logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

«В четверг, около полудня, мы приехали к большому городу по имени Кальмарин (Эчмиадзин). Отсюда в шести лигах видна высокая гора, на которой появился Ноев ковчег во время потопа. Этот город стоит на ровном месте, с одной стороны протекает мимо него та большая река, что называется Корас (Кура), а с другой стороны находится глубокая долина промежду скал… Этот город был первый, какой построен в мире после потопа, и построило его племя Ноя», – писал в 1404 г. посол испанского короля Руис Гонсалес де Клавихо, направлявшийся в далекий Самарканд.

Эчмиадзин – древняя столица Армении, в первые века нашей эры носившая название Вагаршапат. Город располагается на равнине, простирающейся до самого подножия Арарата, и белоснежные вершины этой священной горы видны отовсюду.

Подробнее...

Гегардское ущелье, по дну которого течет река Азат, открывается внезапно. Высоко в небе высятся зубчатые башни скал, обступивших со всех сторон зеленую котловину. А в центре ущелья, как в гигантской каменной раковине, таится жемчужина Армении – средневековый монастырь Гегард.

По преданию, уже в IV в. здесь был основан пещерный монастырь Айраванк. Об этих временах сегодня напоминает маленькая скальная часовня Лусаворича (Просветителя), высеченная в конце XII в. и посвященная главному борцу с язычеством, с именем которого связывают принятие христианства в Армении.

По‑армянски «гегард» означает «копье». В этом монастыре долгое время хранилась реликвия, привезенная из Святой земли, – копье, которым был пронзен распятый на кресте Иисус Христос.

Подробнее...

Если на карте Афганистана примерно через его центральную часть провести с запада на восток прямую, то Джам окажется как раз на полпути от Герата до Бамианской долины. Здесь, в удаленной, скалистой местности, высится один из интереснейших памятников средневековой исламской архитектуры на территории страны. Считается, что не побывать у подножия минарета Джам – значит, не увидеть Афганистана.

Расположенный в центре гористой провинции Гур, на высоте более 1,5 тысячи м над уровнем моря, 800‑летний минарет заставляет тех, кто хочет его увидеть, проделать утомительный и небезопасный путь по горному бездорожью и почти безлюдному району. Окруженная со всех сторон крутыми, похожими на остроконечные пики скалами, одинокая долина из‑за своей отдаленности от магистральных дорог и населенных пунктов почти необитаема. Вероятно, именно из‑за труднодоступности Джам, несмотря на свой почтенный возраст, сравнительно хорошо сохранился. Долгое время о нем никто ничего не знал. Только в 1957 г. этот удивительный памятник был открыт – совершенно случайно! – породив среди археологов и востоковедов споры и догадки о его происхождении.

Подробнее...

…Первые лучи солнца высветлили охристые скалы, усеянные черными провалами пещер. В полумраке глубоких ниш вырисовывались очертания огромных колоссов. Вот луч упал на лицо Большого Будды, и на его губах заиграла загадочная, все понимающая улыбка… Это зрелище люди наблюдали без малого полторы тысячи лет. Вплоть до апреля 2001 г., когда знаменитые на весь мир Будды Бамиана были разрушены талибами. Великие произведения искусства ушли в небытие, навеки унеся с собой свои неразгаданные тайны.

Ученые до сих пор не могут точно сказать, кто воздвиг эти громадные статуи. Вероятнее всего, они были созданы в начале VII в., когда Бамиан являлся столицей небольшого буддийского государства. В те годы в центре Гиндукуша, в небольшой плодородной долине, окруженной зубцами горных хребтов, возродился очаг цивилизации. Другие исследователи относят создание Великих Будд Бамиана к I–II вв. н. э., когда буддизм получил широкое распространение в северных, центральных и юго‑восточных районах современного Афганистана.

Подробнее...

