logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Познакомить учащихся с этой самой страшной угрозой двадцать первого века, её истоками, причинами в современном мире.

2. Пропаганда утраченных за последнее десятилетие ценностей, способных объединять людей в борьбе с всеобщей опасностью терроризма.

3. Внедрение правовых знаний, информирования детей о юридических последствиях участия в подготовке и осуществления актов терроризма, других насильственных действий.

Средства обучения:

1. «Энциклопедия покушений и убийств» Карл Сифакс. Вече. Москва. 1998 г.

2. «Большая энциклопедия городского выживания» А. Ильичёв.

3. Учебное пособие «Основы безопасности жизнедеятельности». Смоленск 1995 г.

4. Фрагмент видеофильма о террористическом акте 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке.

Методы обучения: фрагмент видеофильма, рассказ, беседа, ситуации новизны, состязательности, проблемные задания, решение тестовых заданий.

По окончанию урока учащиеся должны знать:

а) Как не стать жертвой террористического акта;

б) Как действовать, если вы оказались в зоне совершения террористического акта;

в) Как действовать при обнаружении бесхозных предметов в общественном транспорте;

г) Что каждый должен проявлять бдительность и наблюдательность.

д) Как обезопасить свой дом от террористического акта.

План урока:

1. Краткий опрос учащихся по вопросам уголовного наказания для несовершеннолетних.

2. Изучение нового материала.

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность.

Б) Взрывы домов.

В) Взрывы на улицах.

Г) Ответственность за терроризм.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

 

Ход урока

 

1. Следует опрос учащихся по вопросам уголовного наказания несовершеннолетним.

Во время краткого опроса ученики показывают уровень своих знаний, степень домашней подготовки. Часть учеников разгадывает кроссворд по теме: «Наказания несовершеннолетним».

2. Изучение нового материала.

А) Вводное слово учителя.

У всех находящихся в классе возникают определённые ассоциации, когда они слышат слово «терроризм». С высоких трибун, из уст первых лиц государства мы слышим это слово, но чаще всего «международный терроризм». Что же такое терроризм? Чем он так страшен?

Ученики пытаются объяснить значение этого слова. Если это не удаётся или делается не совсем правильно, то делают это с помощью учителя, записывая определения в тетрадь.

Террор (от латинского слова ужас, страх) – политика устрашения, подавления политических противников насильственными методами, вплоть до их физического устранения.

Международный терроризм – насильственные акты, совершаемые против отдельных граждан или объектов, в том числе находящиеся под защитой международного права

(убийства глав государств и правительств, послов, взрывы посольств и миссий), взрывы в общественных местах, на улицах, аэропортах, вокзалах.

Терроризм как средство достижения определённых целей известен с древнейших времён. Наиболее ярким примером является политика якобинцев времён французской революции. Во второй половине 19 века терроризм ассоциировался с взрывами народовольцев, в начале 20 века с эсерами.

Вопрос: Назовите известных исторических деятелей павших от рук террористов?

Ученики, используя исторические знания, называют этих людей. Учитель дополняет свои примеры – Юлий Цезарь, Генрих 4, Авраам Линкольн, Александр 2 (Освободитель), Столыпин П.А., Джон и Роберт Кеннеди, Альдо Моро, Индира и Раджив Ганди, Улов Пальме, Шах Масуд.

Вопрос: Были ли покушения террористов на руководителей советского государства?

На Ленина покушалась Фани Каплан, ещё одно покушение было на Л.И. Брежнева.

Государственный терроризм прошлого столетия связан с действиями сталинского руководства, гитлеровской Германии, политикой США во Вьетнаме, Чили, Сальвадоре и т.д.

Пик террористической активности за период с конца 70-х гг. до середины 90-х гг. приходиться на 1987 г., когда в мире произошло свыше 600 террористических актов. Беспрецедентный рост приходится на последнее десятилетие 20 века. Только в 1990 году террористы осуществили свою деятельность в 73 странах, а в 1995 г. 440 террористов атаковали цели в 51 стране. К началу 90-х гг. в мире действовали порядка 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За 10 лет своей деятельности они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. В 2000 году в мире совершено 423 теракта, что на 8% больше, чем в 1999 г.  Жертвами террористов стали жители многих стран мира, в том числе в Москве, Первомайске, Волгодонске, Каспийске, Буйнакске и т.д.

