logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Познакомить учащихся со способами вовлечения в антиобщественные молодёжные группировки и о возможных последствиях участия в их деятельности.

2. Научить методам и способам действий в случае нападения на лестнице и в случае, когда отступление невозможно.

3. Продолжать развивать умения и навыки действий в условиях криминальной опасности, психологической устойчивости в случае нападения.

 

Методы обучения: рассказ, беседа, практическая деятельность класса,  проблемные задания.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) опасности криминального характера, с которыми можно встретиться в повседневной жизни;

б) способы и приёмы самозащиты на лестнице;

в) последствия участия в антиобщественных группировках;

г) юридическую ответственность за противоправные действия.

План урока:

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

2. Изучение нового материала:

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность в наши дни.

Б) Молодёжные антиобщественные группировки.

В) Особенности личности подросткового возраста.

Г) Особенности схватки на лестнице.

Д) Что делать, если отступление невозможно.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. Опрос учащихся по вопросам домашнего задания.

Учащиеся должны привести примеры успешного отражения преступного посягательства из СМИ, познакомить одноклассников с приёмами самозащиты, найденными в дополнительной литературе. После этого проводится контрольное тестирование всего класса.

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя.

С конца 80-х годов фиксируется заметный рост преступности в России. На фоне увеличения  общей преступности неуклонно растёт преступность среди несовершеннолетних. Так, в период с 1988 по 1992 г. она увеличилась в 1,5 раза. По оперативным данным МВД РФ на 1997 год, было выявлено 1372161 лицо, совершившее преступление. Анализ возрастного состава показывает, что на время совершения преступления лиц в возрасте 14-15 лет было 45916 человек; в возрасте 16-17 лет – 116062; в возрасте 18-24 года – 349421; 25-29 лет – 214887; 30-49 лет – 567493 человека.

Численность выявленных лиц в разных возрастных группах, совершивших преступления в 1997 году, представлены в рамках разных временных интервалов. Если подростки представлены в группах с разбиением по два года (14-15 лет, 16-17 лет), то более старшие группы объединены в более крупные интервалы (7,5,20 и более лет). Подобное уточнение необходимо при оценке масштабов преступности среди несовершеннолетних. В целом, среди выявленных лиц, совершивших преступления, доля подростков в возрасте 14-17 лет составляет 11,8%. Причём важно иметь в виду, что среди всех видов совершённых преступлений «особо тяжкие» и «тяжкие» составляют наиболее высокую долю именно в «молодой» когорте, по сравнению с другими возрастными группами. Эти данные недвусмысленно свидетельствуют о том, что возрастные группы 14-115 и 16-17 лет являются наиболее опасными по тяжести совершённых преступлений.

Представленные выше данные показывают неуклонный рост преступности в подростковой и юношеской среде. Отличительной особенностью подростковой и юношеской преступности является крайне высокое распространение в ней «тяжких» и «особо тяжких» преступлений. Данные статистики показывают линейную зависимость падения доли «тяжких» и «особо тяжких» преступлений с увеличением возраста правонарушителей. Это свидетельствует о повышенной агрессивности подростковой и юношеской среды. Характерной чертой для периода 90-х годов является резкое увеличение криминализации девочек-подростков.

Б) Молодёжные антиобщественные группировки.

Впервые о преступных группах заговорили на Западе в 60-х годах. Что в это время происходило с подростками у нас? Трудно сказать. Официальная информация искажала статистику. Но уже к 70-м годам стало невозможно скрывать, что такой же процесс образования молодёжных групп, в том числе и преступных,  происходит и у нас в СССР.

Молодёжи всё труднее было найти себя в жизни, тому есть десятки экономических, политических, философских причин. Собственно говоря, молодёжные группы существовали всегда. Что же такое молодёжная компания, как не та самая группа? Какой же нормальный человек может жить без компании?

Но молодёжные группы конца 60-70 годов, не случайно выделены и психологами и криминалистами в особый разряд. Они выразили часто неосознаваемый самими молодыми людьми бунт против мира взрослых. Ярчайший пример – хиппи. Мальчики и девочки из богатых семей хлопали дверьми, покидая свои богатые жилища. Но большая часть преступных групп образовывалась не на почве богатства отцов, а их бедности.

Что же такое антиобщественная молодёжная группировка? После ответов учащихся записывается в тетрадь: Антиобщественная молодёжная группировка (банда) – это группа молодых людей, регулярно нарушающих законы.