Упоминания о Дилмуне (Телмуне; на аккадском языке – Мелухха) можно часто встретить в шумерских, вавилонских и ассирийских клинописных текстах III–II тысячелетий до н. э. Загадочная «страна Дилмун» упоминается и в шумерском эпосе о Гильгамеше. Древние авторы описывают ее богатое и цветущее царство – настоящий земной рай, «страну жизни», лежавшую далеко к югу от Месопотамии, «за горькой водой», «на восходе солнца». Эта счастливая страна, по представлениям шумеров, не знала ни болезней, ни старости, ни смерти и была одним большим цветущим садом: «В Дилмуне ворон не каркает, птица “иттидду” не кричит, лев не убивает, волк не хватает ягненка… Вдов здесь нет… Нет таких, которые бы говорили: “У меня болят глаза”. Нет таких, которые бы говорили: “У меня болит голова”. Нет старухи, которая бы говорила: “Я стара”. Нет старика, который бы говорил: “Я стар”…»

Подробнее...

Утопающий в садах Хюэ – город, раскинувшийся вдоль Ароматной реки. Ее название навеяно запахами лотоса, водяной повилики, мандариновых и апельсиновых деревьев, разносимых над рекой ветром. С воздуха Хюэ напоминает большой парк, застроенный домами. Этот город был настолько гармонично и ладно скроен, что никакая современность не может разрушить иллюзии подлинного возвращения в старый, патриархальный Вьетнам.

Старое название Хюэ – Фусуан. После того как Нгуен Хоанг (1558–1613), положивший начало императорской династии Нгуен, был назначен наместником Тхуанхоа (так называлась центральная часть Вьетнама, столицей которой был Хюэ), этот район стал полуавтономным, а затем полностью самостоятельным государством. Связь как по водным, так и по сухопутным путям сообщения с Дангнгоаем – «Внешним миром» – была весьма затруднительной. Поэтому очень скоро Хюэ обособился от остальных районов Вьетнама. В 1802 г. первый император династии Нгуен, Зя Лонг (1802–1820), сумевший в результате длительной борьбы с соперниками внутри страны и с внешними врагами объединить под своей властью весь Вьетнам, сделал Хюэ своей резиденцией. До 1945 г. этот город был столицей империи Аннам, находившейся под протекторатом Франции. Здесь в 1945 г. последний аннамский император Бао Дай подписал акт об отречении от престола.

Подробнее...

Вьетнамская легенда рассказывает, что когда‑то в давние времена огненный дракон прогневал своими злодеяниями Повелителя Неба. Грозно нахмурился небожитель и приказал доставить к нему злодея. Но коварное чудовище решило спрятаться в море и переждать, пока стихнет божественный гнев. Выбрал дракон укромную бухту и нырнул на самое дно. Однако столь огромен был крылатый змей, что не вместила его бухта и изгибы его спины высовывались из воды. По этим изгибам заметил дракона Повелитель Неба. «Ты не укроешься от мести, злодей!» – прогремел его голос. Сверкнула молния, грянул гром, и окаменел дракон навеки. А бухте люди дали имя Халонг, что означает «место, где дракон опустился в море».

Прихотливая игра природы создала в этой красивейшей бухте Южно‑Китайского моря пейзаж, невольно вызывающий сказочные ассоциации.

Подробнее...

Современный Хойан – маленький город на побережье Южно‑Китайского моря, насчитывающий около 88 тысяч жителей. Кажется, что время здесь остановилось. Трудно поверить, что этот сонный прибрежный город на протяжении нескольких веков был крупнейшим торговым портом Юго‑Восточной Азии, перекрестком, где встречались и взаимодействовали самые различные культуры, религии и традиции…

Расположенный в устье реки Тхубон, Хойан был известен еще во времена глубокой древности. Исключительное местоположение, наличие удобной гавани очень быстро выдвинули этот город в число главных морских портов Юго‑Восточной Азии. Первые упоминания о Хойане появляются в I столетии н. э. Археологические исследования показали, что на самом деле город возник еще раньше и уже более 2000 лет на месте Хойана существовал небольшой город‑порт, основанный людьми культуры Сахюинь (1000 г. до н. э. – 200 г. н. э.) Предметы, обнаруженные в ходе раскопок, свидетельствуют о том, что уже в эту пору жители Хойана наладили экономические и культурные контакты с другими народами, особенно с китайцами. Связи эти поддерживались в первую очередь благодаря дальним морским плаваниям.

Подробнее...

Гелати – один из немногих средневековых монастырских ансамблей Грузии, об основании и строительстве которого до нас дошли подробные сведения. Он был основан в 1106 г. царем Давидом Строителем, с именем которого связан расцвет средневековой Грузии. По преданию, царь Давид «задумал построить монастырь на самом прекрасном месте и во всем совершенном». Такое место было найдено в 12 км от Кутаиси, где и был заложен монастырь Богоматери в Гелати.

