logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Познакомить учащихся с понятием, видами и категориями преступлений.

2. Правовое воспитание с целью профилактики правонарушений.

3. Внедрение правовых знаний, информирование учащихся о юридических последствиях правонарушений.

Средства обучения:

1. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса.

Авторы: С.Н. Вангородский, М.И. Кузнецов, В.Н. Латчук, В.В. Марков.

2. В.О. Мушинский «Основы правоведения». Москва. 1995 г.

3. А.Ф. Никитин «Дополнительные материалы к учебнику «Политика и право» для 9 класса».

4. Материалы центральных и местных СМИ.

5. Комментарии к Уголовному кодексу РФ.

6. Фрагмент видеофильма «Криминальная Россия».

Методы обучения: словесные, практические, стимулирования (беседа, убеждение, занимательность, проблемные задания), фрагмент видеофильма.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) знать, что такое преступление;

б) различать виды и категории преступлений;

в) знать признаки преступления;

г) знать, что ждёт человека нарушившего закон.

План урока:

1. Опрос учащихся по теме: «Правовые основы самозащиты».

2. Изучение нового материала.

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность для каждого гражданина.

Б) Преступления и преступность с древности и до наших дней.

В) Признаки, виды и категории преступлений.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. В ходе опроса выясняется уровень знаний учеников по теме «Правовые основы самозащиты». В классе заслушиваются примеры о применении необходимой обороны найденные в СМИ, а также придуманные ситуации применения необходимой обороны.

Учащиеся должны назвать ошибки и выделить правильные действия. Часть учеников могут выполнить тестовое задание.

2. Изучение нового материала

А) Вступительное слово учителя.

До сегодняшнего урока мы в основном изучали с вами как уберечь себя и своих близких от преступного посягательства. Но цель наших уроков по криминальной опасности не только в том, чтобы уберечь себя от преступников, но и самим не стать преступниками. А для этого нужно знать что такое преступление, чем оно отличается от других правонару- шений и какова уголовная ответственность за эти действия или бездействие.

Количество жертв уголовных преступлений ежегодно измеряется миллионами, а число административных правонарушений ( мелкие хулиганства, мелкие хищения) – десятками миллионов. Это по статистическим данным. Фактическое число пострадавших в десятки раз больше. Основы правовых знаний, сведения об уголовном законодательстве в какой-то степени помогут вам не переступить грань, которая отделяет законопослушного человека от преступника.

Для основной массы населения знание основных норм Уголовного кодекса является необходимостью:

1. Нужно иметь ясные представления о том, чего нельзя делать. Гражданин должен знать о наказаниях, которые ждут его, если он решиться переступить уголовный запрет. Осознание неизбежности серьёзных наказаний способно удержать от преступления человека морально неустойчивого, слабовольного, излишне вспыльчивого.

2. Зная содержание Уголовного кодекса, гражданин способен достаточно квалифици- рованно судить о криминальной обстановке в стране, городе, месте своего проживания.

Но самое главное это то, что вся эта серьёзная информация побуждает человека активно содействовать ( по мере сил) профилактике преступлений.

Уголовный кодекс, уголовный розыск, наконец – «уголовник». Все эти слова имеют общий корень. Во всех странах мира это значение заменяется словом – «криминальный».

Вопрос: Что значит слово уголовник, и почему во всех перечисленных словах общий корень? Или изначально за преступления ставили в наказание в «угол»?

Учащиеся высказывают свою точку зрения, пытаются объяснить происхождение этого слова. Ответ – в древности на Руси убийц называли  «головниками». Может, они били своих жертв кистенями по голове на большой дороге? Об этом можно только догадываться. Со словом преступление уже можно догадаться. Преступление – значит что-то преступить. В данном случае это закон.

В завершение данного раздела урока вполне логично просмотреть фрагмент видеофильма «Криминальная Россия».

Б) Преступления и преступность с древности и до наших дней.

Вопрос: Скажите, как вы думаете, что появилось раньше законы или преступления, или эти понятия никак не взаимосвязаны связанны?

