logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Познакомить учащихся с внешними признаками различных категорий преступников и как можно защищаться с учётом особенностей нападающих.

2. Изучить опасные и безопасные места в городе и правила безопасного поведения на улице.

3. Развивать умения и навыки безопасного поведения, психологической готовности к отражению преступного посягательства.

4. Довести до учащихся понятие о насилии, о возможностях его предотвращения, о законах, защищающих жертву.

 

Методы обучения: рассказ, беседа, деятельность класса со статьями УК РФ, видеофильм, проблемные задания.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) об опасном времени суток и опасных местах, при нахождении в которых возрастает степень угрозы личной безопасности;

б) правила безопасного поведения на улице;

в) уметь избегать опасных домогательств на улице со стороны злоумышленников;

г)  меры ответственности  за преступные посягательства, предусмотренные УК РФ;

д)  внешние признаки людей представляющих опасность и уметь отличить их от законопослушных граждан.

е) что делать, если вы стали жертвой преступного посягательства.

 

План урока:

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя (постановка задач, целей урока, его актуальность для каждого человека).

Б) Что такое насилие и виды его проявления.

В) Ответственность за насилие и закон.

Г) Как уберечь себя от преступлений.

Д) Психологическая готовность к экстремальным ситуациям криминального характера.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

 

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

Ученики приводят примеры из СМИ о квартирных кражах в нашем городе и в стране, часть учеников приводит своё мнение по поводу вопросов «Ситуационной задачи», после этого среди всего класса проводиться контрольное тестирование.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя.

На данном уроке мы познакомимся с правилами безопасного поведения на улице. На первый взгляд вы думаете, что всё это уже знаете. Но подростки очень часто не умеют выявлять и прогнозировать возможные опасности, не всегда грамотно действуют в критических ситуациях. На конкретных примерах мы рассмотрим причины и последствия действий жертвы и преступника.

Исследования свидетельствуют, что в городах страны сложилась неблагоприятная криминологическая обстановка. Темпы роста преступлений в городах в четыре раза опережают темпы роста населения в них. В обобщённом виде структура городской преступности выглядит следующим образом.

Первое место занимают корыстные преступления, среди которых преобладают кражи, на втором месте хулиганство, на третьем насильственные преступления: убийства, тяжкие телесные преступления и изнасилования. Очень высока в городах интенсивность совершения грабежей и разбойных нападений, связанных с завладением личным имуществом. Как правило, похищаются дефицитные и дорогие носильные вещи, импортная видео -, радио-аппаратура, меховые, драгоценные изделия.  На улице в основном совершаются такие преступления, как грабёж и хулиганство. Грабитель похищает те вещи или ценности, которые у нас есть с собой. Чаще всего это деньги, но не брезгуют преступники и вещами, например,  зимой, очень часто срывают меховые шапки. Хулиганство  - это действия, грубо нарушающие общественный порядок, установленные законом и моралью нормы поведения. Хулиганство отличается от грабежа и кражи тем, что преступник не похищает никаких ценностей.  Он нахально,  пристаёт к людям на улице или в общественном месте, затевает драку, оскорбляет. Такое поведение расценивается законом как совершение хулиганства, то есть грубое нарушение общественного порядка. Таким образом, на улице вы можете стать жертвой и хулигана, и грабителя.

Б) Что такое насилие и виды его проявления.

Все преступники совершают насильственные действия против жертвы. Что такое насилие? После ответов учеников записывается в тетрадь:

Насилие – это принуждение для достижения целей. Насилие, насильство (словарь В.Даля) – это принуждение, неволя, силование, действие стеснительное, обидное, незаконное,

своевольное. Цель насилия – завоевание тех или иных прав и привилегий, а так же господства и контроля над человеком путём оскорбления, запугивания, шантажа и др.

 

Виды насилия и как они проявляются.

Физическое.

Психическое.

Эмоциональное.

Сексуальное.

Ударить.

Оказывать давление.

Грубые крики.

Изнасилование.

Избить.

Унижать.

Оскорбления.

Принуждение к сексуальным отношениям.

Толкнуть.

Угрожать.

Унижение.

Пошлые домогательства.

Таскать за волосы.

Порча принадлежа -щих вещей.

Постоянная критика.

Вульгарные высказывания, выражения, жесты и мимика.

Формы проявления насилия разнообразны:

1. Запугивание и угрозы – внушение страха криком, жестами, мимикой;

2. Физическое наказание – избиение, пощёчины, истязание, таскание за волосы, щипание и др.;

3. Эмоциональное (психическое) – не только запугивание, угрозы, изоляция, но и унижение чувства собственного достоинства и чести, словесные оскорбления, грубость, унижение в присутствии других людей.