Долгое время монастырь являлся крупнейшим культурно‑просветительским центром средневековой Грузии. Стремясь к тому, чтобы на его родине появился центр просвещения, который не уступал бы любому из известных в ту пору культурных центров Византии и стран Ближнего Востока, Давид Строитель основал в Гелати академию. Она объединила лучших грузинских ученых того времени – философов, юристов, богословов. Современники называли академию Гелати «Новой Элладой», «вторыми Афинами». Многие грузинские ученые перебрались сюда из научных центров других стран, где ранее работали, – например, из константинопольской Манганской академии.

Подробнее...

Мцхета – древняя столица Грузии, расположенная в долине Картли, в месте слияния двух главных рек Восточной Грузии (Иверии) – Арагви и Куры. Старинная хроника Давида Багратиони приводит легенду о том, что город был основан в незапамятные времена легендарным царем Мцехотосом, сыном Картлоса – первого правителя Картли.

Как политический центр Восточной Грузии, Мцхета впервые пережила свой расцвет еще в эпоху Александра Македонского. Стены древнего города видели римские легионы и армии персидских царей. С начала IV в. в Грузии распространилось христианство. А в 1010–1029 гг. зодчий Арсукидзе построил в Мцхете собор Свети‑Цховели, который называют грузинской Айя‑Софией. Этот величаво‑торжественный храм – один из самых прославленных и почитаемых в Грузии.

Подробнее...

Верхняя Сванети – северо‑западная окраина Грузии, маленькая страна, прилепившаяся с юга к Главному Кавказскому хребту в наиболее высокой его части, – мир ледников, вечного снега, узких долин и бешеных речных потоков, отгороженный от всего света непроходимыми горами. Небольшие селения сванов разбросаны по склонам долин в виде замков или крепостей и окружены разноцветными прямоугольниками посевов.

По издавна заведенной традиции сваны самым тщательным образом оберегают памятники своей истории и культуры.

Архитектура Верхней Сванети – явление замечательное. Прекрасные архитектурные ансамбли сванских селений гармонично сливаются с горным пейзажем этой удивительной страны. Верхняя Сванети веками жила своей обособленной жизнью, но в то же время всегда оставалась частью Грузии. Военные бури, проносившиеся над Грузией и опустошавшие ее, отдавались эхом в горах Сванети. Бесконечные войны, но в особенности широко распространенный обычай кровной мести, придали пейзажу этой горной страны своеобразный облик. Наиболее характерный признак Сванети – ее боевые башни, каждая высотой 20–25 м: в их стенах месяцами скрывались от кровной мести. Издали сванские селения выглядят как настоящий лес башен.

Подробнее...

Эту каменистую землю, расположенную между Средиземным и Мертвым морями, между горами Ливана и пустынями северной части Аравийского полуострова, издавна называют Святой. Иерусалим – ее центр. История этого города насчитывает более пяти тысяч лет. Трагические катаклизмы не раз разрушали его, как и многие другие города Древнего Востока. Но, в отличие от них, Иерусалим каждый раз возрождался заново, ибо неизменно почитался как святыня. С этим городом связаны узловые события мировой истории.

Иерусалим раскинулся вдоль гряды холмов, протянувшихся с запада на восток. Их высота колеблется от 720 до 830 м над уровнем моря. Статус Иерусалима как политического центра Государства Израиль и одновременно духовного центра трех религий, богатая история, обилие исторических и архитектурных памятников, этническое разнообразие населения – все это накладывает свой отпечаток на облик города, делая его не похожим ни на один из городов земли.

Подробнее...

Знаменитый царь Иудеи Ирод Великий за время правления (37–4 гг. до н. э.) выстроил в своих владениях полдюжины крепостей. Наибольшую известность из них приобрела крепость Масада, возведенная на западном берегу Мертвого моря на месте более древнего форта. В 37–31 гг. до н. э. Ирод укрепил Масаду, видя в ней возможное убежище для себя на случай восстания подданных. В крепости была устроена искусная система водоснабжения, здесь хранилось много продовольственных и оружейных запасов.

