logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

…Много лет назад по воле богов раскололась гора Босумгаи, и из ее недр вышли первые ашантийцы. Они стали жить на земле, где боги рассеяли много золота. Это золото принадлежало ашантийцам и прежде всего их королю Осею Туту. В знак этого боги ниспослали ему Золотой стул.

Осей Туту, который сидел под деревом кум, был поражен, когда Золотой стул в серебристом облаке опустился ему с неба на колени. Верховный жрец Окумфо Аноче объявил вождям всех племен, что Осей Туту избран богами быть королем королей – асантехене, а в Золотом стуле заключена суи‑сум – душа всего ашантийского народа…

Так древние легенды повествуют о начале истории народа ашанти, живущего сегодня в центральных районах Ганы, между реками Вольта и Тано. Самоназвание «ашанти» в переводе означает «люди, объединившиеся для войны». Так назвали себя несколько племен народа акан, создавших в начале XVIII в. военный союз, из которого выросло могучее африканское государство Ашанти. Опираясь на сильную военную организацию (асафо), к началу XIX в. оно контролировало почти всю территорию современной Ганы. Основой его богатства были золотые месторождения и россыпи, издавна известные на земле ашанти.

Во главе государства Ашанти, представлявшего собой конфедерацию племен, стояли верховный вождь (асантехене), его соправительница (асантехема) и совет старейшин. Первым асантехене был легендарный Осей Туту (1697–1731), под властью которого была создана и укрепилась федерация племен акан.

По преданию, чтобы выбрать место для будущей столицы, верховный жрец Окумфо Аноче посадил в разных местах две ветки. Одна из них пустила побеги, а поскольку это была ветка дерева кум, то город назвали Кумаси – «Город под деревом кум».

Столицу Ашанти иностранные купцы и путешественники называли «Золотым городом». И не только за блеск и великолепие его дворцов. Всех любителей легкой наживы манил к себе блеск ашантийского золота.

Искусство обработки золота было хорошо развито здесь еще до появления европейцев и всегда вызывало их удивление. Золото в земле ашанти было основным эквивалентом рыночной стоимости любого товара.

Широкая международная торговля золотом, которую вело государство Ашанти, вызвала к жизни удивительные произведения африканского искусства – голдуэйтсы, гирьки для взвешивания золотого песка. Их название происходит от английских слов «gold» – золото и «weight» – гирька, разновесок. Голдуэйтсы изготовлялись техникой потерянного воска и представляют собой миниатюрные медные, бронзовые или латунные фигурки людей, животных, птиц, рыб, насекомых или просто геометрические фигуры и кусочки металла различной формы с непонятными узорами и рисунками. Такое разнообразие не мешало точному установлению стандартного веса одноименных фигурок. Только вождь имел право пользоваться более тяжелыми гирями, чем его подданные.

Разумеется, европейские колонизаторы не могли оставить в стороне богатое государство Ашанти. В результате пяти войн британцы все же сломили сопротивление ашантийцев и в 1896 г. ворвались в «Золотой город» Кумаси. Верховный вождь – асантехене – был пленен и отправлен в ссылку на Сейшельские острова, однако главная национальная святыня Ашанти, Золотой стул, бесследно исчез. Защитники Кумаси надежно спрятали его, и снова эта драгоценная реликвия появилась на свет лишь в 1924 г. – после того, как асантехене вернулся в Кумаси.

Но к тому времени от великолепной столицы великой африканской империи оставались лишь жалкие руины. Дворцы Кумаси были сожжены, священные гробницы верховных вождей разрушены. Сегодня только старые фотографии в музее Центра национальной культуры в Кумаси напоминают о дворцах и павильонах со стенами из резного дерева и ставнями с вкраплениями серебряных и золотых пластин, домах богатых горожан с роскошно украшенными фасадами. По традиции дома ашанти располагались вокруг двора с навесом. Стены украшались цветными глинами, накладными (из травяных жгутов) орнаментами геометрического (волны, зигзаги, спирали) и зооморфного характеров. Двери жилищ делали из цельных кусков хлопкового дерева и покрывали резьбой. «Стиль Кумаси» лег в основу всей современной архитектуры Ганы.

Сегодняшний Кумаси внешне выглядит довольно скромно: старые двухэтажные домики с балконами и решетками на окнах, христианская церковь с остроконечным шпилем, крепость, в которой располагается музей. Однако повсеместно встречающееся изображение санкофы – священной птицы, воплощающей мудрость народа ашанти, – напоминает о том, что город продолжает оставаться национальной культурной столицей. Его называют «столицей ашанти», «лучшим городом Африки», «городом‑садом». Кумаси действительно самый зеленый город Западной Африки. Но знаменит он сегодня не этим, а находящимся здесь Центром национальной культуры.

Традиционные образ жизни и искусство ашантийцев сохранились до настоящего времени. Основное занятие местных жителей – мотыжное земледелие, выращивание масличной пальмы, золотодобыча. С давних пор здесь развиты кузнечное и гончарное ремесла, художественная обработка золота, серебра, бронзы, ткачество, резьба по дереву. Большинство населения придерживается культа предков и умерших вождей. Что же касается вождей живых, то народом ашанти по‑прежнему управляет верховный вождь – асантехене. Его резиденция, окруженная высокой оградой, расположена к северу от Кумаси.

По древней традиции асатехене не наследует свою высокую должность: его выбирают из членов уважаемых семейств ашантийской военной аристократии. И во время торжественной коронации новый асантехене получает право сесть на драгоценный Золотой стул, в обычные дни за семью замками хранящийся в резиденции вождя. Лишь по большим праздникам его торжественно выносят и ставят слева от вождя на возвышение, покрытое кожей. Специальные люди следят за тем, чтобы стул не коснулся земли.

Золотой стул выглядит как обычный стул: около полуметра в высоту и 30 см в ширину. Его отличает лишь обилие золотых украшений. Только в двух случаях верховный вождь ашанти может сесть на него: во время коронации и во время объявления войны.

Копия Золотого стула сегодня хранится в Центре национальной культуры в Кумаси. Здесь же можно видеть еще одну реликвию – «Сумку сокровищ», которая не открывалась с тех пор, как жрец Окумфо Аноче передал ее королю Осею Туту. Подобные кожаные сумки несут во время торжественных выходов асантехене. Раньше из них раздавались драгоценные дары и золото. Такие сумки считались символом богатства и до сих пор в них хранят «золотые гирьки» – голдуэйтсы. Когда‑то служившие для взвешивания золотого песка, сегодня они являются модными сувенирами, воплотившими в себе лучшие черты великолепного искусства народа ашанти.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.