаров. К этому периоду относится появление в гаванской архитектуре первых сооружений в стиле классицизма. В 1828 г., в честь юбилея основания города, был возведен Эль Темплете – уменьшенная копия Парфенона. Колонны портика украшают бронзовые ананасы – эмблема Гаваны. Внутри раскинулась крона дерева сейбы – потомка той самой сейбы, под сенью которой отслужили благодарственный молебен первые поселенцы Гаваны.

Дворцы, расположенные по периметру площади Кафедрального собора, образуют наиболее целостный архитектурный ансамбль Старой Гаваны. Эта площадь считается самой прекрасной среди жемчужин колониальной Америки. А настоящей жемчужиной среди жемчужин является собор Св. Христофора, выдающийся памятник колониального барокко, уникальный по чистоте линий и выразительной динамичности – настоящая музыка, застывшая в камне.

Совсем нетрудно поверить, что в стенах этого обдуваемого морскими ветрами храма находится могила величайшего из моряков – Христофора Колумба, открывателя Нового Света.

Впрочем, в соборе сохранилась лишь ниша, предназначавшаяся, по преданию, для тела Христофора Колумба. Саркофаг великого мореплавателя находится в Севилье (Испания), а тело, как предполагают, погребено в Санто‑Доминго. Как бы то ни было, собор в Гаване до сих пор называют «собором Колумба» – в конце концов, и у мореплавателя, и у храма, да и у самой Гаваны один небесный покровитель – Св. Христофор, по‑испански – Сан‑Кристобаль.

Как и Колумб, собор в Гаване – испанец с итальянскими корнями. Его начали строить иезуиты в 1748 г., и фасад храма – один из лучших образцов стиля барокко в Америке – демонстрирует ясное итальянское влияние. Строительство было закончено в 1777 г., однако иезуиты не смогли увидеть свое творение завершенным – десятью годами ранее король Испании Карл III выслал их с Кубы. Церковь была открыта в 1782 г. как приходская, а в 1793 г. дон Фелипе Треспаласиос‑и‑Вердеха, первый епископ Гаваны, издал декрет, предоставляющий церкви Св. Христофора в Гаване статус кафедрального собора.

Строители собора избрали для него традиционный план латинского креста, с куполом над средокрестием и двум башнями, фланкирующими главный фасад. Одна из двух башен явно выше и шире, что создает ассиметрию, которая, впрочем, выглядит абсолютно естественной. На высокой башне висят два колокола – по преданию, они отлиты с добавлением в бронзу золота и серебра, отчего голоса колоколов звучат совершенно по‑особенному.

К XVI–XVIII вв. относится формирование других важнейших ансамблей Старой Гаваны – площади Пласа де Армас с двухэтажным дворцом Капитанес Хенералес (1777–1791 гг.) – наиболее ярким памятником колониальной архитектуры – и дворцом Сегундо Кабо (1770–1792 гг.). Одним из самых ярких образцов кубинской архитектуры, родившейся на стыке различных культур, является Старая площадь – Пласа Вьеха, в облике которой в типично кубинской манере переплетаются стили барокко, классицизма и модернизма.

Гавана – город‑лабиринт, который рос и развивался в тесной связи с окружающей его природой. Поэты сравнивают его с морской раковиной, закрученной в спираль. Цветы на балконах, стены с белыми вкраплениями окаменелостей, дома, обращенные к морю, к живительной прохладе. Камни стен все еще хранят выбитые зубилом личные метки каменщиков: где‑то инициалы, где‑то неразборчивые знаки. На многих черепицах сохранились отпечатки пальцев мастеровых. На одной плитке иероглифами написана китайская пословица: «Что повелит сердце – исполнит рука».

Китайские иероглифы в испано‑американском городе – напоминание о том, что Старая Гавана, подобно другим колониальным городам Нового Света, испытала на себе самые различные культурные влияния. На земле Кубы, куда на протяжении веков стекались представители самых разных народов – выходцы из Африки, Европы, Китая, с полуострова Юкатан, – образовался уникальный сплав культур. Из Испании сюда пришла пышная мавританская архитектура в стиле мудехар, проявившаяся в геометрическом орнаменте резных потолков, в арабесках чугунного литья, растительных мотивах росписи сводов, звездах на потолках и многочисленных фонтанах внутренних двориков. Если Гавана и напоминает какой‑то другой город, так это Севилью, правда, в Гаване стены не побелены. Ее цветами всегда были зеленый и голубой – цвета тропической зелени и моря.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.