logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Познакомить учащихся с преступлениями, которые совершаются ну улице и в различных общественных местах.

2. Разобрать различные варианты поведения в случае преступного посягательства со стороны преступных элементов.

3. Продолжать развивать умения и навыки действий подростка в экстремальной ситуации.

4. Ознакомить учащихся с ответственностью за совершение противоправных действий.

Методы обучения: лекция, беседа, работа класса с проблемными ситуациями, просмотр фрагмента видеофильма.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) как действовать в определённых криминальных ситуациях;

б) меру ответственности за противоправные действия;

в) меры безопасности против карманных краж;

г) правила безопасного поведения в тёмное время суток;

д) как получить помощь со стороны;

е) что делать, если вы стали жертвой преступного посягательства.

План урока:

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя (постановка задач, целей урока, его актуальность для каждого человека).

Б) Как предотвратить кражи из карманов, сумок, пакетов.

В) Правила безопасности на улице.

Г) Категории людей представляющих опасность для законопослушных граждан.

Д) Как получить помощь со стороны.

Е) Нравственные качества как средство безопасности.

Ж) Ответственность за преступные посягательства.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

Учащиеся приводят примеры из СМИ и собственного жизненного опыта о преступных посягательствах на улицах и в различных общественных местах. После этого среди всего класса проводится контрольное тестирование по изученной теме.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя.

Информированность подростков о криминальных опасностях подстерегающих нас чаще, чем опасности техногенные и природные, способствует реальному уменьшению числа потерпевших от правонарушений. Не случайно, именно после перехода к массовому преподаванию предмета ОБЖ во всех видах образовательных учреждений страны впервые с 1994 года наметилась тенденция к снижению многих видов преступлений и происшествий. Конечно, на снижение преступности повлияли и большие ресурсы, выделенные правоохранительным органам, активизация их работы после перегрузок и шокового состояния 1992-1994 годов. Однако многие неблагоприятные факторы криминогенного характера продолжают набирать силу: слабая экономика, наличие безработицы, процветание наркомании, пьянства, разврата, трудности жизни подростков в малообеспеченных семьях. Не случайно многие специалисты предвидели дальнейший рост преступности. А тут – спад. Именно массовое информирование миллионов учащихся через курс ОБЖ и стало тем мощным дополнительных профилактическим фактором, который вместе с другими усилиями государства и общества остановил рост преступности. Статистические данные показывают перелом в криминальной ситуации в стране, начавшейся в 1996 году.

Б) Как предотвратить кражи из карманов, сумок, пакетов.

Перед началом объяснения задаётся вопрос: Кто-нибудь из вас или ваших близких страдал от карманных воров? Какие ошибки вы совершили?

Прежде чем говорить о типичных способах действий воров, о приёмах самозащиты от них, ознакомимся с характеристикой конкретного преступника, зовут которого Равиль. Равиль не просто вор, а вор-химик, самая опасная для общества разновидность этой братии. Её побаиваются сами воры. Он знает стоимость всех маршрутов: на поезде Новокузнецк Андижан он взял 4 тысячи, Новосибирск – Адлер пять тысяч и парочку чемоданов, Бийск – Томск дешёвый, стыдно сказать, триста рублей, но… Но у Равиля есть связи и рецепты, он достаёт сильнодействующее снотворное и заряжает водку, коньяк, шампанское, ситро. С проводниками – расчёт только деньгами. Они и посадят в хорошее, солидное купе. Едут папа, мама, дочка отдыхать. В купе проводника стоит с чемоданчиком весёлый человек. Просит предоставить ему место до ближайшей станции. Папа, мама, дочь соглашаются пустить его только до ближайшей станции. Равиль в азарте, семья хохочет над его рассказами из цирковой жизни. Попутчик предлагает угоститься с ним, выпить чуть-чуть. Льётся дорогой армянский коньяк, дочь тянет «Буратино». Равиль пьёт даже больше других. Жена от коньяка отказалась, но у Равиля нашлась бутылка вина, и она сдалась. Как-то в мгновение все сникли, Равиль опустил шторы, дверь крепко закрыл и принялся за работу: напитки убрал, чемодан проверил, деньги посчитал, серьги аккуратно снял. С кольцами иногда приходиться повозиться. Оставшуюся в купе семью описывать не стоит – в себя она придёт не раньше чем через неделю.