В 70 г. Иерусалим был с чудовищной жестокостью разрушен римлянами. Прологом к этому событию стало восстание иудеев против римского господства, вошедшее в историю под названием Иудейской войны. Своими сведениями о ней мы обязаны Иосифу Флавию, хронисту, жившему во 2‑й пол. I столетия н. э. Его «Иудейская война» и «Иудейские древности» стали важнейшими источниками по истории Переднего Востока рубежа новой эры.

Подробнее...

Акко (Акра, Акка) расположен на низком мысе в северной оконечности залива Хайфа. Этот город, несмотря на относительную новизну его главных построек, несет на себе отпечаток глубокой древности. На протяжении многих веков его называли «ключом к Леванту» из‑за исключительно важного, стратегического местоположения: Акра – единственная удобная естественная гавань на южном побережье Леванта.

Акко сыграл заметную роль в истории Ближнего Востока. Под именем Аак он впервые появляется в списках стран и городов, платящих дань египетскому фараону Тутмосу III (XVI в. до н. э.). Первое поселение на этом месте возникло еще в эпоху бронзы и первоначально располагалось на восточной окраине современного Акко, там, где ныне высится обширный холм Телль‑Акко, или Телль аль‑Фухар – «насыпь глиняных черепков».

Подробнее...

В 1909 г. на песчаных дюнах на окраине Яффы возник и начал быстро застраиваться новый город, названный Тель‑Авивом. Его генеральный план разработал британский социолог Патрик Геддес, много занимавшийся проблемами урбанизации. Ранее при его участии создавался проект застройки Нью‑Дели в Индии. Геддес распланировал улицы, определил размеры и назначение кварталов, но он не мог, да и не собирался определять архитектурный облик будущего города. Этот облик начал формироваться уже в 1930‑х гг., когда в Палестине появилось множество дипломированных архитекторов из Европы, преимущественно из Германии: это были немецкие архитекторы еврейского происхождения, бежавшие от преследований нацистов. Они принесли с собой новые веяния, новые архитектурные идеи, получившие широкое распространение в Европе в 1920‑х гг., и в первую очередь творческие принципы «Баухауса» – движения, основанного в 1919 г. немецким архитектором Вальтером Гропиусом и группой его единомышленников и пропагандировавшего эстетику рационализма. Стиль «Баухауса», позже названный «международным стилем», с его акцентом на функциональность, простоту и использование недорогих строительных материалах, был воспринят как идеал для молодого, быстрорастущего города. Уже в 1931–1937 гг. в Тель‑Авиве было выстроено в этом стиле 2700 жилых и общественных зданий. Так сформировался район, ныне известный как Белый город, – комбинация современной архитектуры и передовых для того времени принципов городского планирования.

Подробнее...

Плоские земли Восточного Средиземноморья, особенно Ливана, Сирии, Израиля и Восточной Турции, усеяны холмами. По‑арабски их называют «телль», по‑турецки – «хюйюк» или «тепе». В большинстве случаев эти огромные кучи песка и щебня скрывают под собой остатки древних поселений. Три из более чем 200 теллей, насчитывающихся в Израиле, – Мегиддо, Хацор и Беэр‑Шева – являются наиболее известными и важными. Под их толщей ученые обнаружили руины городов, история которых восходит к страницам Библии. Эти три археологических памятника являют нам лучшие на всем Ближнем Востоке образцы подземных систем сбора воды, созданных в эпоху раннего железа. Факт их сооружения свидетельствует о существовании в этих городах сильной централизованной власти и процветающей экономики, основанной на сельском хозяйстве и торговле.

Подробнее...

Город Агра, первая столица Великих Моголов, расположен на берегу реки Джамны в 200 км от Дели. Это один из древнейших городов Индии. Из старинных индийских текстов известно его раннее название – Аграбан. Знаменитый античный географ Птоломей называл этот город Агара.

Первый могольский правитель, основатель династии Великих Моголов, Бабур в 1526 г. избрал Агру своей столицей. В последующие годы резиденция Моголов неоднократно меняла свое местоположение, но тем не менее на протяжении всей двухвековой истории империи Великих Моголов Агра продолжала считаться неофициальной столицей страны.

