logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Древняя столица Эфиопии Аксум (по имени которой и всю страну часто именовали Аксумом) некогда была центром одной из самых могущественных держав Древнего мира. Это было государство, которое оставило после себя величественные архитектурные памятники, создало огромный флот, покорило огромные территории и контролировало оба берега Красного моря. Арабский историк Мани, живший в III в. н. э., писал, что ему известны четыре великие империи: Вавилон, Рим, Египет и Аксум.

…На центральной площади Аксума, на небольшом холме, выложенном серыми плитами, высится колонна из светло‑серого базальта высотой около 20 м и шириной 2 м. Она врыта прямо в землю. На ее наружной стороне вырезаны ярусы фальшивых окон, внизу – «дверь» с замысловатым засовом. Сам обелиск со своими «окнами» и «дверями» очень напоминает небоскреб. Обелиск венчает древняя аксумская эмблема – диск и полумесяц.

Центральная стела окружена тремя конусообразными обелисками меньшего размера. Другие величественные колонны‑стелы, высеченные из цельных базальтовых глыб, возвышаются в центре Аксума, в «парке стел», или лежат вдоль дороги, поверженные временем. Высота самой большой сохранившейся до наших дней стелы – 33,5 м. Есть стелы поменьше – от 21 до 5 м. На обелисках полностью отсутствуют какие‑либо надписи, их предназначение неясно, но они производят огромное впечатление.

Всего в Аксуме сохранилось более двухсот базальтовых монолитов, не похожих друг на друга: то изысканно‑стройных, идеально отполированных и богато украшенных, то примитивных и грубых. В любом случае это итог колоссального, поистине титанического труда, продолжавшегося многие десятилетия.

Нигде в мире, кроме Аксума, нет подобных каменных стел. Впрочем, некоторые традиции возведения таких памятников были у народов Южной Аравии, и прежде всего сабейцев. Бесспорно, что аксумиты поддерживали теснейшие контакты с сабейцами, чье огромное влияние на культуру Аксума никто не отрицает.

В начале нашей эры Аксум украшали дворцы и храмы, приводившие в восторг и изумление даже повидавших мир греческих и арабских путешественников. Тогда же появились в столице великой африканской империи и гигантские стелы. Своими очертаниями основание крупнейшей из стел удивительно напоминает аксумские дворцы. Может быть, стелы – это своеобразный «дом мертвых», вариант эфиопской «пирамиды»?

В пользу этого предположение говорит открытие, сделанное в 1950‑х гг. совместной французско‑эфиопской археологической экспедицией. Ей удалось открыть гигантское по своим масштабам сооружение, на котором, как выяснилось, и стояли стелы. «Холм», из которого они вырастали, оказался увенчанным огромной, длиной в 115 м, платформой, сложенной из обтесанных базальтовых плит. На склонах холма были сооружены три террасы, которые создавали иллюзию ступенчатого основания. Стало ясно, что стела – лишь верхняя, венчающая часть поистине фантастического по своим размерам сооружения, скрытого под землей.

Почти все аксумские дворцы и крепости, храмы и жилые дома возводились на гигантских каменных плитах, которые, положенные одна на другую, создавали видимость массивного ступенчатого фундамента.

Таким образом, стела – это «макет» аксумского дворца, «дом мертвых», поставленный на такое же ступенчатое основание, как и «дома живых». Стела передает в уменьшенном масштабе все детали древней аксумской архитектуры.

Это открытие дало серьезный повод предполагать, что стелы повторяют не только формы аксумских зданий, но и соответствуют высоте царских дворцов. Оказалось, что в Аксуме существовали настоящие «небоскребы» древнего мира – дворцы в 4, 6, 12 и 14 этажей, при этом высота 14‑этажного дворца достигала около 40 м!

К сожалению, уже в ХХ в. было безвозвратно утрачено то, что могло вполне наглядно представить нам образ столицы древней Эфиопии. В 1938 г., во время агрессии Италии против Эфиопии, итальянские самолеты разбомбили руины храма Св. Марии – Такха‑Марьям, находившегося неподалеку от «парка стел». Сохранились только общие описания этого великолепного сооружения. Скорее всего, в древние времена это был не храм, а дворец, роскошная резиденция владык Аксума, лишь много столетий спустя обращенная в храм.

По богатству убранства дворец правителей Аксума не имеет себе равных в Тропической Африке. Причем, судя по остаткам фундаментов, Такха‑Марьям был отнюдь не самым грандиозным дворцом Аксума и, вероятно, еще не самым богатым…

Множество тайн окружает Аксум. Одна из них таится в недрах холма, на котором высится храм Марии Сионской, главная святыня эфиопских христиан. Согласно многочисленным свидетельствам, именно здесь сокрыт знаменитый Ковчег Завета, многократно упоминаемый в Библии.

Следы легендарного Ковчега, стоявшего в храме, построенном царем Соломоном, теряются после того, как вавилонский царь Навуходоносор в 587 г. до н. э. захватил и разрушил Иерусалим. Однако Ковчег не упоминается в числе реликвий и сокровищ, захваченных вавилонянами в Храме Соломона. Судьба его так и осталась неизвестной. Однако народ Эфиопии свято верит в то, что именно он на протяжении многих веков обладает этой священной реликвией. Эфиопская традиция связывает историю Ковчега с именем аксумской царицы Македы. Умная, просвещенная и любознательная правительница, она известна во всем мире как царица Савская. Именно с ее правления (около 1000 г. до н. э.) начинается официальная история Эфиопии, изложенная в рукописи XIV в. «Кыбрэ нэгэст» («Слава царей»).

Здесь, в Аксуме, находится могила царицы Савской. Ее отмечают несколько гранитных плит с обелисками. А на горе, виднеющейся вдали, погребен Менелик I, сын царицы Савской и царя Соломона. Но главная святыня Аксума – храм Марии Сионской. Согласно многочисленным свидетельствам, именно здесь хранится знаменитый Ковчег Завета. Построенная в IV в., эта церковь сегодня считается самой ранней христианской постройкой в Африке.

В часовне‑сокровищнице хранятся святыни храма. Здесь находятся короны древних эфиопских императоров, в т. ч. – императора Фасиле, построившего существующее здание храма. Сокровищница храма Марии Сионской скрывает и легендарный Ковчег Завета. В прошлые столетия его выносили из храма во время важных церковных празднеств и совершали с ним процессии вокруг города. Сейчас Ковчег надежно хранится в сокровищнице, и никому из смертных не позволено его видеть. Впрочем, случается, что некоторым паломникам неслыханно везет: им дают пить воду которой мыли Священный Ковчег. Во время большого праздника маскал, посвященного окончанию периода дождей, для всенародного обозрения выставляется «табот» – искусно сделанная копия реликвии.

Жители Эфиопии верят, что реликвия хранит страну от врагов и бедствий. Хранители Ковчега убеждены, что «все в Эфиопии живут в мире, потому что сила Ковчега осеняет их». Как бы то ни было, но Эфиопия – единственная африканская страна, которая за всю свою тысячелетнюю историю ни разу не лишалась независимости и с неизменным успехом, хотя и с различной степенью трудности отражала любых агрессоров. И это внушает эфиопам уверенность в том, что они являются избранным народом, хранителями подлинного Ковчега Завета, теми, кто унаследовал обеты, данные Богом Аврааму…

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.