У карманников немало школ. Некоторые «работают» под глухонемых. Такой специалист разыгрывает перед вами полное непонимание, он хочет что-то узнать, мычит, постукивает вас (ощупывает, где бумажник), он в отчаянии, достаёт блокнот, что-то пишет. Именно так он выуживает деньги у людей, выходящих из ресторана, в фойе гостиницы, на вокзале.

Очень распространённая форма воровства – в автобусах, троллейбусах, трамваях. Группа располагается у входа, Здесь удобнее устроить затор в случае недоразумения, здесь меняются пассажиры, здесь два уровня ступеней. И если вы держите сумку или поставили её на пол, то один из группы закрывает вам обзор, а другой, стоящий ниже, орудует в сумке.

Некоторые группы карманников готовы даже разыграть маленький спектакль. Вот, например, они встречают поезд, незаметно провожают выбранного человека до стоянки такси, а здесь устраивают неразбериху, во время которой не только успевают обобрать неудачливого пассажира, но и усадить его в первое попавшиеся такси, убеждая, что его пункт назначения, как раз по дороге.

Вообще уличные спектакли – традиционный способ обирать ротозеев. Нигде не вертелось столько пронырливых людей, как на базарах, ярмарках, на площадях и т.д. В историю московской милиции вошли карманники, которые собирали зевак даже возле пьяницы, уронившего свою бутылку и предававшемуся своему горю. Любопытные прохожие лишь спустя некоторое время обнаруживали, как дорого стоил билет на этот невинный уличный спектакль.

Если кража всё-таки произошла, постарайтесь вспомнить – не ходил ли за вами некий субъект из отдела в отдел магазина, не отошёл ли быстро кто-то от прилавка, хотя ничего не купил. Эти сведения могут помочь милиции поймать вора по горячим следам. Но сразу смиритесь с тем, что раскрыть такое преступление очень сложно, а если вы имели дело с настоящим профессионалом – почти невозможно.

Сможете ли вы, на основе изложенной информации сформулировать правила самозащиты от карманных воров?

 

Защита от карманных воров:

1. не носите бумажник, ценные вещи поверх содержимого сумок, постарайтесь положить их так, чтобы между оболочкой сумки и кошельком находились другие вещи: они помешают извлечь ваш кошелёк, если вор разрежет сумку.

2. Старайтесь не носить бумажник в кармане брюк, особенно задних. Пользуйтесь для этого внутренними карманами пиджака, куртки.

3. Без нужды не вынимайте кошелёк в людных местах, доставайте деньги так, чтобы это не было заметно окружающим.

4. Старайтесь во время поездки в общественном транспорте стоять так, чтобы никто не стоял к вам вплотную.

5. Внимательно следите за своими вещами. Если вы почувствовали, что ваши вещи кто-то затронул, внимательно посмотрите на этого человека. Если вы не можете определить, кто это сделал, посмотрите на всех, кто стоит рядом. Затем отойдите в сторону и усильте внимание.

6. Если входите в общественный транспорт в числе последних, а в дверях толкотня, возьмите свою сумку так, чтобы она находилась впереди вас на уровне груди.

7. Держите в разных местах мелкие и крупные деньги. Не привлекайте внимание окружающих к вашему кошельку при оплате покупок. Прикрепите кошелёк внутри сумки на прочную цепочку.

8. Обращайте внимание на людей, которые пытаются подойти к вам ближе, встают ссади или сбоку, прижимаются или отвлекают ваше внимание.

9. Карманные воры прибегают к различным ухищрениям, чтобы усыпить вашу бдительность, поэтому будьте осторожны, при попытке остановить вас и завязать разговор.

10. При поездках в общественном транспорте старайтесь не засыпать и не заглядываться в окно, если на полу стоят ваши вещи.

В) Правила безопасности на улице.

Учащиеся должны усвоить, что с целью безопасности необходимо:

- избегать малолюдных мест – пустырей, тёмных улиц, плохо освещённых улиц;

- хорошо изучить окрестности своего района и места наиболее посещаемые;

- если пришлось выйти на улицу в тёмное время – выбирать самый безопасный путь, даже если он не самый короткий.

Нужно всегда предупреждать родителей о том, куда вы пошли и когда вернётесь, а если родителей нет дома – оставить записку. Это необходимо не только для спокойствия мамы и папы, но и для вашей безопасности. Если сообщить родителям, куда вы пошли и когда вернётесь, то это даст возможность организовать вовремя поиски и в нужном направлении.