Ответ: Понятие преступление появилось только тогда, когда появились законы. Всегда находились люди нарушавшие законы, стремившиеся у кого-то что-то отобрать, кого-то обмануть и т.д. До появления законов действия, которые мы сейчас называем преступлениями, не считались таковыми. И тогда люди убивали, калечили друг друга, крали овец и коз, портили чужие вещи. Просто преступлением является то, что названо преступлением в писаных законах. До появления законов эти деяния запрещались обычаями, традициями, неписаными правилами.

С появлением государств появились законы. В законах было указано, что можно, но главным образом, что нельзя. В древности закон с преступниками не церемонился. Им отсекали руки, уши, пальцы, язык и т.д. Применялся широкий ассортимент видов смертной казни: сажанием на кол, утопление, сожжение, закапывание живьём. Убивали не только преступников, но и их родственников. Но преступления как совершались, так и продолжают совершаться.

В настоящее время смертная казнь отменена законом в 35 странах. В 27 она не применялась последние 10 лет и больше. Статистика показывает, что в странах, где смертная казнь отменена, количество убийств на 100 тысяч населения меньше, чем в странах, где она применяется.

Пример: Из каждых ста тысяч мужчин-россиян 44 умирают насильственной смертью. Для сравнения: в странах Европейского союза – меньше двух человек. Если точно, то – 1,7!

То есть наши мужчины погибают в 26 раз чаще. Посмотрите криминальную хронику

любой городской газеты. Каждую неделю кого-то убивают в ссоре на бытовой почве, кого-то находят убитыми на улице. А десятки ограбленных, избитых и т. д.?!

«Усольская Городская Газета», статья О. Кузьминой «Зоны преступности»:

«… Факты говорят о том, что ожидать улучшения криминогенной обстановки в городе не приходиться – об этом говорит детальный анализ, подготовленный штабом ГОВД.

Возросло количество убийств, причинение тяжких телесных повреждений со смертельным исходом, участились уличные грабежи и разбои. С июня 2002 года в городе появились три преступные группы, которые специализируются на грабежах пенсионеров. По информации оперативников, преступники дежурили в сберкассах, выслеживали стариков, получавших пенсии. При входе в подъезд пожилых людей неожиданно оглушали ударом сзади, выхватывали деньги и убегали, всё происходило за несколько минут – преступники даже знали, в каком кармане у жертвы деньги.

… Самые криминогенные районы в городе – это 26 квартал, верхний парк, 29 квартал, район военкомата, в Привокзальном – улица Луначарского и район кинотеатра «Ровесник»….»

Эти красноречивые примеры говорят сами за себя. Наша жизнь с каждым новым годом не становиться спокойней и безопасней.

Вопрос: Какой вывод можно сделать из приведённых примеров и фактов?

В) Признаки, виды и категории преступлений.

Преступление – это виновное общественно опасное, противозаконное, или противоправ- ное, деяние (действие или бездействие), подпадающее под запрет уголовного кодекса.

Признаками преступления являются:

- общественная опасность (причинение вреда всему обществу или отдельным его гражданам);

- противоправность (запрещённость уголовным кодексом);

- виновность (формы вины – умысел и неосторожность);

- наказуемость.

Вина – это психическое отношение правонарушителя к своему противоправному действию и его результату. В этом психическом отношении проявляются мотивы и цели правонарушения. Различаются с этой точки зрения две формы вины: умысел и неосторожность. Если правонарушение совершается умышленно, это значит, что правонарушитель понимает опасный, вредный характер своих действий и их результатов и желает их наступления либо допускает, что они наступят. Кража всегда является умышленным преступлением, потому что вор сознательно стремиться присвоить чужую вещь. Такой умысел называется прямым. Но может быть и по-другому. Убийство во время драки часто совершается по косвенному умыслу: убийца не стремиться причинить смерть своему противнику, но понимает и допускает, что его удар может быть смертельным.

Другая форма вины – неосторожность. Она тоже проявляется двояко. Правонарушитель понимает и предвидит возможную опасность своих действий, но легкомысленно полагает, что сумеет её избежать. Все знают, что, выходя из дома, нельзя оставлять включённые электронагревательные приборы. Но многие оставляют их и возвращаются к пепелищу. Эта форма неосторожности называется – самонадеянностью. В другом случае неосторож- ности правонарушитель не предвидит вредных последствий своих действий, но обязан предвидеть. Это – небрежность. Заметим, что часто трудно провести чёткую грань между самонадеянностью и небрежностью.