Противоправные действия включают в себя:

- кражи, разбои;

- жестокие драки;

- вымогательство;

- запугивание, шантаж;

- нанесение ущерба общественной и частной собственности.

Запугивание – это угроза или действие, заставляющее человека жить в постоянном страхе.

Молодые люди, не находя лучшего применения своим силам, собираются в «стаи», хулиганят, терроризируют людей, держат в страхе местную молодёжь, учиняют разбои и драки.

Каковы же причины вступления юношей в эти группировки?

В ходе ответов учеников выясняется:

- давление, угрозы, запугивание, подражание;

- желание казаться взрослее, быть нужным, потребность в общении, желание быть защищённым, чувство страха.

Противостоять хорошо отработанной системе психологического закабаления (через запугивание, лжеромантику, лжегеройство, через совместное участие в противоправных действиях) подростку самостоятельно крайне трудно, а в жестоко действующих, курируемых взрослыми преступными «авторитетами» группировках – почти невозможно.

Известно множество примеров, когда эти юнцы объединяются в стаи и терроризируют целые городские районы.

Способы противостояния антиобщественным группировкам:

- уверенное сопротивление;

- не ходить в те места, где собираются члены банды;

- не одеваться, как члены банды;

- общайтесь с теми, кто не является членом банды;

- старайтесь не ходить в одиночку.

В) Особенности личности подросткового возраста.

Особенности личности подросткового возраста, создающие психологическую основу стремлению к включению в молодёжные антиобщественные группировки, рассмотрел И.А. Невский. Он связывает их участие в этих группах с тем, что им труднее самоутверждаться в жизни, чем взрослым. Также важно учитывать недостаточность социального опыта подростков, их не совсем развитую критичность сознания при значительно возросшей общественной активности и стремлении к независимости и самостоятельности. Важна здесь и потребность подростков к общению с образцовой для них группой сверстников и желание уподобиться им. Ко всему этому нередко добавляется эмоционально-волевая неустойчивость и отсутствие занятости интересным для них полезным делом в школе и вне её.

И.А. Невский провёл также психолого-педагогический анализ причин участия подростков в молодёжных объединениях:

- стремление учащихся среднего и старшего школьного возраста к необычному для них и некритически усваиваемому образу жизни;

- низкая успеваемость многих таких подростков и отчуждение от классного коллектива;

- потребность в эмоциональной разрядке, характерной даже для хороших учеников;

- недостаток внимания к молодёжи в семьях, безнадзорность, вызывающая у школьников чувство одиночества, заброшенности, ненужности, беззащитности;

- новизна, своеобразие впечатлений, чувство свободы;

- возможность заявить протест против собственного бесправия, отрицательных явлений в семье. Стремление подростков вступить молодёжные антиобщественные группировки – один из способов скрыть свою незащищённость, самоутвердиться таким образом и по возможности реализовать себя.

Г) Особенности схватки на лестнице.

На отвесной или крутой лестнице обороняющийся, если он находится сверху, получает значительное преимущество. В первую очередь ему надлежит использовать удары ногами. Добравшись до площадки (если такая есть), обороняйтесь там. Если же видно, что преследователям нечем в вас метать, можете развернуться спиной к лестнице и держать оборону несколько ниже, на высоте чуть более человеческого роста (чтобы при случае без труда спрыгнуть).

Можно сразу целеустремлённо лезть на крышу и ждать преследователей наверху, уже стоя на её плоской поверхности. Такое положение, правда, чревато тем, что это – последний рубеж обороны: если вы не сумеете остановить преследователя на последних ступеньках, то сразу потеряете преимущество вышестоящего.

Если удалось забраться на крышу первым, можно сообщить преследователям, что тут полно обломков кирпичей, плиток (даже если это не так), так что, если они полезут…

С крыши, как правило, есть дополнительные пути отступления: на другие крыши, чердак, по пожарной лестнице. Так что вы не всегда загоняете себя в тупик. Однако следите за тем, чтобы этими путями не воспользовались преследователи.

Вообще, крутая лестница создаёт преследователям «эффект неприятной дороги», особенно в строящихся зданиях: там к тому же всегда сохраняется строительный мусор, кирпичные обломки, которые удобнее использовать преследуемому.

Нередко встречаются рекомендации не пользоваться для ухода от погони лифтом. Это верно в многоэтажках, где жители почти не пользуются лестницей – она сможет стать для жертвы не меньшей ловушкой, чем лифт.