Все должны помнить, что зелёные насаждения, парки, которые днём радуют глаз, ночью могут превратиться в убежище преступника – ведь в кустах легче спрятаться. Поэтому, проходя по плохо освещённым улицам, нужно держаться ближе к середине улицы, тем самым лишая преступника возможности напасть неожиданно. Именно неожиданность нападения помогает преступнику. Человек легко становится жертвой, ведь он не думал ни о чём плохом и не был готов к защите.

Пример: «Их взгляды встретились. Грабитель понял, что перед ним робкий, даже трусливый человек: руки его дрожали, глаза бегали из стороны в сторону, голова втянута в плечи. Послышался заикающийся голос: «Я.. Я..  сейчас». Можно действовать. Сорвана шапка, вывернуты карманы, вещи из сумки хлюпика перекочевали в сумку бандита.»

Нельзя садиться в машину к незнакомым людям, не стоит подходить близко к машине, даже если сидящие в ней люди о чём-то спрашивают. Иначе человек оказывается во власти преступника, который может затащить его в машину. Для того, чтобы не подвергать себя такой опасности, нужно не подходить к машине ближе, чем на расстояние вытянутой руки.

Трусость и осторожность. Если человек не желает подвергать себя напрасному риску, старается предусмотреть опасность и избежать её, это не значит, что он трус. Это значит, что он ценит своё здоровье, жизнь, спокойствие близких и родных ему людей. Поэтому, нет ничего постыдного в том, что человек, увидев подозрительных людей, перейдет на другую сторону улицы или зайдёт в магазин. Не следует оказывать сопротивление грабителю, если вы не уверенны в своих силах. Самое дорогое, что у вас есть, - это жизнь и здоровье. Никакая ценная вещь не может быть дороже здоровья и жизни.

Пример: «Паша знал, что во дворе никто не может с ним тягаться в силе, ловкости и уме. Он занимался в секции бокса, учился в гимназии. А эти слабаки, недоумки… С ними не о чём даже поговорить. Да и в школе Паша сегодня не сдержался и сказал всё, что думает о своих приятелях: «Вы «слабаки», даже спортом не хотите заниматься!» С ним перестали все разговаривать, только кивали и всё. Вчера у Паши случилось неприятная история. Какие-то парни подошли к нему, когда он шёл в школу. Их было трое. Они отобрали деньги. Приёмы бокса не помогли. Грустные мысли в голове у Паши: «Что теперь делать? Ведь даже посоветоваться не с кем. Даже бывшие друзья отвернулись. От кого ждать помощи и поддержки».

Вопрос: Каков смысл этой ситуации?

Г) Категории людей представляющие опасность для законопослушных граждан.

Мы уже касались этого вопроса в пятом классе. Но вспомнить нелишне. В вечернее время у освещённых витрин магазинов, киосков, остановок транспорта и прочих подобных местах можно увидеть группы молодых ребят, лениво поглядывающих по сторонам. Если это грабители, то они пристально следят за каждым, кто пришёл сделать покупку, особенно за своими сверстниками. Купив что-то, вы можете усилить желание бездельников завладеть вашей покупкой. Поэтому будьте предельно внимательны. Не следует подходить к компаниям подвыпивших парней, ведь любого пустяка достаточно, чтобы завязалась драка, а за ней последовало бы ограбление. Иногда даже нарядная одежда действует на хулиганов, как красная тряпка на быка.

Всегда обращайте внимание на подозрительных лиц с бросающимися в глаза особыми

Приметами, такими, как шрамы, татуировки. Часто грабители, особенно пьяные, переговариваясь между собой, называют друг друга по кличкам, используя жаргон преступного мира. Узнать уголовника можно также по манере ходить, разговаривать.

Какие люди представляют для вас опасность? После того, как учащиеся назовут их, учитель дополняет, если нужно, их ответы.

 

Таблица о типах злоумышленников.

Злоумышленники.

Характерные признаки.

Способы поведения и самозащиты.

Уголовники - рецидивисты, ранее отбывавшие наказание за совершение тяжких преступлений (изнасилование, убийство, грабёж, разбой, нанесение тяжких телесных повреждений).

Татуировки, шрамы, жаргон, стиль одежды, развратные жесты и выражения.

Стараться обходить их стороной, в случае необходимости защищаться всеми доступными способами.

Молодые хулиганы.

Невоспитанные, крепкие юнцы, считающие себя центом мироздания.

Не стоит одному (одной) оказываться в безлюдном месте на пути толпы подвыпивших юнцов.

