logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

«Путеводными указателями для странников» назвал удивительные рисунки в пустыне Наска испанский хронист Педро Сиеса де Леон в «Хронике Перу», написанной в 1548 г. Речь идет о колоссальных сооружениях в пустыне Наска, которые, как считают сегодня некоторые специалисты, представляли собой астрономический календарь.

Долина, протянувшаяся неподалеку от морского берега, в области Наска, и имеющая около 70 км в длину и 2 км в ширину, испещрена множеством мелких углублений, составляющих ровные линии – иногда параллельные, иногда пересекающиеся, и покрыта бесконечными рядами камней, также составляющими прямые линии, расходящиеся от холмов, пригорков и других возвышенных мест. Многие линии идут параллельно друг другу или образуют замкнутые пространства, по окраске отличающиеся от поверхности пустыни. Между ними располагаются фигуры животных, удивительно похожие на те, которые украшают древнюю индейскую керамику, найденную в этом районе.

В полной мере грандиозность этих фигур можно оценить лишь с высоты птичьего полета – учитывая их поистине колоссальные размеры и тот факт, что расположены они в долине. Впервые это смог сделать американский профессор П. Косок, когда в 1939 г. пролетал над этим районом.

Кто создал эти удивительные рисунки?

Судя по характеру их стиля, они были созданы в IX–VIII вв. до н. э. или несколько позднее, ближе к началу нашей эры. Их авторами были люди культуры Наска (200 до н. э. – 600 н. э.). Они не оставили после себя ни роскошных дворцов, ни святилищ, ни пирамид. Эти индейцы были прежде всего хорошими земледельцами, непревзойденными гончарами, но не проявили особых способностей в качестве градостроителей. Однако именно с этой культурой связаны два удивительных открытия, которые еще не получили исчерпывающего объяснения.

Первое из них – загадочная постройка, которой современные перуанцы дали название Ла‑Эстакерия.

В среднем течении реки Наска совершенно правильными рядами стоят десятки и сотни стволов альгарробы. Центром удивительного памятника является четырехугольник, образуемый 12 рядами стволов по 20 «колонн» в каждом.

Другое – это огромные, выложенные из камня изображения птиц, пауков, рыб, змей, обезьян, лисиц и других животных. Обозреть эти гигантские изображения животных можно лишь с высоты птичьего полета, с «неба». Может быть, их создатели адресовали эту каменную галерею тем, кто живет на небесах, т. е. своим богам?

В 1946 г. расшифровать эту гигантскую головоломку взялась немецкая исследовательница Мария Райхе. Несколько десятилетий она пыталась распутать клубок этой таинственной каменной геометрии. Райхе установила, что 23 прямые линии, очевидно важнейшие, расходятся из общего центра – из квадрата с трехметровым основанием. Одна из этих прямых указывает положение солнца в момент равноденствия, две другие – в момент летнего и зимнего солнцестояния. Длина большинства прямых в точности равна 182 м. Иные же имеют протяженность в 26 м. Наконец, здесь встречаются линии длиной в несколько километров. Таким образом, создается впечатление, что эта фантастическая галерея служила своеобразным календарем для земледельческого населения Южного Перу. Но как сумели древние индейцы настолько точно провести прямые линии по поверхности пустыни? И откуда они могли созерцать свое произведение во всей его красе, если нигде по соседству нельзя обнаружить ни одной сколько‑нибудь значительной горы? Кто руководил этой работой – какой‑то гениальный астроном? Или, быть может, жрецы?

Многие недоумевают, как древним перуанцам удавалось вести идеально прямые линии, тянущиеся на много километров. Ведь посмотреть на них с воздуха они не могли. Не приложили ли тут руку «пришельцы»? Не поднимались ли индейцы в небо на воздушных шарах, сшитых из шкур домашних живтоных?

Нет, все можно объяснить проще. Если один человек, стоя на вершине холма, руководил движением другого, то тому провести прямую черту было сравнительно нетрудно. Что же касается сюжетных изображений, то они не столь сложны, чтобы художник не мог выдержать пропорции фигуры, даже не видя ее целиком.

Подлинная проблема заключена, конечно, в назначении фигур. На этот счет высказывались разные предположения. Может быть, линии связывали разбросанные по пустыне могилы предков? Или они были чем‑то вроде огромной астрономической карты? Или же их рисовали во время каких‑то церемоний, за которыми должны были наблюдать с неба боги?

Ошибочность первой гипотезы доказана – никаких могил в пустыне нет. Что же касается двух других, то их трудно проверить и конкретизировать.

Кстати, в 1980 г. подтвердилось старое предположение о том, что фигуры на земле рисовали не только жители южного побережья. В 430 км к северо‑западу от перуанской столицы Лимы в такой же прибрежной пустыне были найдены огромные изображения лам, птиц и человекоподобных существ. Их изучение продолжается, и, возможно, разгадка тайны удивительных рисунков в пустыне уже не за горами.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.