Вопрос: Попробуйте привести пример самонадеянности и небрежности?

Пример – Чернобыльская трагедия. Персонал станции в порядке эксперимента отключал защитные устройства, предохранявшие 4-ый энергоблок от аварии. Конечно, те, кто это делал, понимали опасность выброса атомной энергии, но были уверены, что его избегут, и в этом была их самонадеянность. Но они не знали, хотя должны были знать, всю степень несовершенства атомных реакторов чернобыльского типа и с этой точки зрения проявили небрежность.

Одной из форм неосторожности является необоснованный риск. Существует обоснованный риск и необоснованный. Риск считается обоснованным, если поставленная цель, не могла быть достигнута иными средствами, а тот, кто рискует, предпринял все необходимые меры для предотвращения вреда.

Преступления бывают разные: от кражи булки хлеба до убийства нескольких человек. В зависимости от характера и степени общественной опасности преступлений УК делит их на четыре категории:

1. преступления небольшой тяжести, за которые предусмотрено наказание – не более 2 лет лишения свободы;

2. преступления средней тяжести – не более 5 лет;

3. тяжкие преступления – не более 10 лет;

4. особо тяжкие преступления – свыше 10 лет или более тяжкое наказание.

УК даёт определение понятиям неоднократности преступлений, совокупности преступлений и рецидива преступлений.

Неоднократность преступлений – это совершение двух или более преступлений, предусмотренных одной статьёй или частью статьи УК. Допустим, человек осуждён за кражу и помещён в колонию. Выйдя на свободу, он снова совершает кражу.

Совокупностью преступлений является совершение двух или более преступлений, предусмотренных различными статьями или частями УК. Например, человек, совершивший хулиганские действия, угнал машину.

Рецидивом преступлений признаётся совершение умышленного преступления человеком, который уже был, судим за ранее совершённое умышленное преступление.

УК особое внимание уделяет тем, кто готовит и совершает преступления в группах, во взаимодействии друг с другом. Соучастием в преступлении признаётся умышленное совместное участие двух или более лиц в совершении умышленного преступления. Преступление, совершённое в форме соучастия нескольких лиц, имеет большую общественную опасность. Соучастниками преступления наряду с исполнителем признаются организатор, подстрекатель, пособник.

Исполнитель – это лицо, непосредственно совершившее преступление.

Организатор – лицо, организовавшее совершение преступления или руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество либо руководившее ими.

Подстрекатель – лицо, склонившее других к совершению преступления путём уговора, подкупа, угрозы или иным способом.

Пособник – лицо, содействующее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и орудий совершения преступления, а также заранее обещавшее скрыть преступника, следы преступления и т.д.

Лучше быть подальше от организаторов и подстрекателей преступлений, но не у всех это получается. Однако даже если преступление задумано и даже намечена дата его совершения, ещё остаётся шанс не стать преступником. Этот шанс заключается в добровольном отказе от преступления. Добровольным отказом от преступления признаётся прекращение лицом приготовления к преступлению либо прекращение действий, непосредственно направленных на совершение преступления, если лицо осознавало возможность доведения преступления до конца. Человек, добровольно и окончательно отказавшийся от доведения преступления до конца, не подлежит уголовной ответственности.

В последнее время экраны телевизоров заполонила пивная реклама. Многие из присутствующих в классе уже попробовали спиртные напитки. В пример можно привести, как представляли пьянство древние греки.  Человек во время употребления спиртных напитков проходит стадии четырёх животных. После первых ста грамм он превращается в павлина, после следующих в обезьяну, после следующих в тигра, в конце концов, в свинью. Во время третьей стадии обычно и совершается большинство преступлений, когда человек не соображает и неадекватно воспринимает окружающее. Человек, поднимающий рюмку, должен представлять, что его может ожидать.

Отягчающим обстоятельством при совершении преступления является состояние алкогольного опьянения.

3. Закрепление изученного материала.

Ученики отвечают на вопросы заданные учителем:

- что такое преступление;

- каковы признаки преступления;

- на какие категории делит преступления УК;

- что такое соучастие в преступлении;

- что признаётся добровольным отказом от преступления.

4. Домашнее задание:

- повторить изученное на уроке и прочитать материал в учебнике;

- подготовиться к контрольному тестированию.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.