logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Ознакомить учащихся с опасностями криминального характера с которыми можно встретиться в общественном транспорте.

2. Научить способам и приёмам самозащиты в замкнутом пространстве.

3. Продолжать развивать умения и навыки действий в ситуации преступного посягательства.

 

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая деятельность класса,  проблемные задания.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) опасности криминального характера, с которыми можно встретиться в повседневной жизни;

б) способы и приёмы самозащиты;

в) как поступать в случае нападения в общественном транспорте или в замкнутом пространстве.

План урока:

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность в наши дни.

Б) Самозащита в общественном транспорте.

В) Самозащита в замкнутом пространстве.

Г) Методические и практические рекомендации по самообороне.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Опрос учащихся по изученной теме.

Учащиеся приводят примеры применения правомерной необходимой обороны из фильмов и примеры успешной самозащиты из окружающей жизни. После этого проводится контрольное тестирование всего класса.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя.

Самооборона – естественная реакция человека. Она правомерна и необходима. Осознанное поведение людей, знающих и не знающих как защищаться, совершенно различно. Человек, знающий, как и умеющий защитить себя, всегда будет сохранять спокойствие, которое незамедлительно отражается и в его походке, и в повседневной жизни. Если на вас нападают, и вы оказываетесь в опасном положении, уверенно применяйте изученные приёмы самообороны. Наиболее важным фактором при этом является сохранение хладнокровия. Ваш противник, возможно, потеряет контроль над собой, и если вы просто будете следить за тем, что он делает, то сможете найти слабые места в его действиях.

Во всех случаях действия обороняющегося должны быть решительными и смелыми, способными реально пресечь преступное посягательство. Однако, следует не забывать, что при самообороне нельзя выходить за её пределы.  Оборона должна совершаться в пределах, соответствующих характеру и опасности посягательства.

«Превышение пределов необходимой обороны – это явное несоответствие способов защиты и опасности посягательства».

Поэтому в УК РФ введено и раскрыто понятие «превышение пределов необходимой обороны». Закон действует и защищает любого гражданина, в том числе и того, кто нападает. Важно знать, в каких случаях самооборона переходит допустимые границы и фактически становится нападением. Преступные действия со стороны каких-либо лиц не должны стать поводом к встречным, произвольным, бесчинным действиям, к расправе над «обидчиком», к самосуду.

Примеры:

а) удар в ответ на словесное оскорбление;

б) грабитель, после отказа дать деньги, достаёт пистолет, но в свете фонаря видно, что он игрушечный;

в) у пьяного в руках нож, но он теряет равновесие и падает.

А если бы оскорбивший вас одновременно пытался нанести удар или угрожал физической расправой? Здесь нет превышения необходимой обороны.

Помните, что с точки зрения закона нападающая сторона будет признана виновной, даже если пострадает больше потерпевшей. Но только тогда, когда нападает. А если только угрожает, а вы отвечаете на брань и демонстрацию кулаков калечащим ударом, то тогда УК РФ защищает уже не вас, а вашу жертву. И вы из потерпевшего превращаетесь в преступника. Эта та грань законодательства, о которой надо знать, чтобы не оказаться вдруг на тюремных нарах.

Примеры:

а) удар в ответ на словесное оскорбление;

б) грабитель, после отказа дать деньги, достаёт пистолет, но в свете фонаря видно, что он игрушечный;

в) у пьяного в руках нож, но он теряет равновесие и падает.

А если бы оскорбивший вас одновременно пытался нанести удар или угрожал физической расправой? Здесь нет превышения необходимой обороны.

Помните, что с точки зрения закона нападающая сторона будет признана виновной, даже если пострадает больше потерпевшей. Но только тогда, когда нападает. А если только угрожает, а вы отвечаете на брань и демонстрацию кулаков калечащим ударом, то тогда УК РФ защищает уже не вас, а вашу жертву. И вы из потерпевшего превращаетесь в преступника. Эта та грань законодательства, о которой надо знать, чтобы не оказаться вдруг на тюремных нарах.

