logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Остров Пасхи расположен на расстоянии более 3 тысяч км к западу от побережья Южной Америки. Его полинезийское название – Рапа‑Нуи. Остров был открыт голландским мореплавателем Якобом Роггевеном в 1722 г. в праздник Пасхи, отчего и получил свое современное название. Этот небольшой вулканический остров площадью 166 кв. км имеет форму треугольника. В каждом его углу возвышается по вулкану, а в центре раскинулась холмистая равнина. Треть территории острова занимает национальный парк Рапа‑Нуи, созданный в 1968 г. и знаменитый своими многочисленными многометровыми каменными статуями – моаи, уникальным феноменом культуры полинезийцев, которые поселились здесь около 300 г. н. э.

В легендах аборигенов остров Пасхи именуется Те Пито О Те Хенуа – «Пуп Земли». Голландцы, высадившиеся здесь в 1722 г., первыми из европейцев увидели гигантские фигуры 10‑метровой высоты, на макушках которых, подобно коронам, покоились большие круглые цилиндры, напоминающие жернова. Якоб Роггевен рассказывает, что жители острова зажигали перед этими гигантскими изображениями костры и садились вокруг на корточки, почтительно склонив головы. Молитвенно сложив руки, они то поднимали их вверх, то опускали вниз.

Экспедиция Роггевена пробыла на острове менее суток. После этого европейцы посетили Рапа‑Нуи лишь спустя полвека, в 1770 г. Это были два испанских корабля под командованием дона Фелипе Гонсалеса. Они торжественно объявили остров испанским владением и дали ему новое название – Сан‑Карлос.

В то, что гигантские статуи сделаны из глины, испанцы не поверили: взяв в руки кирку, можно было легко убедиться, что это настоящие каменные монолиты. Моаи произвели на испанских моряков большое впечатление, они даже выражали сомнение в том, что статуи сделаны на самом острове.

Следующими из европейцев на острове побывали англичане во главе с капитаном Куком.

На борту судна Кука находился полинезиец с Таити, который понимал диалект жителей острова. С его помощью англичанам удалось выяснить, что статуи не считались обычным изображением богов, а были памятниками «арики» – людям священного королевского рода, жившим на острове в прежние времена. Подобного же мнения придерживается сегодня большинство исследователей.

Сегодня известно, что статуи острова Пасхи создавались на протяжении шести столетий – с X по XVI в. Эти монолиты были вырублены на склонах кратера потухшего вулкана Рано Рараку названного Туром Хейердалом «родильным домом исполинов». Около шестисот из них так и остались лежать здесь, в т. ч. крупнейший из них – его длина составляет 19 м.

Первобытные скульпторы, орудуя каменными топорами и теслами, делали много статуй одновременно, поэтому сегодня в Рано Рараку можно было видеть все стадии работы. Все фигуры были без ног – каждая статуя заканчивалась плоско срезанным фундаментом, представляла собой своего рода удлиненный бюст. Когда освобождалась спина, начиналась транспортировка статуи вниз, к подножию вулкана. Множество статуй при этом разбивалось.

У подножия Рано Рараку гиганты временно устанавливались в вертикальном положении в ямах, вырытых в щебне. После этого скульпторы обрабатывали затылок и спину, талия украшалась сзади поясом с кольцами и различными символами. После этого колосс был готов к дальнейшему путешествию. Отдельные фигуры проделали путь примерно в 15 км.

Как же удавалось переносить исполинские фигуры на большое расстояние? Главный вывод исследователей сегодня таков: перемещение статуй отнюдь не является неразрешимой задачей. Обыкновенные канаты и деревянные салазки позволяют перетаскивать гигантов с места на место, было бы только для этого достаточное количество рук.

Наиболее сложным аспектом транспортировки моаи была установка статуи на аху Статуи, как бы они ни лежали на санях – лицом вверх или вниз, – вероятно, перевозились вперед ногами. Оставленную на санях статую подравнивали так, чтобы ее основание было перпендикулярно площадке. Затем ее подтягивали вверх по плавно покатому земляному склону длиной около трех‑четырех размеров статуи. Основание поднимали примерно на 1,2 метра и устанавливали на гладкий пьедестал на вершине площадки. При помощи камней, земли, веревочных опор, клиньев и рычагов каменного исполина затем медленно приводили в вертикальное положение. Раскачиванием добивались более точной корректировки. Любые неровности на гладко отполированной поверхности пьедестала зачищали кусками кораллов или пемзы.

Теперь оставалась лишь одна загадка практического характера: как поднимались круглые пукао на макушку стоящих фигур? Но ответить на этот вопрос было уже нетрудно. Башня из камней, с помощью которой великан становился на ноги, поднималась, как готовые леса, до самой головы, и красную «шляпу» можно было либо вкатить, либо поднять с помощью того же простого способа. Когда украшение занимало свое место, все камни удалялись.

Каменные изваяния создали неповторимый пейзаж острова Пасхи и продолжают удивлять и восхищать мир. Но неумолимое время безжалостно к древним памятникам. Вулканический туф, из которого сделаны статуи, содержит куски твердого минерала – ксенолита. Когда туф выветривается, минерал выпадает и остаются трещины. Многие из гигантов уже покрыты ими, как татуировкой. И если не предпринять самые серьезные меры по консервации статуй, со временем от них ничего не останется.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.