logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Ознакомить ребят с основами психологической самозащиты, познакомить с факторами, провоцирующими насильственные действия.

2. На примерах из жизни отработать различные ситуации криминального характера.

3. Формировать психологическую устойчивость к криминальным проявлениям, укреплять психологическую готовность к насильственным действиям, воспитывать  чувство ответственности за собственные действия.

Методы обучения: словесные, практические (рассказ, беседа, обсуждение, работа в классе).

По окончанию урока учащиеся должны знать:

1. основы психологической самозащиты;

2. факторы, провоцирующие насильственные действия;

3. внешние признаки людей представляющих опасность;

4. как действовать в случае преступного посягательства;

5. причины роста преступности в городах.

План урока:

1. Вводное слово учителя (даётся понятийный аппарат и причины городской преступности).

2. Жертвы преступлений.

3. Язык жестов.

4. Правила поведения при встрече с преступником.

5. Закрепление изученного материала.

6. Домашнее задание.

Ход урока

1. Вводное слово учителя.

Мы живём с вами в «смутное» время. В том числе смутное ещё и потому, что в эти годы  со дна поднимается обычно тихо лежащая на дне муть. Поднимается и начинает творить «беспредел». Хотим мы этого или нет, но улица стала для человека ничуть не безопасней льдов Ледовитого океана ил африканских джунглей. А пожалуй что, и опасней. Там мы имеем дело с хищными, но бессознательными и потому предсказуемыми животными. В городе – с разумными и оттого особо опасными двуногими хищниками (вид – злоумыш- ленник, подвиды – насильник, грабитель, хулиган, убийца, маньяк и пр.). С кем из них нам придётся встретиться на узкой дорожке – угадать невозможно. Лучше бы ни с кем…

Большинство уличных преступлений просто не случились бы, если бы люди умели предвосхищать печальные события, если бы знали, где и когда ходить, как одеваться и как себя вести.

В начале занятия учитель знакомит учеников с понятиями, которые будут встречаться в ходе изучения данной темы.

Преступление – действия человека, нарушающие права другого человека, за которые установлены наказание.

Преступник – человек, нарушивший права другого человека.

Моральный и материальный ущерб – результат преступления.

Везде и всегда можно стать жертвой преступления независимо от того, где мы находимся – дома, на улице, в магазине, в лесу. Какие же причины могут сделать криминогенную опасность реальной: чаще всего наша беспечность, самонадеянность, глупость. Иногда мы хорошо знаем, что какие-то действия опасны, но всё равно надеемся на «авось», думаем, что беда обойдёт нас стороной. А когда же с нами происходит неприятность, мы плачем и говорим: «Какой же я был глупый, ведь знал, что нельзя было этого делать». Значит, для того, чтобы не стать жертвой преступного посягательства, нужно уметь предвидеть беду.

Далее преподаватель просит назвать учеников причины, обуславливающие рост преступности в городе. Выслушав ответы и предположения учеников, учитель систематизирует эти причины:

1. Это огромное количество незнакомых друг с другом жителей, что облегчает совершение преступления и увеличивает возможность преступника скрыться.

2. Низкий уровень жизни людей, недостаток образования и воспитания.

3. Миграция населения, возрастание нервных нагрузок на человека, влекущих увеличение стрессовых, конфликтных ситуаций.

4. Ослабление родственных и соседских связей.

5. Экономическая нестабильность, появление и увеличение уровня безработицы.

6. Усиление расслоения населения по уровню доходов.

7. Ослабление системы государственного контроля и регулирования производства и потребления спиртных напитков, которое привело к росту злоупотребления алкоголем.

8. Распространение в обществе наркомании.

9. Влияние средств массовой информации, бесконечно демонстрирующие сцены насилия над личностью, картины террористических актов, акты вандализма, садизма и т.д.

10. Кризис морали и культуры.

В пределах города есть места очень опасные в криминальном отношении. Как правило, для различных видов преступлений характерны определённые места. Так, похищение вещей, денег происходит обычно в местах скопления людей – рынки, вокзалы, общественный транспорт в часы «пик». Преподаватель поясняет, почему в различных местах крупного города происходят те или иные преступления, и делает вывод, что каждый человек должен соблюдать различные правила. Следовательно, вероятность стать жертвой преступления во многом зависит от действий самого человека.