В) Ответственность за насилие и закон.

Насилие совершают по отношению к окружающим людям такие же, как вы подростки.

Но каждый должен знать, что существует ответственность  за проявление насилия по отношению к другому человеку. В Уголовном Кодексе РФ существуют законы, на основании которых можно возбудить уголовное дело в тех случаях, когда действия обидчика соответствуют определению разных форм насилия (физического, психического, сексуального), и после того, как эти действия уже были совершены: побои, угроза убийства или причинения тяжкого вреда здоровью; оскорбление, клевета ( смотрите приложения - ст. 111, 112, 115, 116,119, 129, 130 УК РФ). Уголовная ответственность возникает с 16 лет, а за наиболее тяжкие преступления с 14 лет. Каждый должен осознавать свои действия и меру ответственности за них.

1. Преступление – серьёзное нарушение закона взрослыми людьми и несовершеннолет- ними, достигшими возраста, с которого наступает уголовная ответственность.

2. Правонарушение – нарушение закона, за которое наступает административная ответственность для взрослых людей и подростков с 16-летнего возраста.

3. Проступок – нарушение правил поведения в школе, вызывающее поведение и др.

Шалость, злонамеренный проступок, вандализм.

Шалость.

Злонамеренный проступок.

Вандализм.

Спрятать ручку, тетрадь своего соседа по парте.

Жестоко обращаться с животными, жестокие драки и т.д.

Разрушение надгробных памятников.

Позвонить приятелю, сказать, что первого урока не будет.

Разбить оконное стекло специально.

Погромы автомобилей, разбитые витрины магазинов.

Отключить телефон, сказать сестре, что он не работает.

Сорвать любимые цветы с клумбы соседки по даче.

Разбитые фанатами скамейки на стадионах.

 

Г)  Как уберечь себя от преступлений.

Чтобы уберечь себя от преступлений и насилия, совсем необязательно становиться обладателем черного пояса в каком-нибудь виде спорта или носить с собой газовый баллончик. Эффективная профилактика преступности основана главным образом на здравом смысле. Конечно, невозможно стать полностью неуязвимым для преступников; всегда существует определённый риск оказаться не в том месте и не в то время. Но тот, кто воспользуется советами, может значительно повысить уровень своей безопасности.

Правила безопасного поведения с незнакомым человеком.

Незнакомый – это человек, которого ты не знаешь. Незнакомец может назвать тебя по имени, сказать, что пришёл по просьбе родителей. Но если человек тебе не знаком, ты должен на все предложения отвечать отказом. С раннего детства дети должны знать, что люди бывают разные, и иметь дело надо только с тем, кого знаешь.

Пример: «Поехали со мной в город на машине, - предложил Сергей П. ребятам. – заедем в магазин, купим коробку конфет, ликёра. Я премию получил – угощаю! Вместо поездки в город подростки оказались в подвале, где знакомый им дядя Серёжа показал, кто он есть на самом деле: пытал, насиловал, заставлял их бить друг друга, издевался даже над трупами». (Маньяк – убийца ветеринар Горовской).

Закон четырёх «не», которые знают дети многих стран:

- никогда не разговаривай с незнакомцем;

- никогда не садись в машину к незнакомцу;

- никогда не играй по дороге из школы домой;

- никогда не гуляй с наступлением темноты.

Первое правило - самое безусловное. Предлог, который найдёт злоумышленник, может быть любым: посмотреть каких-то животных, записаться в спортивную секцию, сняться в фильме. Надо знать, что если ты один, то на любые слова незнакомца должен отвечать: «Извините, нет» или «Извините, я не знаю». И уходить.

Безопасность в общественных местах.

В вечернее время у освещённых витрин магазинов, киосков, остановок транспорта и прочих подобных местах можно увидеть группы молодых ребят, лениво поглядывающих по сторонам. Если это грабители, то они пристально следят за каждым, кто пришёл сделать покупку, особенно за своими сверстниками. Купив что-то, вы можете усилить желание бездельников завладеть вашей покупкой. Поэтому будьте предельно внимательны. Не следует подходить к компаниям подвыпивших парней, ведь любого пустяка достаточно, чтобы завязалась драка, а за ней последовало бы ограбление. Иногда даже нарядная одежда действует на хулиганов, как красная тряпка на быка.

Всегда обращайте внимание на подозрительных лиц с бросающимися в глаза особыми

Приметами, такими, как шрамы, татуировки. Часто грабители, особенно пьяные, переговариваясь между собой, называют друг друга по кличкам, используя жаргон преступного мира. Узнать уголовника можно также по манере ходить, разговаривать.