Сын Бабура Хумаюн, ставший вторым императором могольской династия (1530–1556), предпочел Агре Дели, где и закончил свои дни. Сын Хумаюна Акбар, правивший страной около пятидесяти лет, покинув Фатехпур, сделал Агру своей столицей. Он перестроил старые укрепления города, называвшиеся Бадалгаром, и возвел на их месте Красный форт Агры – «тезку» знаменитого Красного форта в Дели.

Подробнее...

Одним из наиболее выдающихся памятников древнеиндийского искусства является комплекс пещерных храмов Аджанты. Он был создан в эпоху империи Гуптов – последнего крупного государства Древней Индии, объединившего в 320 г. северную и центральную части страны.

Комплекс подземных буддийских храмов Аджанты создавался на протяжении нескольких столетий, в 200–650 гг. Он представляет собой череду пещер, высеченных в скалах и соединенных широкой тропой. В пяти пещерах расположены храмы (вихары), в остальных двадцати четырех – монашеские кельи (чайтьи). Типичный пещерный храм Аджанты состоит из большого квадратного зала с маленькими кельями, расположенными вокруг него. По бокам зала, отделенные колоннадами, находятся боковые проходы, предназначенные для религиозных процессий. Потолки пещер поддерживают резные или покрытые росписями колонны, резные колонны украшают и входы в пещеры.

Подробнее...

Комплекс пещерных храмов Эллоры расположен в индийском штате Махараштра, неподалеку от Аджанты, и состоит из 34 пещерных храмов, создававшихся на протяжении VIII–IX вв. Двенадцать из них являются буддийскими, два – джайнскими, а остальные индуистскими. К индуистской части ансамбля относится и огромный скальный храм Кайласанатха.

Возникновение пещерных храмов Эллоры относится к эпохе государства династии Раштракутов, в VIII в. объединивших под своей властью западные области Индии. Средневековые арабские хронисты называли империю Раштракутов в числе величайших государств того времени наряду с Арабским халифатом, Византией и Китаем. Раштракуты были самыми могущественными индийскими правителями того времени. Около 750 г. они начали в своих землях грандиозное строительство.

Подробнее...

Знаменитый на весь мир Тадж‑Махал, расположенный в 2 км от Агры, почему‑то часто считают храмом. На самом деле это мавзолей‑усыпальница Мумтаз Махал (Арджуманд Бано Бегум) – второй жены Шах‑Джахана, четвертого императора из династии Великих Моголов. Первое название мавзолея было «Тадж Биби‑ка‑Рауза» – «место погребения царицы сердца». Более позднее название, Тадж‑Махал, дословно переводится с персидского как «Венец Моголов».

По преданию, в 1612 г. принц Гурам встретил на базаре прекрасную бедную девушку с деревянными четками в руках. Взглянув в ее глаза, он уже не замечал больше грязи и нищеты вокруг и твердо решил взять в жены красавицу, чтобы не разлучаться никогда. Так 19‑летняя Арджуманд Бано Бегум стала второй женой принца Гурама – в будущем Шах‑Джахана. Именем Мумтаз Махал – «Украшение дворца Моголов» – назвал ее свекор, император Джахангир. И хотя у Гурама было еще несколько жен и множество наложниц, Мумтаз завоевала сердце будущего императора и безраздельно владела им до конца его дней. Французский врач, философ и путешественник Франсуа Бернье, проживший в Индии двенадцать лет, отмечал в своих записках, что Шах‑Джахан «не обращал внимания на других женщин, пока она была жива».

Подробнее...

После распада на рубеже VII–VIII вв. империи Гуптов на территории Индии утверждаются многочисленные государства и княжества. В юго‑восточной части страны ведущая роль перешла к процветавшему государству Паллавов. Начавшееся здесь с широким размахом строительство привело к созданию удивительного храмового комплекса в Махабалипураме близ Мадраса.

Махабалипурам был построен при царе Нарасимхавармане I (640–674) из династии Паллавов, известном также под именем Махмалла. Расположенные на морском берегу, среди песчаных дюн и скал, храмы Махабалипурама представляют собой необычайный, словно по волшебству возникший архитектурный комплекс. Он включает в себя центральный Прибрежный храм, пять маленьких скальных храмов‑ратх, комплекс пещерных храмов и грандиозный наскальный рельеф «Нисхождение Ганга».

Подробнее...