Подвыпившие,  они страшны тем, что сами себя возбуждают и разжигают настрой на групповое насилие. Они как бы соревнуются между собой в бесстрашии.

Взрослые хулиганы..

Это люди средних лет, как правило, озлобленные, пьяные, склонные во всём винить окружающих.

Вступать с ними в пререка- ния не стоит. Их нужно обходить стороной. С ними можно мирно существовать, не вступая с ними в перепалки и избегая столкновений.

Лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Плохо ориентируются в своих действиях и способны на любое преступление.

В случае нападения, имея определённую подготовку, вполне можно отбиться. Координация движений у них нарушена или отсутствует вообще. Главное не дать себя схватить, по возможности от такого преследователя.

Маньяки (люди с извращён- ной или нарушенной психикой).

Как правило, у них имеются психические заболевания, связанные с наследственностью. Распознать таких людей можно по неадекватному поведению, выражению глаз, движениям рук, циничным предложениям.

Обходить их стороной и защищаться всеми доступными способами.

Конечно, лучше не оказываться в этой ситуации. Но чаще всего мы сами виноваты в этом.

Пример: «Парк был погружен во мрак. Фонари горели только у ворот, около коммерческих киосков и на танцплощадке. Юра постоял у ворот, прикинул: идти вокруг парка по освещённой улице не меньше сорока минут. Через парк – пять минут ходьбы по тёмной аллее. «Чему быть - того не миновать», - подумал Юра и неуверенно зашагал по аллее. Минут через десять Юра бежал назад к воротам, держась за разбитый лоб, и всхлипывал от боли. Дурная слава парка «Юбилейный» подтвердилась. «Хорошо хоть жив, остался!» - подумал паренёк».

Кто выскажет своё мнение по поводу этого примера?

Д) Как получить помощь со стороны.

К сожалению, наличие в пределах видимости случайных прохожих не гарантирует получение помощи. Более вероятнее её получить, если затронуты интересы потенциальных помощников или у них создаётся впечатление о посягательстве на их интересы и безопасность.

Результаты опросов говорят о следующем: если среди ночи раздаются страшные крики, то 36% жильцов «на всякий случай» пытаются разузнать, что происходит; 44% помогают только по обстоятельствам; 13% вообще ничего не делают. 58% опрошенных говорят, что в любом случае помогут женщине, к которой пристаёт пьяный; 32% - ещё подумают, следует ли ей оказывать помощь. Помогут ли эти 58% на самом деле? Таким образом, надо рассчитывать только на себя.

1. Забежав в подъезд нужно закричать «Пожар!» Впрочем, в подъезд без крайней нужды лучше не забегать (если вы не знаете, что там есть другой выход), так как преследователи могут вас там блокировать.

2. Можно пробегая мимо фасада дома, стучать по окнам рукой, либо швырнуть что-то в окно. Но лучше не стараться разбить окно.

3. Пробегая мимо объекта, где есть сигнализация, и в действительности в критической ситуации разбивайте окно, бросив в него любой твёрдый предмет.

4. Пробегая мимо автомобиля, ударить по нему, чтобы сработала сигнализация.

5. Если вы убегаете, а перед вами толпа на остановке, можно в неё врезаться, что отвлечёт ваших преследователей и им придётся разбираться с пострадавшими.

6. Для самообороны выхватить из рук прохожих, предметы которыми можно защититься (зонтик, трость, бутылку или пакет молока и т.д.)

Е) Нравственные качества как средство безопасности.

Многие люди не готовы ответить насилием на насилие, не могут применить оружие самозащиты и т.д. В этом случае речь идёт о моральной готовности человека к выживанию в опасных ситуациях. Вам могут помочь следующие рекомендации:

1. Учитывая то, что преступник обычно видит в окружающих людях лишь средство достижения своих неблаговидных целей, вряд ли вам при столкновении с правонарушителем удастся его разжалобить или убедить в свое правоте. Помните, преступник готов на обман, он способен быть лицемерным, высокомерным, коварным, жадным, наглым, грубым, злопамятным, мстительным, злобным и беспощадным.

2. Преступник при возможности попытается воспользоваться вашими благородными качествами: отзывчивостью, добротой, честностью, пунктуальностью, обязательностью, порядочностью, гуманностью, щедростью. Следите, чтобы никто не смог воспользоваться вашими благородными качествами в корыстных целях. Будьте осмотрительны и осторожными. Именно благородством людей преступник нередко пытается воспользоваться.