Вопрос: Назовите известные вам вылазки террористов в нашей стране?

(Взрыв в переходе на Пушкинской площади, захват родильного дома в Будёновске, дома в Москве на Каширском шоссе и на улице Гурьянова в 1999 г., подрыв колонны ветеранов в Каспийске на 9 мая 2002 г., захват мюзикла «Норд-Ост» в Москве в октябре 2002 г. и т.д.)

Самый страшный террористический акт произошёл 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке. Погибло более трёх тысяч человек. Это наиболее дерзкая, масштабная акция международ- ного терроризма совершённая организацией «Алькайда», во главе с Усамой Бен Ладеном.

Этот человек создал так называемый террористический интернационал.

Следует просмотр кадров посвящённых трагедии 11 сентября 2001 года в США,

Любопытные факты:

По мнению индийских нумерологов (предсказателей судьбы по числам), трагическую роль в трагедии, произошедшей 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке, сыграла цифра «11».

Самолёт, врезавшийся первым во Всемирный торговый центр – рейс № 11, 92 пассажира (9+2 =11), второй самолёт 65 пассажиров (6+5 =11), 11 сентября 254 день года (2+5+4=11),

осталось в году 111 дней (всего 365), здание напоминает цифру 11 (башни-близнецы),

в словах Нью-Йорк, Вашингтон, Пентагон, Афганистан в английском написании 11 букв.

Манхеттен, где был расположен Всемирный торговый центр, открыл Гудзон 11 ноября.

Особенностью современного терроризма является возможность широкого освещения их акций в средствах массовой информации для получения как можно большего обществен -ного резонанса посредством запугивания с целью влияния на правительство. Для любого террориста важнее чтобы гибло больше ни в чём ни повинных людей. У них на вооруже- нии древний как мир тезис: «Цель оправдывает средства». Чего стоит захват родильного дома в Будёновске.

Террористы прошлых веков действовали не лучшим образом:

«Зная о планах императора Александра 2 провести строевой смотр 1 марта 1881 года, народовольцы тщательно готовились. Изучив путь царской семьи, А. Желябов и С. Перовская для отвода глаз открыли лавку по продаже сыра в подвале дома на Малой Садовой. Заговорщики прорыли тоннель под улицей, где установили взрывное устройство. Предполагалось разместить ещё четырёх человек для забрасывания кареты бомбами в случае неудачи первой попытки. В последнюю минуту охрана царя изменила маршрут и вся работа оказалась напрасной. Реализовать задуманное должны были метальщики снарядов. В тот момент, когда карета направилась в сторону дворца, 19-летний Рысаков, одетый крестьянином, выскочил из толпы и бросил бомбу. Прозвучал оглушительный взрыв, карету встряхнуло, дверца отвалилась, но государь не пострадал. Осколками бомбы были убиты мальчик, шедший по улице, два казака из царской охраны, лошади, а также ранены несколько солдат. Потрясённый Александр 2 вышел из кареты, чтобы выяснить, что произошло. Он оказал помощь пострадавшим и повернулся, чтобы сесть в запасной экипаж. Русакова в то время оттаскивали в сторону. Именно тогда Игнатий Гриневицкий рванулся вперёд, держа стеклянный шар с нитроглицерином, и швырнул его прямо под ноги царя. Последовавший взрыв раздробил их и выбил глаз государю. Гриневицкий был смертельно ранен, 20 человек погибли и многие получили серьёзные ранения. Клочья окровавленной плоти висели на фонарных столбах, снег приобрёл малиновый цвет. Царь скончался через час во дворце ».

Вопрос: В нашем городе две улицы названы в честь убийц царя: Желябова и Перовской.

Как вы думаете, соответствует ли это современному отношению к терроризму в России?

Да и в Иркутске кроме улиц Желябова и Перовской, есть улица Халтурина. За год до убийства Александра 2, он взорвал столовую в Зимнем дворце, пытаясь убить всю царскую семью. Семья не пострадала, но погибло несколько десятков человек обслуги.