На берегу Бенгальского залива в индийском штате Орисса возвышаются величественные, необыкновенно впечатляющие руины храма древнего индийского бога солнца Сурьи – одного из самых больших храмов во всей Индии. Европейские моряки издавна прозвали его «Черной пагодой»: одиноко поднимающийся на пустынном берегу каменный колосс издавна служил им ориентиром в плавании.

Храм Сурьи в Конараке был воздвигнут правителем Ориссы раджой Нарасимхадевой I в XIII в. Это одно из последних и крупнейших индийских храмовых сооружений, посвященных солнечному божеству.

Правитель Ориссы раджа Нарасимхадева I (1238–1264) после серии удачных войн, в результате которых им были подчинены соседние государства, начал собирать средства для грандиозного строительства, которое было призвано обеспечить радже милость богов и процветание государства. На возведение храма пошла военная добыча, дань вассальных князей, дары родственников раджи.

Подробнее...

Национальный парк Казиранга – один из прекраснейших и живописнейших уголков живой природы в Южной Азии. Он расположен на северо‑востоке Индии, в штате Ассам, на южном берегу реки Брахмапутры у подножия холмов Микир. Его площадь составляет около 40 тысяч га. Здесь обитают самая большая в мире популяция индийских панцирных носорогов, а также многие другие виды, находящиеся под угрозой исчезновения. Именно в целях сохранения панцирного носорога еще в 1908 г. эта территория была объявлена заповедником. В 1916 г. он был преобразован в охотничий заказник, в 1950 г. получил статус заповедника дикой природы.

Большую часть территории Казиранги занимает пойма реки Брахмапутры. К югу, где начинаются Микирские холмы, ландшафт повышается. Самая высокая точка лежит на высоте 1220 м над уровнем моря.

Подробнее...

В 1498 г. знаменитый португальский мореплаватель Васко да Гама первым из европейцев, обогнув Африку, достиг побережья Индии. Страна‑легенда, изобилующая золотом, алмазами и экзотическими пряностями, страна, о которой в Европе рассказывали самые немыслимые небылицы, наконец‑то стала доступной! С начала XVI в. португальские корабли становятся частыми гостями у берегов Индии. Вскоре здесь появляются первые португальские колонии, в 1509 г. объединенные в вице‑королевство. А спустя год вице‑король Афонсу д Албукерки (1453–1515) захватил расположенный на Конканском побережье Аравийского моря город Гоа, превратив его в столицу Португальской Индии и центр всей португальской колониальной империи на Востоке – от Ормуза до Макао.

Подробнее...

На протяжении трехсот лет город Фатехпур‑Сикри оставался заброшенным. Дворцы и дома заросли густыми лианами и чертополохом. Люди обходили мертвый город стороной, как проклятое место, боясь к нему приближаться. По улицам бывшей шахской резиденции бродили дикие звери, здесь водилось бесчисленное множество змей и грифов. И только в конце XIX столетия постройки столицы Акбара были расчищены от зарослей. Позже поблизости вырос небольшой поселок – Сикри. Воду сюда до сих пор привозят только на машинах…

Шах Джеллах Эд‑дин Мухаммед, правнук Тамерлана, известный под именем Акбара (т. е. Великого), правил Индией около 50 лет – с 1556 по 1605 г. За это долгое время Акбар успел перепробовать себя в разных амплуа – он был поэтом и философом, строителем и вое начальником, политиком и религиозным реформатором.

Подробнее...

Виджаянагар (Хампи) – столица одноименного государства на юге Индостана, процветавшего в тот период, когда север Индии уже был захвачен мусульманами и там появились первые исламские государственные образования. Виджаянагар стал оплотом индуизма, противостоявшим в XIV–XVI вв. господству мусульманских династий. Здесь сохранилась древняя индийская культура, спасшаяся от исламского натиска.

Согласно преданию, Виджаянагар («Город победы») был основан в 1336 г. двумя братьями, Харихарой и Буккой. В течение десяти лет вокруг этого города образовалось государство, влияние которого распространялось от Бенгальского залива до западного побережья Индийского океана. После династии Сангамов (1336–1478) здесь правили династии Салувов и Нарасингхов.

Подробнее...