Поэтому всегда необходимо предусматривать и оставлять возможность прорваться наружу, например, прыгнуть вниз из окна между первым и вторым этажами. Это особенно хорошо помогает разорвать дистанцию, когда преследователи врываются в подъезд компактной группой. Если один из них выпрыгнул вслед за вами, можете использовать этот миг. Даже после удачного приземления он будет не вполне готов к обороне, и можно без особого риска нанести ему удар, а лишь потом продолжить бегство.

В крайнем случае, возможен и прыжок через перила лестничной клетки на нижний пролёт, в обход преграждающих путь к отступлению преследователей или прямо на них. Кроме того, убегая вниз по лестнице, можно устроить завал, внезапно присев и перегородив ногами проход (спина и плечи при этом упираются в стену или перила).

Ну и, естественно, при отступлении кричите: «Пожар!», непрерывно двигайтесь, не давая противнику опомниться.

Д) Что делать, если отступление невозможно.

Возможна такая ситуация: бежать действительно некуда, или же нападение застало вас в компании с мамой, хрупкой девушкой.

В этих случаях без проблем не обойтись. Взвешивать ситуацию, меру опасности и её направленность приходится мгновенно.

Один из способов действий – принять удар на себя. Это необязательно означает статичную оборону: иногда для вашего спутника безопасней, когда вы уводите за собой хулиганов. Но для того чтобы осуществить «бегство-увод», также требуется предварительная атака.

Другой способ – закрыть собой, не растрачивая усилия на многих, всерьёз взяться за одного ближайшего, наиболее активного или опасного противника, нацеливаясь на абсолютное выведение его из строя. Для этого часто необходимо вступать именно в ближний бой, как бы прилипая к противнику, прикрываясь им и действуя с предельной безжалостностью: работа локтями, головой, укусы в лицо, «скручивающие» захваты половых органов или пальцев. Если после первой победы от вас самих ещё что-то осталось, то первыми переключайтесь на следующего. Он, возможно, догадается испугаться и отступить. Этот стиль боя, к сожалению, ведёт к усилению ударов хулиганов, заставляет игнорировать часть направленных в вас ударов, терпеть их. Но в данной ситуации иного выхода нет.

Как действовать тем, кого вы защищаете:

а) Не затрудняйте действия вашего защитника! Если он прикрывает ваш отход, быстрее отступайте, кричите и зовите на помощь, а не оставайтесь, чтобы «разделить» его участь. Убегая, вы даёте ему возможность отступить, а не стоять до последнего.

б) Если абсолютно всё внимание и силы хулиганов переключились на вашего защитника, вы можете их об этом пожалеть. Вашим оружием может стать женская туфля, расчёска, пилочка для ногтей. Ну и конечно зубы, ногти, а особенно непревзойдённый женский крик.

в) Если ситуация позволяет, то вы можете попытаться вызвать наиболее мощного и агрессивного с виду хулигана на честный бой, в ходе которого уже не стоит применять жёсткие боевые приёмы. Возможно, что честный бой, следует свести в ничью или «проиграть по очкам», даже если противник окажется слабее, потому что в случае победы вам придётся иметь дело со всеми остальными!

Опыт показывает, что нельзя рассчитывать на этот сравнительно «рыцарский» вариант, если среди хулиганов есть 1-2 девушки, явно действующие как члены группировки, если нападающие слабее вас, если они принадлежат к какому-либо национальному «землячеству».

3. Закрепление изученного материала.

Учащиеся работают с рассказом о подростке, попавшем в антиобщественную группировку. После работы над рассказом отвечают на вопросы:

А) Что заставило Риту присоединиться к банде?

(потребность в общении, потребность во внимании, потребность в деятельности и т.д.)

Б) Каких действий требовали от неё члены банды?

(преднамеренно жестоких действий)

В) Перечислите последствия участия Риты в банде?

(нарушение закона, исключение из школы, ухудшение здоровья, покалеченная жизнь)

Г) Пришли ли на помощь в критической ситуации члены банды, были ли ей верны и обеспечили ей моральную поддержку?

(нет, оставили её, раненную и истекающую кровью; позорно сбежали)

4. Домашнее задание.

- Приготовиться к контрольному тестированию;

- Найти  и сделать сообщение о молодёжных группировках из СМИ;

- Привести примеры из собственной жизни о столкновениях с представителями таких группировок.

 

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.