logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

«Город представляется с возвышенности, на которой мы находились, весь утопающий в пальмовом лесу, справа и слева по равнине извивается речка Тензифт, довольно широкая в этом месте. Что придает, собственно, прелесть картине – это хребет Атласских гор, весь покрытый снегом. Белая серебряная стена закрывает весь горизонт, и хотя находится от города за 60 верст, но кажется совершенно вблизи», – писал русский путешественник XIX в. Константин Вяземский, побывавший в Марракеше.

В описании Марракеша редко кто скупился на восторженные эпитеты. Этот город часть называют «красной жемчужиной», «жемчужиной Юга». «Красным» Марракеш именуют из‑за того, что его стены и дома сооружены из красной глины.

В 1070 г. имам Абу Бакр, предводитель кочевников‑берберов из воинствующей секты алмурабитов, которые потом дали имя династии Альморавидов, поселился со своими воинами в долине Хауз, в оазисе, получившем имя Марракеш. Так называли в ту пору страну «детей Куша» – темнокожих воинов, пришедших из далекой «страны Куш» – Нубии. Абу Бакр построил здесь маленькую крепость‑касбу, окруженную глинобитной стеной с каменными воротами.

Преемником Абу Бакра был его двоюродный брат Юсуф бен Ташфин. В 1062 г. он основал одноименный с оазисом город и, как рассказывает древнее предание, «взялся месить глину, работая в смирении перед Аллахом наряду с мастеровыми». Но расцвет города начался уже после его смерти в 1106 г. По искаженному имени города вся страна получила свое нынешнее имя – Марокко. Марракеш стал «западным Багдадом» – столицей огромной берберской империи, простиравшейся от Сенегала до Кабилии в Африке и до Сарагосы и Сантарены в Испании.

Шли века. К берберам, осевшим в Марракеше, присоединились мавры, изгнанные из Испании. Переселились сюда и арабы‑бедуины из Восточного Магриба: на равнинах вокруг города простирались удобные пастбища для их неприхотливого скота. Появились здесь евреи‑торговцы и менялы – они обосновались в отдельном квартале. Привозили в Марракеш и чернокожих рабов, и пленных европейцев. Многие из христиан приняли ислам и поселились в этом чудо‑городе навсегда.

В 1147 г. алжирский полководец Абд аль‑Мумин захватил Марракеш, став основателем новой династии Альмохадов (1147–1269). Династия Альморавидов пала, сооруженные ими прекрасные постройки были разрушены. На их руинах Абд аль‑Мумин повелел возвести новый город – еще более прекрасный. Так на фундаментах старой пятничной мечети, где собиралось на богослужение все население города, была заложена новая городская соборная мечеть – Кутубийя (1153 г.), построенная, как говорят, руками христианских невольников.

По преданию, строители второпях допустили ошибку: михраб новой мечети не был ориентирован точно на восток, на Мекку. Только что законченную мечеть пришлось разбирать, а на ее месте возводить новую – ныне существующую.

Мечеть Кутубийя в Марракеше является выдающимся памятником испано‑мавританской монументальной архитектуры. Ее молитвенный зал (его ширина составляет 92 м) разделен рядами колонн на семнадцать нефов. Массивные, несколько приземистые колонны – их насчитывается около ста пятидесяти – несут высокие подковообразные арки. Площадь зала составляет 5400 кв. м, и он одновременно может вмещать 25 тысяч верующих. В дальнем конце молитвенного зала установлен резной минбар (кафедра проповедника), который, как предполагается, уцелел от старой мечети времен Альморавидов, разрушенной аль‑Мумином. Этот минбар, вероятно, происходит из Кордовы, а привезти его в Марракеш мог альморавидский султан Али бен Юсуф (1107–1143).

Над волнистой поверхностью кровли высятся пять куполов, а над всем зданием горделиво возносится суровый, лаконичного силуэта минарет – один из самых больших в Северной Африке. Его высота составляет 77 м, длина каждой из сторон квадратного основания – 12,8 м. Строительство минарета было завершено в 1199 г. уже при внуке Абд аль‑Мумина – султане Якубе аль‑Мансуре, и в его облике явно присутствуют черты, общие с другими подобными памятниками того времени – знаменитой Хиральдой в Севилье и башней султана Хасана в Рабате (Марокко).

Мечеть славится своей огромной библиотекой, от которой будто бы и пошло ее название («кутб» – «книга»). Впрочем, по другой версии, в Средневековье мечеть была окружена лавками книготорговцев – здесь находился книжный базар, по‑арабски «сук‑эль‑кутубийин». От этого и родилось название мечети.

Мечеть Кутубийя является одним из высших достижений средневековой архитектуры Магриба. Она стала символом Марракеша. Ее минарет виден издалека и служит своеобразным маяком‑ориентиром в лабиринте старого города – медины.