Какие люди представляют для вас опасность? После того, как учащиеся назовут их, учитель дополняет, если нужно, их ответы.

 

Таблица о типах злоумышленников.

Злоумышленники.

Характерные признаки.

Способы поведения и самозащиты.

Уголовники - рецидивисты, ранее отбывавшие наказание за совершение тяжких преступлений (изнасилование, убийство, грабёж, разбой, нанесение тяжких телесных повреждений).

Татуировки, шрамы, жаргон, стиль одежды, развратные жесты и выражения.

Стараться обходить их стороной, в случае необходимости защищаться всеми доступными способами.

Молодые хулиганы.

Невоспитанные, крепкие юнцы, считающие себя центом мироздания. Подвыпившие,  они страшны тем, что сами себя возбуждают и разжигают настрой на групповое насилие. Они как бы соревнуются между собой в бесстрашии.

Не стоит одному (одной) оказываться в безлюдном месте на пути толпы подвыпивших юнцов.

Взрослые хулиганы..

Это люди средних лет, как правило, озлобленные, пьяные, склонные во всём винить окружающих.

Вступать с ними в пререка- ния не стоит. Их нужно обходить стороной. С ними можно мирно существовать, не вступая с ними в перепалки и избегая столкновений.

Лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Плохо ориентируются в своих действиях и способны на любое преступление.

В случае нападения, имея определённую подготовку, вполне можно отбиться. Координация движений у них нарушена или отсутствует вообще. Главное не дать себя схватить, по возможности от такого преследователя.

Маньяки (люди с извращён - ной или нарушенной психикой).

Как правило, у них имеются психические заболевания, связанные с наследственностью. Распознать таких людей можно по неадекватному поведению, выражению глаз, движениям рук, циничным предложениям.

Обходить их стороной и защищаться всеми доступными способами.

Конечно, лучше не оказываться в этой ситуации. Но чаще всего мы сами виноваты в этом.

Пример: «Парк был погружен во мрак. Фонари горели только у ворот, около коммерческих киосков и на танцплощадке. Юра постоял у ворот, прикинул: идти вокруг парка по освещённой улице не меньше сорока минут. Через парк – пять минут ходьбы по тёмной аллее. «Чему быть - того не миновать», - подумал Юра и неуверенно зашагал по аллее. Минут через десять Юра бежал назад к воротам, держась за разбитый лоб, и всхлипывал от боли. Дурная слава парка «Юбилейный» подтвердилась. «Хорошо хоть жив, остался!» - подумал паренёк».

Кто выскажет своё мнение по поводу этого примера?

Д) Психологическая готовность к экстремальным ситуациям криминального характера. Реакция на экстремальную и чрезвычайную ситуацию, психическая стойкость людей зависят от множества факторов.

1. Это индивидуальные психофизиологические особенности человека, зависящие от характера протекания нервных процессов, темперамента, способностей.

2. Это духовная сила человека, его мировоззрение, интересы, воспитание, чувство ответственности.

3. Это психологическая готовность к трудностям, риску, внезапному усложнению обстановки.

Какой бы продуманной и тщательной ни была подготовка к экстремальным ситуациям, всех возможных вариантов предвидеть нельзя.

В сложной ситуации ошибочные действия, растерянность, заторможенность возникают не столько из-за чувства личной опасности или объективной трудности положения, сколько в следствии неожиданности развития событий и затруднений в поиске нужных в этот момент решений и действий. Способность к быстрой оценке непредвиденных событий определяется качествами оперативного мышления. Навыки этого мышления, умение быстро и правильно реагировать на необычную обстановку, когда требуется самостоятельное, нестандартное принятие решения, являются важнейшими качествами подготовки к экстремальным ситуациям. Для психологически подготовленного человека важны самостоятельность, находчивость, интуиция, инициатива. Решения должны приниматься быстро, медленно соображающий человек не может быть подготовленным к экстремальным ситуациям.

3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие места в городе представляют повышенную криминальную опасность?

- Какие категории людей могут представлять опасность для окружающих?

- Какова ответственность за насильственные действия?

Учащиеся отвечают на вопросы, работая с рисунками криминальных ситуаций.

4. Домашнее задание.

- Подготовиться к контрольному тестированию.

- Найти примеры преступных посягательств в СМИ.

- Вспомнить случаи преступных или насильственных действий в отношении вас.

- Нарисовать маршрут из дома в школу и отметить на нём опасные места.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.