В заключении данного раздела темы подводиться итог и даётся задание: определить зоны повышенной криминогенной опасности в нашем городе, объяснить причины возникновения таких зон.  Выслушав ответы приводиться официальные данные ГОВД:

«Самые криминогенные районы  в городе – это 26 квартал, верхний парк, 29 квартал, район военкомата, в Привокзальном – район кинотеатра «Ровесник» и улица Луначарского».

2. Жертвы преступлений.

Склонность некоторой части человечества к совершению противоправных действий существовала во все времена. Время, в котором мы живём не исключение.

Назовите первое преступление, описанное в библии? (Каин убил Авеля).

Во все времена люди делились на тех, кто чаще других становился жертвой преступников, и тех, кто чаще других умел избегать этой участи. Между ними нет чёткой границы, да и не возможно стать полностью неуязвимым для преступников. Любой человек может существенно снизить риск стать жертвой преступления, если усвоит определённые правила поведения.

Как свидетельствует статистика, мужчины подвергаются нападению чаще женщин; наибольшее количество жертв приходиться на возрастную группу от 12 до 24 лет, наименьшее – после 65 лет. Почему так происходит?

- Просто женщины  и опытные пожилые люди принимают больше мер предосторожности и тем самым существенно уменьшают преступнику шансы на успех. Молодёжь, особенно юноши, подростки, часто не обращают внимания на то, что происходит вокруг неё на улице.

Специалисты по самообороне  утверждают, что наиболее значительное отличие между «жертвами» и «нежертвами» состоит в том, что последние сохраняют бдительность и самообладание  и стараются избежать опасных ситуаций.

Одна из ветвей криминологии – наука о жертвах (виктимология). Поведение жертвы бывает виктимно, то есть поощряет, провоцирует преступника к преступлению. Преподаватель спрашивает ребят: подвергались ли они или их родители ограблению, и при каких обстоятельствах? Чем дело кончилось? Чему их это научило?

Есть смысл задуматься над вопросом: почему преступник выбирает из толпы прохожих именно вас? Этому, вероятно, есть свои причины. Хулиганы, как правило, обходят стороной тех людей, которые явно могут за себя постоять. Таким образом, ваш внешний вид должен говорить об уверенности в своих силах и ни в коем случае – о страхе.

Чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 секунд для оценки потенциальной жертвы (её моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает всё: неуверенность взгляда, не смелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление – всё, что играет ему на руку. Выделяют две категории людей: так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых можно условно назвать хлюпиками: они плохо физически организованны, расслаблены и не собраны. Вторые уверенны в себе, они смотрят и ступают уверенно.

Как же надо двигаться и вести себя, чтобы языком жестов сообщать преступнику: «Я не объект нападения»?

 

 

По ходу объяснения учащиеся записывают следующую таблицу:

Группа риска.

Признаки неуязвимости.

Торопливая, нервная улыбка.

Спокойная улыбка, уверенное выражение лица.

Нервная поза.

Спокойная поза.

Тихая, неуверенная речь.

Уверенный тон.

Беспокойные движения рук.

Редкие, спокойные движения рук.

Сгорбленная поза, вялая осанка.

Подтянутая и устойчивая поза.

Нервный, бегающий взгляд.

Спокойный, прямой взгляд.

Неуклюжесть походки.

Лёгкая, спортивная походка, бодрые, энергичные движения.

3. Язык жестов.

Вся наша жизнь проходит среди людей. Общение с ними, к сожалению, приносит не только радость, но и порой таит в себе опасность. Люди вокруг нас разные. У них различные взгляды, представления о добре и зле. Понимать других людей, уметь предвидеть их намерения и предвидеть возможные поступки – важное условие обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Основное средство общения людей – язык. Но люди могут обмениваться информацией, не произнося ни единого звука, давая понять свои желания  и намерения с помощью жестов, мимикой, поз. Существует язык жестов, о которых люди договариваются заранее, например азбука глухонемых. Но есть язык жестов и положений тела, о которых никто не договаривается, но который также можно понимать. Наши мимика, жестикуляция, движения тела опережают нашу речь. Язык тела гораздо честнее нашего обычного языка.