Медина Марракеша представляет собой обширный неправильный пятиугольник кварталов с извилистыми улицами, скрывающими многочисленные памятники архитектуры. Вокруг старого города на 19 км протянулись крепостные стены высотой 8–10 м и шириной 2 м. Они были построены Альмохадами около 1130 г. С юга к медине примыкает цитадель – касба с величественными воротами Баб‑Агвенау (XII в.), украшенными резным каменным орнаментом, мечетью Эль‑Мансур и двумя поздними (XVI и XIX вв.) дворцами.

В стенах касбы находится мавзолей династии Саадидов (1510–1659) – единственный в Марокко крупный мемориальный ансамбль. Этот выдающийся памятник был обнаружен и раскопан только в 1917 г. Интерьер гробницы роскошно украшен мозаикой, резьбой по алебастру, кедровые потолки украшает золотая вязь. Сейчас здесь устроен музей.

В старый город ведут десять ворот. В прошлом с закатом солнца их наглухо запирали и открывали только на рассвете. Древнейший храм Марракеша, мечеть Али бен Юсуфа, построенную еще Альморавидами, можно узнать по элегантному минарету; впрочем, в XIX столетии здание так капитально отреставрировали, что сегодня о нем можно говорить как о новой постройке.

От XIV в. в городе сохранилась баня Мокфийя – сооружение, типичное для средневекового Магриба. К XVI в. относится создание ансамбля медресе бен Юсуфа (1565 г.) – самого большого в стране. В нем насчитывается 107 келий и 8 внутренних дворов. Главные ворота украшены резным белым мрамором и обрамлены черным деревом.

Дворец Эль‑Бади считался одним из чудес мусульманского мира. Он был построен султаном Ахмедом аль‑Мансуром Дахби в честь его победы над португальцами в битве, известной под наименованием Битвы трех королей (1578 г.). Дворец строился в течение шестнадцати лет, и после завершения работ восхищенные современники назвали его «Несравненный» – «Эль‑Бади». Хотя от великолепного дворца ныне сохранились только остатки, но весьма внушительные, о его первоначальном убранстве до сих пор свидетельствуют покрывающая стены резная вязь орнамента.

Площадь Джема эль‑Фна напоминает бурлящее человеческое море, раскинувшееся от стен медины до мечети Кутубия. Это истинное «чрево» Марракеша, где ежедневно торгуют и трудятся около 40 тысяч торговцев и ремесленников, производящих и продающих самые различные виды товаров – от инкрустированных перламутром самопалов с серебряной насечкой, кинжалов, медной посуды и ярких ковров до самых разнообразных фруктов, орехов и восточных сладостей.

Площадь Рахба Кариба напоминает о том, что в Средневековье Марракеш являлся одним из главных центром медицинской науки. Здесь сохранились старинные аптекарские лавки, которые действуют до сих пор.

В окрестности Марракеша располагается несколько могил мусульманских святых, живших в XII–XVI вв., которые издавна являлись местами поклонения. В XVII столетии султан Мулай Исмаил решил превратить Марракеш в центр паломничества. По его приказу шейх эль‑Хассан эль‑Юсси выбрал из числа посещаемых верующими мест семь наиболее почитаемых святынь и было организовано первое паломничество к «Семи Святыням Марракеша» – Ziara des Sebatou Rija. Эти семь святынь и сегодня продолжают оставаться популярным маршрутом паломников. К числу мест поклонения относится и мавзолей Юсуфа бен Ташфина – основателя города.

Окруженный обширными пальмовыми рощами, город требовал много воды, для чего в Средние века была сооружена уникальная система ирригации – хеттара, сеть подземных каналов, протянувшихся от склонов Высокого Атласа. Любопытно, что в 1970‑х гг. в городе была сооружена новая система водоснабжения, но она быстро вышла из строя, в то время как хеттара продолжает действовать до сих пор.

Марракеш славится своими огромными садами, самые известные из которых – сады Менара, Мажореля и Агдал. Самые древние из них – сады Менара. Начало им положено еще в XII столетии при султане Абд‑Якуб Юсуфе, сыне Абд аль‑Мумина.

Сады Менара орошаются хеттарой, все подземные каналы которой стекаются в окруженный крытой галереей центральный резервуар длиной 200 м и шириной 160 м. В водах этого огромного бассейна отражается дворец Менара с пирамидальной кровлей, классической марокканской аркой и большим балконом. Это довольно позднее сооружение – оно построено в эпоху Саадидов и реконструировано в ХХ в. На фоне белоснежных вершин Высокого Атласа дворец выглядит очень живописно.

Сад Мажореля – настоящий ботанический сад, основанный в 1920‑х гг. французским художником и ботаником Жаком Мажорелем. Здесь произрастают сотни видов растений, привезенных из всех концов Марокко и многих стран мира: пальмы, бананы, бугенвилии, гигантский бамбук, филодендроны. В кронах деревьев звучит несмолкающее пение птиц. В окружении искусственных водоемов, где растут папирус и лотосы, находится дворец Дар‑Эс‑Саид, где сегодня располагается Музей исламского искусства.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.