logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В позднеантичном Египте (IV–VII вв.) город Абу‑Мина являлся крупнейшим центром христианского паломничества. До наших дней дошли лишь остатки некогда величественного архитектурного ансамбля, и то преимущественно в виде фундаментов главных зданий. Обширная церковь, баптистерий, базилики, общественные здания, многочисленные жилые и хозяйственные постройки были сооружены на могиле мученика Мины, по имени которого и современный город носит название Абу‑Мина.

Мина, известный и на Востоке и на Западе святой, родился 285 г. близ Мемфиса, в Египте. Его родители были добрыми христианами. Мать, у которой долгое время не было детей, часто со слезами на глазах молилась перед образом Пресвятой Девы Марии, прося, чтобы Бог послал ей ребенка. Однажды, завершая молитву, она явственно услышала исходящий с небес голос: «Аминь». Поэтому когда она наконец забеременела и родила сына, то назвала его Миной.

Отец будущего святого занимал важный пост в римской администрации и умер, когда Мине было 14 лет. Повзрослев, Мина вступил в ряды римской армии. Помня о высоком положении его отца, ему сразу дали высокое звание, однако он прослужил легионером всего около трех лет. Оставив так успешно начавшуюся карьеру, Мина удалился в пустыню и пять лет прожил отшельником. У него часто бывали различные видения: ангелы, страдающие мученики с венцами на головах… Однажды он услышал взывающий к нему голос: «Блажен ты, Абба Мина, потому ты призван к набожной жизни с самого детства. Тебе предстоит принять три венца: один – венец безбрачия, второй – аскетизма, а третий – мученический, потому что тебе предстоит мучение за веру».

Мину не испугало это пророчество: он горел желанием достичь небес. Он сам явился к правителю Александрии, жестокому гонителю христиан, и публично исповедовал свою христианскую веру. Его приговорили к смерти и подвергли жестоким пыткам, однако страдания Мины лишь способствовали обращению в христианство множества язычников, восхищенных мужеством святого. Правитель Александрии, очевидно, не знал, что кровь мучеников – это семя Церкви…

Как считается, Мина принял мученичество в конце III – начале IV столетия. О том, что происходило далее, повествуют несколько отличающихся друг от друга версий легенды. Все варианты рассказа сходятся на том, что тело святого было вывезено его сторонниками из Александрии на верблюде. В пустыне близ озера Марьют верблюд, несмотря на все понукания, отказался идти дальше. Заставить его сдвинуться с места было невозможно никакими силами. Это было воспринято как знак свыше, и тело святого похоронили на этом самом месте. Тогда здесь забил водный источник, и на месте бывшей пустыни вскоре образовался оазис, полный виноградных лоз и оливковых деревьев. Этот оазис получил название «виноградник Святого Мины».

Местонахождение могилы святого на какое‑то время было забыто, и лишь в V в. мощи св. Мины были обнаружены вновь. Согласно наиболее распространенной версии легенды, могилу обнаружил местный пастух. Однажды он стал свидетелем того, как больная овца из его стада, вся покрытая струпьями, вошла в воду небольшого источника и немедленно исцелилась. Пастух был чрезвычайно удивлен. Он испробовал целебные свойства воды на себе, а потом стал приглашать к источнику всех желающих. Молва о чудесной воде быстро распространилась по всему Египту и достигла Византии. Император Константин Великий отправил к источнику свою заболевшую дочь, и именно ей легенда приписывает обнаружение останков св. Мины. После этого император Константин распорядился построить близ источника церковь (по другой версии легенды, церковь была построена лишь в V столетии по распоряжению императора Зенона, но современные археологи датируют появление первого храма на этом месте концом IV в.).

К концу IV столетия церковь на могиле св. Мины и чудотворный источник превратились в место паломничества христиан. Маленькая церковь оказалась тесна для прибывающего с каждым годом потока паломников, и в правление императора Аркадия (395–408) на ее месте был выстроен новый просторный храм. Впоследствии он еще расширялся. Вокруг храма и источника вырос целый город с площадями, окруженными колоннадами, гостиницами для паломников, жилыми домами, банями, складами.

В середине VII в. Абу‑Мина был разрушен мусульманским завоеванием. Город превратился в руины, часть его построек использовались для хозяйственных нужд, а при халифе Аль‑Мамуне (813–833) остатки городских зданий, включая многочисленные мраморные колонны, были использованы как строительный материал для постройки каирских дворцов и мечетей.

Предание рассказывает, что мощи св. Мины в XIV в. были обретены вновь. Некие люди нашли в окрестностях Марьюта деревянный ларец. Они принесли его правителю, в присутствии которого ларец вскрыли и обнаружили в нем человеческие кости, завернутые в остатки ткани. Разочарованный правитель приказал своему повару бросить ларец в огонь. Повар так и сделал, но когда он утром пришел на кухню, то с удивлением увидел, что ни кости, ни ткань не сгорели. Позднее в этих останках были опознаны реликвии св. Мины, и их передали в коптскую церковь Св. Мины в Каире.

В начале ХХ в. археологи начали искать руины древнего города. С 1905 по 1907 г. немецкие ученые во главе с Карлом Кауфманом вели раскопки Абу‑Мины. Их усилиями были открыты большая базилика, примыкающая к ней церковь, где, вероятно, хранились мощи св. Мины, и комплекс терм у источника. В 1961 г. Питер Гроссман из Археологического института ФРГ продолжил раскопки. Его работы позволили окончательно установить, что найденные руины являются некогда знаменитым монастырем Св. Мины, одним из крупнейших паломнических центров V–VII вв. Гроссман обнаружил, в частности, остатки мраморной лестницы, ведущей вниз к склепу, и могилу св. Мины, расположенную на глубине 10 м под главным престолом базилики, построенной во времена Константина и расширенной в V столетии. Этот храм, когда‑то являвшийся крупнейшей христианской церковью Египта, служит центром всего огромного комплекса. Его купол поддерживали 56 мраморных колонн. В западном конце базилики расположен баптистерий, который, как и весь комплекс, прошел по крайней мере три фазы развития. На последнем этапе был сооружен большой бассейн, использовавшийся для массовых крещений. В V–VI вв. вокруг базилики было выстроено множество новых зданий самого различного назначения.

Новые раскопки, завершившиеся в 1998 г., раскрыли большую гостиницу для паломников, с отдельными крыльями для мужчин и для женщин и детей. Археологи даже нашли дом гончаров, которые делали керамические ампулы для святой воды, склад готовой продукции и многочисленные остатки ампул, глиняных ламп и игрушек. К югу от Большой базилики располагался дом игумена. Обнаружены также остатки большой винной давильни, включая подземные склады, которые датируются VI–VII вв.

В 1959 г. коптский папа Кирилл VI основал неподалеку от руин Старого города, на расстоянии километра от них, новый большой монастырь, посвященный св. Мине. Этот монастырь, окруженный высокой стеной с двумя башнями‑близнецами, быстро превратился в популярное у христиан Египта и всего Ближнего Востока место паломничества.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.