Какие бы хорошие слова мы не произносили при встрече с неприятным нам человеком, но сжатые кулаки и насупленный вид выдадут нашу неприязнь. Наблюдательный человек сразу уловит подлинное отношение к нему и не придаст значения словам. Наблюдательность – важнейший способ научиться понимать язык тела и овладеть им.

Рассмотрим несколько жизненных ситуаций, в которых понимание языка тела особенно важно для обеспечения безопасности:

1. Человек (группа) на открытом пространстве.

2. Человек (группа) в замкнутом пространстве.

3. Контакты с психологически неуравновешенными людьми.

На улице стоит компания. Представляет ли она опасность? Вполне возможно. Прежде чем вы приблизитесь к ней, посмотрите, как расположены члены компании по отношению друг другу. Компания может быть «закрыта». Это хорошо видно на рисунке № 1. Тела и лица членов компании повёрнуты друг к другу, носки обуви образуют замкнутую фигуру. Эти люди поглощены общением  друг с другом, они не предполагают участие в их беседе кого-либо ещё. Как правило, такая компания не представляет угрозы для прохожего, даже если они разговаривают слишком громко.

Если члены компании не образуют замкнутый круг, нужно быть осторожным. Их тела и лица повёрнуты не друг к другу, а к прохожим. Подобная позиция как бы приглашает других людей стать членами компании. Вряд ли это приглашение продиктовано гостеприимством. Один из членов компании что-то крутит в руках. Это может быть ключи, палка, цепочка. Всё это вполне может стать оружием. У других руки в карманах. Это жест скрытности. Желание скрыть от окружающих кисти рук, а может быть и предмет, находящийся в них, - это реальная угроза.

Очень важно, как держат головы члены компании. Признаком скрытой угрозы является наклонённая вперёд голова, взгляд исподлобья. Может представлять угрозу и человек с высоко поднятой головой. Если этому сопутствует несколько обстоятельств: подбородок приподнят и выдвинут вперёд, ноги расставлены на ширину плеч или шире, обе руки на поясе. Угрозу может представлять не только стоящая компания, но и двигающаяся. Здесь нужно обратить внимание, на каком расстоянии друг от друга движутся члены компании. Если они идут близко друг к другу, то опасность маловероятна. Если расстояние между ними значительное, можно ожидать всяких неприятностей. Как правило, так ведут себя те, кто хочет задеть и спровоцировать прохожего на конфликт.

Как определить, представляет ли угрозу идущий по улице мужчина? Обе руки в карманах брюк часто свидетельствуют о сексуальных отклонениях. Мужчина, который во время ходьбы держит руки на поясе, возбуждён, а значит, может быть агрессивным. Опасность представляет человек, у которого одна рука находиться за спиной. Когда двое мужчин, идущих вам навстречу, не сторонятся, давая возможность вам пройти, а расходятся в стороны так, чтобы вы прошли между ними, - это признак возможной агрессии. Особенно не предвещают ничего хорошего спрятанные кисти рук с выставленными наружу большими пальцами .

Таит в себе угрозу и поза претензии на территорию. Эти позы означают: «Я здесь хозяин! Что вам тут надо!!!». Ваше приближение может быть воспринято как вторжение. В этих позах изначально заложена готовность к агрессивным действиям. Компания не должна вызывать для вас опасности, в отличие от компании. Есть ситуации, когда люди осознанно провоцируют конфликт. Вызывающе громкая речь, широко расставленные ноги, разбросанные в стороны руки – всё это сигналы «Я – пуп земли». Такие люди заранее готовы ввязаться в драку, понимая, что их поведение вызывает недовольство окружающих.

4. Правила поведения при встрече с преступником.

А) Выработка уверенности.