Статья 108. Убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

1. Убийство, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, -

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

2. Убийство, совершённое при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, -

наказывается ограничением свободы на срок до трёх лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов необходимой обороны либо при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление.

1. Умышленное причинение вреда здоровью, совершённое при превышении пределов необходимой обороны, -

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на срок до одного года.

2. Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, совершённое при превышении мер, необходимых для задержания лица, совершившего преступление, -

наказывается ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

Б) Самозащита в общественном транспорте.

Все приёмы и тактика самозащиты зависят от расположения дверей и окон, степени заполненности транспорта и его вида (троллейбус, автобус, пригородная электричка). Если схватка происходит в центральном проходе, то желательно, во-первых, протиснуться через толпу таким образом, чтобы все нападающие оказались от вас по одну сторону, а вы сами при этом – лицом в сторону кабины водителя.

В троллейбусах (трамваях) можно, втиснувшись между сидениями, полностью блокировать проход перед собой подушкою сидения, сорвав её со станины  и держа как щит. «Щитом» может служить и чей-то чемодан, захваченный «заложник» из числа нападающих.

Итак, составляющие успешной защиты: узкий проход – тупик, отсутствие у хулиганов предметов для метания и надежда на помощь со стороны сознательных граждан.

Если хулиганы вооружены, натиск их не ослабевает, а транспорт при этом движется не по пустынной улице, то есть смысл искать спасения с наружи, где больше шансов привлечь внимание правоохранительных органов. Для этого можно на подходе к остановке начать пробиваться к дверям, идя на прорыв (или отступая) по всем правилам уличной схватки. Если же этот путь закрыт и позволяет ваша физическая подготовка, можно покинуть салон через форточку, окно. Для этого манёвра нужно сгруппировать тело, быстро подтянуться на поручнях и ногами вперёд протиснутся в проём или через окно. Стёкла, как правило, при разбивании не дают острых осколков. При этом обеспечен ещё и шумовой эффект, столь неприятный для хулиганов.

В поезде метро (или пригородной электрички) проходы шире, но всё равно они сковывают возможности групповой атаки. Дополнительные средства, которыми можно воспользоваться в случае нападения, - стоп-кран и кнопка экстренной связи с водителем. Кроме того, в метро всегда имеется пост или патруль полиции.

В пригородной электричке наиболее удобны для обороны места перехода из пассажирской части в рабочий тамбур или же из него – в межвагонный переход. На этих рубежах нужно не столько держать оборону, сколько удерживать раздвижные створки дверей в сомкнутом положении. Хорошо накинуть петлю – собственный рукав пиджака или поясной ремень, шарф. Кроме того, можно зафиксировать в максимально поднятом положении ручку тамбурной двери, которую, открывая, давят вниз. Для этого нужно подпереть дверь и ручку плечом и ногой.

 Иногда советуют на ближайшей остановке выскакивать из электрички и спасаться бегством, но это не всегда рационально, особенно при нападении местных хулиганов, которые в этом случае будут у себя дома. Оптимальнее для вас не оставлять поезд, а пробиваться к головному вагону, к машинисту, или, выскочив на платформу, пробежать по ней до следующего вагона.

В) Самозащита в замкнутом пространстве.

1. Особенность схватки в комнате, квартире, общежитии – наличие вокруг предметов, пригодных в качестве импровизированного оружия защиты: посуда, стол, стул, осколок настенного зеркала.

Действовать стулом или табуреткой нужно либо как дубинкой, нанося удар краем сидения, короткими ил и, наоборот, размашистыми движениями расчищая вокруг себя пространство, либо, держа стул за сидение, наносить короткие удары ножками.

Стол в начале конфликта можно опрокинуть на нападающего или, отступая, сдвинуть в проход, образуя подобие барьера.

Отступать в жилом доме надо к двери. Если дело происходит на первом - втором этаже, то попробуйте пробраться к окну.

Имейте в виду: в чужом общежитии встречные могут проигнорировать ваши просьбы о помощи и даже помочь преследователям. В такой ситуации попытайтесь сделать вид, что вы бежите от пожара, за «скорой помощью».