Храмовый ансамбль Каджурахо в штате Мадхья‑Прадеш – второй по популярности (после Тадж‑Махала) памятник Индии. Правители династии Чандела создали этот огромный ансамбль в 950–1050 гг. Первоначально здесь насчитывалось 85 храмов, сегодня их осталось 22. Заброшенные много столетий назад и покрытые долгое время джунглями, эти храмы было обнаружены лишь несколько десятилетий назад. За многие годы под действием воды, ветра и обычного человеческого вандализма древние постройки во многом утратили свое былое великолепие. Здесь до сих пор ведутся реставрационные работы.

Храмы Каджурахо таят много загадок. Неизвестны в точности обстоятельства и цели их постройки.

Стены храмов покрыты тысячами превосходных каменных рельефов, посвященных эротической теме. Считается, что именно изображения на храмах Каджурахо вдохновляли составителей «Кама‑сутры», хотя в самой «Кама‑сутре» речь идет о рельефах храма Сурьи в Конараке. Из‑за обилия подобных сюжетов в Европе принято называть Каджурахо «храмом любви», хотя храмов здесь не один и не два, а двадцать два. И хотя эти храмы получили всемирную известность прежде всего из‑за их эротических рельефов, они являются ценнейшим памятником культуры и истории средневековой Индии.

Подробнее...

Остров Элефанта расположен на западе Индии, в акватории Бомбейской гавани. Название «Элефанта» означает «слон» – издали остров действительно похож на слона. Высокая скала, напоминающая спину этого животного, снижаясь, образует возвышение поменьше – «голову», от которой тянется длинный «хобот» – мыс.

Впрочем, свое название остров получил не только из‑за сходства со слоном. Побывавшие здесь впервые в XVI в. португальские моряки с удивлением обнаружили огромную фигуру каменного слона, высеченную из монолитной глыбы.

Каменный слон с Элефанты – лишь одно из многих чудес этого небольшого острова. В VI–VII вв. здесь был создан обширный ансамбль скальных индуистских храмов, связанных с культом бога Шивы.

Подробнее...

В XI–XII вв. правители династии Чола были самыми могущественными во всей Индии, и власть их простиралась на обширные территории за пределами страны – на Цейлоне, в Бирме, Малайе и на Суматре. Период Чолов стал временем расцвета средневековой Южной Индии. В эту эпоху возникают грандиозные храмовые комплексы: храм Брихадишвары в Танджуре, построенный при Раджарадже I, храм Раджараджешвары (нач. XI в.), храм Брихадишвары в Гангаикондачолапураме (1025 г.), храмы в Тируваннамалаи, Чидамбараме, Тируккаликкунраме (XI и XII вв.). Архитектура этого периода до сих пор определяет характер городов и храмов Южной Индии, отличая их от севера страны.

Архитектурный стиль периода Чолов стал продолжением и развитием архитектурного стиля периода Паллавов. К храмам добавляются дворы и большие ограды, охватывающие широкое пространство, строятся особые залы и мощные высокие ворота с башней, так называемые гопуры, образующие входы в различные дворы и в культовые здания. Грандиозная башня‑гопурам (гопура) становится отличительным признаком южноиндийской архитектуры. В плане эти храмы представляют собой большой прямоугольник. Ярус за ярусом громоздятся друг над другом, слегка сужающаяся кверху башня заканчивается бочкообразным сводом.

Подробнее...

Паттадакал – древний город на юго‑западе Индии, стоящий на живописном берегу реки Малапрабха. В эпоху раннего Средневековья он являлся последней столицей правителей династии Чалукья (540–757) и ныне известен своим великолепным ансамблем храмов VIII столетия. Памятники Паттадакала представляют собой кульминацию раннесредневековой индийской храмовой архитектуры.

Хотя официальной резиденцией Чалукьев был город Бадами (а в самые первые годы – город Айхоле), Паттадакал служил второй, неофициальной столицей, где проводились важные государственные церемонии – такие, например, как коронация. Архитектурный стиль эпохи Чалукьев родился в Айхоле около 450 г. н. э. Индийские зодчие той эпохи использовали различные приемы и экспериментировали с различными стилями и в итоге создали свой собственный стиль, получивший свое развитие в памятниках Бадами и достигший вершины в в великолепных храмах Паттадакала. Сегодня Айхоле принято считать архитектурной школой, Бадами – колледжем, а Паттадакал – настоящим университетом архитектуры. Здесь строительное искусство эпохи Чалукьев достигло своей заключительной фазы.

Подробнее...

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.