Мы нередко встречаем информацию о том, как женщина или немощная старуха отразила нападение хулиганов, грабителей, одерживая верх за счёт решительности, внутренней уверенности своих действий. Уверенное поведение не даёт повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и, что более важно, чего не хотите. Учитель рассматривает некоторые типичные ответы уверенного человека на непрошенные выпады и угрозы: «А ну-ка, не лезь ко мне!», «Так я тебе и отдам мою сумочку!», «Убирайтесь из моего дома вон!». Далее ученики знакомятся с техникой «заезженная пластинка», когда вы, не переставая, повторяете фразу о том, чего хотите или чего не хотите, причём спокойным и решительным тоном, до тех пор, пока слушавший либо уступит и примет вашу точку зрения, либо удалиться.

Можно дать время ученикам на составление примеров. Затем заслушиваются ответы, и подводиться итог: целью использования метода «заезженной пластинки» является проявление упорства вне зависимости от смысла произносимых слов.

Б) Преодоление страха.

Человек, не знающий, как действовать в уличной ситуации, испытывает страх при нападении преступника. Человек испытывает шок и напоминает кролика, загипнотизированного фарами приближающегося автомобиля. Даже незначительное присутствие духа может увеличить ваши шансы не пасть жертвой преступника. Перед лицом опасности вашим единственным желанием должно быть желание выжить и победить. Если жертва оказывает сопротивление – словом, физическим действием или и тем и другим одновременно, фактор неожиданности обращается против самого преступника точно таким же образом, как он долен был изначально сработать против жертвы. Это справедливо при любых обстоятельствах, вне зависимости от типа инцидента: вымогатели, воры-взломщики – все они в своих действиях делают ставку на неожиданность. Лишение этого фактора является первым шагом к избежанию незавидной участи жертвы.

В) Снятие напряжённости. 

Успех при снятии напряжённости или завладении инициативы в опасной ситуации

зависит от ваших собственных действий. В литературе описан случай, когда на станции

тех.обслуживания один из хулиганов в агрессивной манере произнёс вызывающий вопрос: «Чего уставился?» «А какие, на твой взгляд, причины смотреть на тебя могут быть у меня?» - ответил мастер вопросом на вопрос. Так и не найдя ответа на вопрос, парень удалился. Мастер взял ситуацию под свой контроль.

Для снятия напряжения в любой ситуации следует:

- говорить твёрдым, спокойным голосом;

- внимательно слушать и стараться, чтобы происходил обмен фразами;

- как можно скорее уяснить для себя, что именно агрессору от вас нужно;

- дать «собеседнику» понять, что вы слушаете и воспринимаете его серьёзно;

- предложить ему перейти в другое помещение, если кто-то или что-то вызывает или усиливает раздражение агрессора;

- принять вместе с агрессором, если возможно, сидячее положение, поскольку это часто уменьшает напряжение;

- если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения. Например, сказать что-нибудь вроде: «Мы продолжим дискуссию, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать!».

Г) Метод отвлечения внимания.

Отвлекая агрессора, вы можете выиграть драгоценные секунды и успеть ретироваться. Реакция агрессора на отвлечение внимания бывает совершенно непредсказуемой и во многом зависит от ваших действий.

Каким образом можно отвлечь внимание преступника? Выслушав ответы учеников учитель сообщает, что методами отвлечения внимания могут быть действия, направленные на то, чтобы смутить нападающего разными способами. Например выронить на землю деньги. Сделать вид, что видите за его спиной кого-то из ваших друзей. Метод симуляции, связанный с розыгрышем, когда вы например, убеждаете оппонента в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите кошелёк, тоже хорошо срабатывает. Когда он собирается взять означенную вещь, можно ошеломить его, ударив чем-нибудь по голове, что даст вам необходимые секунды для бегства.

5. Закрепление изученного материала.

Несколько учеников получают карточки с заданиями «Решение проблемы», работают с ними и высказывают своё мнение. Остальные отвечают на вопросы проверяющие усвоение изученного материала.

- приведите примеры виктимного поведения;

- назовите пути преодоления страха при встрече с преступником;

- каковы основные отличия между «жертвами» и «нежертвами»;

- что вы знаете о языке жестов.

6. Домашнее задание.

Задания выполняются на выбор:

- подготовиться к контрольному тестированию по изученной теме;

- найти в СМИ примеры успешного противостояния преступным посягательствам;

- придумать ситуацию, как вы будете действовать во время преступного посягательства;

- составить кроссворд по изученной теме (15 зададаний).

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.