Проблемное задание:

В октябре 2002 года в Москве бандой террористов во главе с М. Бараевым были захвачены зрители мюзикла «Норд-Ост». В заложниках оказалось около 800 человек.

Террористы выдвигали требования к Президенту РФ, пугая уничтожением заложников.

Среди террористов было 19 мужчин-боевиков и 21 женщина-смертница, с поясом шахида.

В связи с началом расстрела заложников было принято решение начать штурм. При освобождении погибло 129 заложников, 41 террорист, спасено около семисот.

Вопрос: Как вы думаете, оправданы ли действия силовых структур? Можно ли освободить

семьсот, принеся в жертву 129 жизней?

Возрастание террористической опасности обусловлено не злой волей отдельных личностей, а является негативным следствием происходящих в обществе объективных процессов. Изобрели терроризм не у нас и не для нас. Но практиковать будут, в том числе и у нас. Прозвучавшие в Москве и других городах взрывы – не последние. Будут ещё. Такова мировая тенденция. И ещё потому, что терроризм – действенная форма политической борьбы. Особенно в таких многонациональных странах, как Россия. Отсюда знание приёмов антитеррористической борьбы перестаёт быть бесполезной.

Б) Взрывы домов.

Незаживающие раны трагедий в Москве, Волгодонске, Буйнакске, ещё долго будут напоминать нам о том, что и в наших домах мы не можем чувствовать себя в полной безопасности. Кто-то может сказать, что в Сибири не было ни одного взорванного террористами дома. Да не было ни взорванных домов, ни взрывов в переходах. Но где гарантия, что эта вакханалия не дойдёт и до нас.

Для любого террориста важно, чтобы было как можно больше жертв. Поэтому их привлекают многоэтажные здания. Более безопасно жить в своём доме в сельской местности или на крайний случай в небольшом двухэтажном доме. Их уж точно ни кто взрывать не станет.

Ещё опасней жить возле атомных электростанций, ядерных реакторов, вредных производств, о подрыве которых мечтает каждый террорист. Потому что такой взрыв убивает не десятки людей. И даже не сотни.

В целях предотвращения взрывов жилых домов необходимо:

1. установить на чердаках и подвалах прочные двери, навесить на них замки;

(вспомните, как были взорваны дома в Москве)

2. укрепить подъездные двери, поставить домофоны;

(что очень трудно сделать, если в подъезде живёт неблагополучная семья)

3. познакомиться с жильцами, снимающие квартиры в вашем доме;

(эти квартиры как правило знают все жильцы)

4. любые странные события во дворе дома должны обращать на себя внимание жильцов дома;

Если раздался взрыв и ваша квартира хоть относительно, но осталась цела, немедленно отойдите от окна! Оконные плиты менее прочны, чем стеновые. Но самое главное, сверху могут падать и залетать в квартиру опасные обломки.

Если взрыв всё же произошёл, то шансов выжить в завалах взорванного дома намного больше, чем после землетрясения. На взорванный дом будут брошены все силы спасателей, чего во время масштабных землетрясений не бывает. Так что можете быть спокойны – вас не забудут и обязательно спасут. Бинтуйте раны, стучите в трубы, не теряйте надежды.

Задание: В последнее время коммерсанты стараются купить пустующие квартиры и приспособить их под магазины, складские помещения и т.д. В вашем доме в одной из таких квартир сделали аптечный склад. Как правило, владельцами таких заведений являются граждане не славянской внешности. По каким признакам можно определить или хотя бы у вас закралось сомнение, что владельцы занимаются не тем, что написано на вывеске?

Примерные ответы:

1. Если склад аптечный, а там работают одни мужчины призывного возраста «кавказской национальности»;

2. Постоянно выгружают что-то завёрнутое в мешки, но по очертаниям напоминающее оружие;

3. Работники постоянно меняются, не задерживаясь даже нескольких дней;

4. Работники ни с кем из посторонних не общаются, сторонятся людей.

В) Взрывы на улицах.