2. При нападении в кафе, наоборот, следует отступать не к выходу, а во внутренние помещения, где есть персонал, небезразличный к творящемуся безобразию.

Другой путь – согласиться на вариант «Выйдем, разберёмся!», но на выходе неожиданно устроить своим противникам, ещё не готовым к бою прямо здесь и сейчас, какую-либо неприятность, а потом бежать. В тесноте достаточно эффективны, бывают удары головой, коленом или локтем в челюсть, в затылок. После того как кто-то рухнул, можно взывать к общественности, например: «Человеку плохо! Где здесь телефон, скорей вызывайте «скорую», милицию – человека убили!».

В заключение можно привести действительно мудрое правило древних восточных бойцов: выигранный бой тот, который не состоялся! И в довесок можно напомнить нашу отечественную, может быть не столь мудрёную, но точную, по сути, поговорку: против лома, нет приёма! Так что старайтесь выиграть бой, не начиная его.

Г) Методические и практические рекомендации по самообороне.

По ходу ознакомления учащиеся рассматриваются изображение этих приёмов на плакатах:

1. Противник захватил за волосы спереди. Основанием ладони нанести удар по атакующей кисти и прижать её к своей голове двумя руками. Оттягивая назад и наклоняясь вперёд, заставляем противника упасть на живот. Не отпуская кисть противника, нанести удар ногой в голову.

2. Противник схватил за волосы сзади. Основанием ладони нанести удар по атакующей кисти и прижать её к своей голове. Рывком, поворачивая свой корпус, сбить захват ударом

предплечья по локтевому суставу. Провести атакующую комбинацию ударами в туловище и голову.

3. Противник обхватил за корпус спереди. Ударить в низ живота. Захватив руками подбородок и затылок, провести скручивание до разрыва захвата атакующего.

4. Противник захватил за волосы сзади. Ударив по кисти нападающего, одновременно нанести удар в район коленного состава.

5. Противник обхватил обеими руками шею. Зацепив пальцев за угол рта, потянув к уху, разрывая захват и опрокидывая нападающего на спину.

6. Противник наносит удар рукой в голову. Отклоняя голову назад, нанести удар ногой в низ живота.

7. Противник наносит удар ногой снизу. Отступая назад, предплечьем своей руки сопровождаем атакующую ногу и подхватываем его за голень, заставляя нападающего опрокинуться.

Д) Конструктивные и деструктивные конфликты.

Конструктивными конфликты бывают тогда, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Разрешение такого рода конфликтов приводит к развитию отношений между людьми в соответствии с законом диалектики, утверждающим, что борьба противоположностей – источник развития.

Неконструктивный конфликт возникает, когда одна из сторон упорно и жёстко настаивает на своей позиции, не желает учитывать интересы другой стороны, прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремиться психологически подавить партнёра, дискредитируя и унижая его.

По сфере разрешения конфликты подразделяются на деловые и личностно-эмоциональные. Полное разрешение конфликтов заключается в устранении их объективных причин и восстановлении нормальных личных отношений.

Когда вы находитесь в конфликтной ситуации, для более эффективного решения проблемы необходимо выбрать определённый стиль поведения, с учётом вашего собственного стиля, стиля других вовлечённых в конфликт людей, а также природы самого конфликта.

Предлагаемый ниже способ преодоления разногласий рассчитан на то, что им может воспользоваться каждый человек. Он заключается в следующем:

- найдите время для беседы, то есть любую проблему надо обсудить;

- подготовьте условия, т.е. правильно подберите время, место и другие условия;

- обсудите проблему;

- заключительный договор.

3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся отвечают на вопросы:

- Какие приёмы вы изучили на этом уроке?

- Когда можно осуществлять необходимую оборону?

- Как лучше защищаться в замкнутом пространстве?

4. Домашнее задание:

- Подготовиться к контрольному тестированию.

- Найти в дополнительной литературе приёмы самозащиты, которые не затрагивались на уроке.

- Привести примеры успешного отражения преступного посягательства из СМИ.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.