logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

«Уже с горы Харар представлял величественный вид со своими домами из красного песчаника, высокими европейскими домами и острыми минаретами мечетей. Он окружен стеной, и через ворота не пропускают после заката солнца», – записал в своем дневнике русский поэт и путешественник Николай Гумилев, побывавший в Харэре в 1913 г.

Харэр‑Джугол – историческое сердце Харэра, самого крупного города на востоке Эфиопии. Он расположен на изрезанном глубокими ущельями горном плато, окруженным пустынями и саванной, на высоте 1885 м над уровне моря, приблизительно в 500 км от столицы страны Аддис‑Абебы. Харэр во многом необычен и заметно выделяется среди других эфиопских городов: достаточно сказать, что молва считает его четвертым священным городом ислама. И это в христианской по преимуществу Эфиопии!

На протяжении многих столетий Харэр являлся важным коммерческим пунктом, связывавшим торговыми маршрутами всю остальную часть Эфиопии с портами Красного моря, Аравийским полуостровом и всем внешним миром. Город был основан между VII и XI вв. (сведения разных источников в этом пункте расходятся) и очень рано сформировался как центр исламской культуры и религии в Северо‑Восточной Африке. Первоначально он входил в состав султаната Ифат‑Адаль, а после его распада стал столицей самостоятельного эмирата. XVI столетие стало золотым веком Харэра. Правитель окрепшего княжества, знаменитый в эфиопской истории эмир Ахмед ибн Ибрахим аль‑Гази по прозвищу Гран‑Левша (1525–1543), в 1529 г. начал войну с христианской Эфиопией, которая продолжалась на протяжении тридцати лет и принесла неисчислимые бедствия как христианам, так и мусульманам. Ахмеду Грану удалось захватить большую часть Эфиопии, однако в феврале 1543 г. он погиб в одном из сражений. Сразу после этого в войне наступил перелом, к 1545 г. христиане восстановили контроль над большей частью утерянных провинций.

В 1552 г. эмиром Харэра стал племянник Ахмеда Грана, Нур ибн Муджахид. Весной 1559 г. он вновь вторгся в Эфиопию и разгромил армию христиан. В этом бою пал и император Гэлаудеос. Но развить свой успех мусульман не удалось.

Долгое время Харэр оставался важнейшим центром исламской науки и культуры Африканского Рога, но с конца XVIII в. Харэрский эмират стал быстро клониться к упадку. В 1875 г. город захватили египтяне. Десять лет спустя Харэр сумел восстановить его независимость, но лишь на ничтожно короткий срок. 6 января 1887 г. в битве при Челенко войска харэрского эмира потерпели поражение, и Харэр вошел в состав Эфиопии.

Сегодня население Харэра представляет собой совокупность нескольких различных семито‑хамитских этнических групп, и мусульман, и христиан. Однако в пределах окруженного стеной средневекового города Харэр‑Джугол, оставшегося ядром современного Харэра, живут особые люди – харэри, или усу – «люди города», как они себя называют. Держатся «люди города» несколько особняком и при случае не преминут рассказать, что они являются прямыми наследниками древних аксумитов: во времена расцвета могущественной Аксумской империи на месте Харэра существовала сильная крепость – военная застава, и потомки воинов, составлявших гарнизон этой крепости, якобы и стали первыми обитателями возникшего здесь позднее города. Впрочем, ученые‑этнологи не очень склонны верить этой легенде: сегодня усу принято считать скорее обособленной социально‑культурной единицей, чем особой этнической группой.

Старый Харэр – один из немногих городов в Эфиопии, облик которого сложился под преобладающим влиянием исламской архитектуры. Помимо старой крепостной стены силуэт города определяют 82 мечети – считается, что это наивысшая в мире концентрация исламских культовых сооружений (к этому надо добавить еще и 102 места поклонения, связанные с именами различных местных праведников, – гробницы, мавзолеи и т. п.). Три харэрские мечети имеют более чем тысячелетний возраст – они датируются серединой Х столетия.

Вытянувшиеся вдоль узких извилистых улочек средневековые дома с глухими фасадами и роскошным внутренним убранством представляют собой наиболее захватывающую часть культурного наследия Харэра. Их оригинальная планировка отличается как от той, что обычно принята в мусульманских странах, так и от традиционных типов жилищ, распространенных в Эфиопии. Типичный харэрский жилой дом – это одно– или двухэтажный особняк, с обязательными тремя комнатами на первом этаже и тенистым внутренним двориком с галереей. Другой тип дома, получивший название индийского (он занесен в Харэр индийскими торговцами уже после 1887 г.), представляет собой простое прямоугольное двухэтажное здание с верандой, обращенной или на улицу, или во внутренний двор. Третий тип жилого здания является комбинацией из двух первых.

Несмотря на преобладание исламской традиции, в целом Харэр представляет собой экзотическую смесь различных эфиопских культур. Взаимодействие африканских и исламских традиций, их влияние на архитектуру и городскую планировку придает укрывшимся за крепостными стенами кварталам на редкость специфический, можно даже сказать, уникальный характер.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.