На самом деле они опасней, так как случаются чаще и людей в них суммарно гибнет гораздо больше. Мелкий терроризм - не менее опасный. Его труднее спрогнозировать. Хотя бы потому, что пронести незаметно несколько сот грамм тротила легче, чем сони килограмм нужных для взрыва дома.

Вопрос: Как вы думаете, какая страна больше всего страдает от уличного терроризма?

(Израиль)

В декабре 2002 года, по данным СМИ в Москве были задержаны двое чеченцев с поясами шахидов. На улицах Израиля постоянно палестинские боевики-смертники взрывают себя и прохожих. «Шахиды», «камикадзе» - это фанатики идущие на смерть ради идеи. Но не нужно путать их с нашими героями – Зоей Космодемьянской, капитаном Гастелло, героями -панфиловцами взрывавшими себя вместе с немецкими танками. Наши герои погибали за Родину, а эти вроде бы делают тоже самое, но не совсем. Каждый шахид, как ему внушают, попадает после убийства неверных прямо в рай. Но попасть он может туда не один, туда попадут и 70 его родственников, которых он назовёт Богу.

Камикадзе (в переводе с японского -священный ветер) – происходит от исторического события. В 13 веке монголы решили завоевать Японию. Был собран большой флот. Но когда он подходил к берегам Японии внезапно налетел ураган, который уничтожил флот монголов. Этот ураган назвали -  камикадзе ( ветер богов или священный ветер). Во время 2 мировой войны так стали называть японских лётчиков, которые направляли свои гружёные бомбами самолёты в корабли противника. Но здесь тоже существенная деталь.

Лётчик решивший стать камикадзе получал 2 млн. долларов, год перед подвигом жил в своё удовольствие. Только русский солдат с криком: «За Родину! За Сталина!», бросался на амбразуры или под немецкие танки.

Вопрос: Кто знает, какие исторические деятели убиты террористами-смертниками?

Тут есть ещё один момент. Некоторые из убийц идут на это, чтобы остаться в истории. Всегда они будут стоять рядом с убитым ими. Самый первый это сделал Герострат, который поджёг храм в Древней Греции.

Чаще всего для закладки адских машин используются места общественного пользования:

Кино- и театральные залы, вокзалы, дискотеки, магазины, рестораны, школы, больницы, стадионы, городской транспорт. В общем, чтобы как можно народа находилось на максимально малой территории. Эти места в периоды всплеска терроризма лучше не посещать. Лучше сидеть дома, где малый террор вас не достанет.

Наиболее опасны взрывы в замкнутых пространствах. Там взрывная волна и осколки работают многократно. Вспомните взрыв в переходе на Пушкинской площади. Всего 100 грамм тротила покалечили несколько десятков человек. А ведь в переходе стояло всего несколько стеклянных киосков.

Чтобы уберечь себя от взрывов на улице нужно:

1. избегать места скопления людей – рынки, стадионы, вокзалы, зрелищные мероприятия.

Почему именно их?

2. не приближаться к оставленным в людных местах подозрительным предметам;

На что надеются террористы?

3. незамедлительно сообщать о своих находках в милицию или ФСБ;

Почему именно в эти организации?

4. останавливать людей, пытающихся проверить содержимое бесхозных сумок, свёртков;

Почему этого нельзя делать?

5. при угрозе взрыва занять наиболее безопасное место – спрятаться за стену, колонну, отодвинуться за спины стоящих вблизи взрывного устройства людей;

6. после взрыва – избегать мест, где возможно образование заторов.

Г) Способы снятия стресса, вызванного актом терроризма.

Стресс – это повышенное, нервное напряжение, скованность, беспокойство, страх, головная боль, снижение умственных и физических сил. Для устранения стрессового состояния известный психиатр и психолог, генеральный директор Центра защиты от стресса Х.М. Алиев рекомендует использовать простые, но эффективные приёмы реабилитации (преподаватель показывает упражнения, а учащиеся выполняют их):

а) лёгкими движениями рук, не причиняя себе боли, помассировать наиболее напряжённые или болевые участки шеи, сидя или прохаживаясь по комнате. Самомассаж продолжать примерно в течение 5 минут. Если при этом руки устают, их следует время от времени встряхивать, продолжая самомассаж;