3. Нравственные изъяны: трусость, леность, жадность, болтливость, хвастливость, грубость, мстительность, наглость, эгоизм, корыстолюбие, несдержанность, скупость, высокомерие, необязательность – уменьшают шансы человека на выживание, на безопасность. В случае, если заметите в себе проявление этих качеств, постарайтесь, чтобы этими недостатками не смогли воспользоваться недоброжелатели, преступники. Ещё лучше поступать так, чтобы нравственные недостатки проявлялись всё реже и реже. Тем самым вы увеличите свои шансы одержать верх над преступником.

4. Обратите внимание на то, что многие нравственные качества увеличивают возможности успешно противодействовать действиям злоумышленников. Прежде всего это трудолюбие, смелость, скромность, сдержанность, коллективизм. Развивайте в себе эти качества. Это очень важно для того, чтобы быть способным обеспечить свою безопасность и безопасность своих близких.

Из этого следует, что отрицательные (жадность, эгоизм, хвастливость, индивидуализм) и положительные (отзывчивость, гуманность, честность) нравственные качества могут привести к беде, зачастую способствуют достижению преступниками их гнусных целей. Как же быть? Быть может, не стоит вообще развивать у себя благородные качества: доброту, отзывчивость? Разумеется, такие выводы нельзя признать правильными. Важно, чтобы все эти нравственные качества сочетались с психологической подготовкой. Ведь нетрудно заметить: несчастье происходит не из-за благородства человека, а из-за его неосторожности, невнимательности, не наблюдательности, излишней доверчивости, самонадеянности, недальновидности. В самом деле, осмотрительность, решительность, осторожность и даже скрытность – очень важные личные качества. Если они не сформированы у человека – жди беды: милосердием, гуманизмом, щедростью, бескорыстием, другими благородными нравственными качествами без особого труда воспользуются злоумышленники, способные на подлость, коварство, низость, вероломство.

Ж) Ответственность за преступные посягательства.

Уголовная ответственность за все виды преступлений наступает с 16 лет, а за наиболее тяжкие с 14 лет. Вы должны помнить, что незнание закона не освобождает от ответственности. К этим преступлениям относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, похищение людей, изнасилование, кража, грабёж, разбой и т.д.

 

Статья 112. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью.

1. Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, не опасного для жизни человека и не повлекшего последствий, указанных в статье 111 настоящего кодекса, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну  треть, - наказывается арестом на срок от трёх до шести месяцев или лишением свободы на срок до трёх лет.

2. То же деяние, совершённое:

а) в отношении двух или более лиц;

б) в отношении лица или его близких, в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;

в) с особой жестокостью, издевательством или мучениями для потерпевшего, а равно в отношении лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии;

г) группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

д) из хулиганских побуждений;

е) по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды;

ж) неоднократно либо лицом, ранее совершившим умышленное причинение тяжкого вреда здоровью или убийство, предусмотренное статьёй 105 настоящего Кодекса, - наказывается лишением свободы на срок до пяти лет.

 

Статья 161. Грабёж.

1. Грабёж, то есть открытое хищение чужого имущества, - наказывается исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырёх до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до четырёх лет.

2. Грабёж, совершённый:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

д) с причинением значительного ущерба гражданину, - наказывается лишением свободы на срок от трёх до семи лет со штрафом в размере до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период одного месяца либо без такового.

3. Грабёж, совершённый:

а) организованной группой;

б) в крупном размере;

в) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, - наказывается лишением свободы на срок от шести до двенадцати лет с конфискацией имущества

 

Статья 162. Разбой.

1. Разбой, то есть нападение в целях хищения чужого имущества, совершённое с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия, - наказывается лишением свободы на срок от трёх до восьми лет с конфискацией имущества или без таковой.

2. Разбой, совершённый:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) неоднократно;

в) с незаконным проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, - наказывается лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.

3. Разбой, совершённый:

а) организованной группой;

б) в целях завладения имуществом в крупных размере;

в) с причинением тяжкого вреда здоровью потерпевшего;

г) лицом, ранее два или более раза судимым за хищение либо вымогательство, - наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с конфискацией имущества.

3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Для чего нужно изучать правила безопасного поведения;

- Как обезопасить себя от карманных воров;

- Как можно получить помощь со стороны.

4. Домашнее задание.

- Приготовиться к контрольному тестированию по изученной теме;

- Привести примеры уголовной ответственности несовершеннолетних, о которых вы знаете, и что они совершили;

- Назвать причины толкающие подростков на противоправный образ жизни.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.