б) стоя или сидя вытянуть руки перед собой, держать их расслабленными в локтях и выполнить первый «идеомоторный» приём: представить себе мысленно, что твои руки начинают плавно автоматически расходиться в разные стороны без мышечных усилий. Если руки стали расходиться, это означает, что включилось расслабление и начинается снижение стресса. Продолжать, пока руки полностью разойдутся, и повторить этот приём 3-4 раза подряд. Если же руки не расходятся, значит, ты «зажат». В этом случае следует сделать несколько любых привычных лёгких разминочных упражнений и несколько вдохов и выдохов. Встряхнуть руки и повторить приём с расхождением рук ещё раз;

в) независимо от того, получился первый «идеомоторный» приём или нет, развести руки в стороны и выполнить второй «идеомоторный» приём: настроиться мысленно на обратное плавное движение рук – друг к другу. Независимо от результатов повторить этот приём

3-4 раза. Между повторами, если приём не получается, сделать, как и в предыдущем случае, несколько привычных лёгких разминочных движений, вдохов и выдохов;

г) выполнить третий «идеомоторный» приём: опустив руки, мысленно представить, что одна из них плавно поднимается вверх. Затем подключить другую руку. В момент, когда руки поднимутся достаточно высоко, сделать вдох-выдох и расслабиться;

д) после выполнения «идеомоторных приёмов» - получились они или нет – надо сесть или лечь, и наступает желанный результат: чувство облегчения, внутренней свободы, голова стала ясной, ощущается свежесть, бодрость, прилив сил. Стресс снят.

Тот приём, который выполнялся легче всего, можно затем использовать отдельно без выполнения всей процедуры реабилитации в случаях возникновения стрессового состояния.

Д) Ответственность за терроризм.

Что является главным и самым действенным средством борьбы с терроризмом?

После ответов учеников учитель называет – неотвратимость наказания за террористические акты. По свидетельству силовых структур, все исполнители, заказчики самых громких терактов у нас в стране известны. В большинстве своём они понесли заслуженное наказание. Часть отбывает наказание, часть убита в Чечне. Можно привести поучительный пример с Салманом Радуевым, который заслуженно понёс наказание и получив пожизненное заключение скончался в декабре 2002 года в тюрьме.

В России терроризм – преступление, которое строго наказывается. При совершении деяния в одиночку следует наказание – от 5 до 10 лет. При совершении деяния группой лиц по предварительному сговору, неоднократно или с применением оружия – от 8 до 15 лет. В случае тяжёлых последствий для пострадавших – от 10 до 20 лет, вплоть до пожизненного заключения.

Уголовным Кодексом предусмотрено наказание за заведомо ложное сообщение об акте терроризма (ст. 207 УК РФ ), которое предусматривает наказание штрафом до 500 минимальных размеров оплаты труда, либо исправительные работы сроком от одного до двух лет, либо тюремным заключением до 3 лет.

Нужно помнить о методах вовлечения в террористические организации. Как правило, они набираются из наркоманов, алкоголиков, лиц связанных с правонарушениями. Нельзя забывать об опасности потерять свою жизнь, подвергнуть риску себя и семью, утратить свободу, если не избегать некоторых молодёжных политических и анархических организаций: «Национал -большевистская партия», «Хранители радуги», «Автономное действие – Москва», «Движение красных и анархических скинхедов», «Русский национальный союз» и др. Ими насаждаются фашистская идеология и символика. Это делают на дискотеках, футбольных матчах, через Интернет. Специфический путь вербовки – вовлечение в нетрадиционные религиозные секты, общества, проповедующие псевдорелигиозные учения.

3. Закрепление пройденного материала.

Ученики отвечают на вопросы, поставленные учителем:

- Что вы должны сделать при виде оставленной сумки в трамвае?

- Как террористы маскируют взрывные устройства?

- Как вы поступите, если вам пришла посылка от незнакомых людей?

- Каковы причины и корни терроризма?

4. Домашнее задание:

а) повторить изученное на уроке;

б) найти примеры в СМИ о терактах;

в) найти подготовить вопрос о действиях в случае захвата террористами.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.