logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

1. Ознакомить учащихся с причинами противоправного поведения подростков, изучить положения Уголовного кодекса РФ об уголовной ответственности несовершеннолетних.

2. Показать, что главной целью ответственности несовершеннолетних являются меры воспитательного воздействия.

3. Правовое воспитание с целью профилактики девиантного поведения подростков.

Методы обучения: рассказ, обсуждение, деятельность класса, проблемные, тестовые задания.

По окончании урока учащиеся должны знать:

1. особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;

2. причины противоправного поведения подростков;

3. меры наказания для несовершеннолетних и их главная цель;

4. что ждёт несовершеннолетнего правонарушителя, если он нарушает закон.

План урока:

1. Опрос учеников по теме: «Терроризм».

2. Изучение нового материала.

А) Постановка учителем целей и задач урока, его актуальность.

Б) История уголовной ответственности несовершеннолетних в России.

В) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Г) Психическое развитие в подростковом возрасте.

3. Закрепление изученного материала.

4. Домашнее задание.

Ход урока

1. В ходе опроса выясняются знания учащихся по причинам терроризма в России и мире,

а также действия населения во время террористических актов. Часть учеников может выполнить тестовое задание, часть делает сообщения о террористических актах найденных в СМИ.

2. Изучение нового материала.

А) Мы с вами уже знакомились с уголовными наказаниями и преступлениями,  ответственность за которые наступает с 14 лет. Давайте вспомним, что это за преступления?

Если ученики не смогли назвать все преступления, то учитель помогает сделать это.

К ним относятся: убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кража, грабёж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах, терроризм, захват заложника, заведомо ложное сообщение об акте терроризма, хулиганство при отягчающих обстоятельствах, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, хищение наркотических средств, приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.

Уровень преступности несовершеннолетних, как правило, отражает состояние дел в  обществе. В последние годы под влиянием кризисов в экономике, общественной морали, семейной жизни заметно увеличилось количество умышленных преступлений среди несовершеннолетних. В прошлом году зарегистрировано до 200 тысяч преступлений, совершёнными подростками. 70% из них составляют корыстно-насильственные посягательства.

Уровень подростковой преступности на четверть выше, чем тот же показатель среди взрослого населения. Отмечается рост числа несовершеннолетних осужденных за бандитизм. Растёт количество совершаемых подростками умышленных убийств и покушений на убийство, вымогательств, умышленных уничтожений или повреждений чужого имущества, хищений оружия и боеприпасов. Более 700 тыс. подростков задерживается за административные правонарушения. Всего в органах внутренних дел состоит на учёте более 400 тыс. подростков.

Ежегодно в РФ привлекается к уголовной ответственности около 70-80 тыс. учащихся учебных заведений. За совершение административных правонарушений в органы внутренних дел доставляется почти полмиллиона учащихся. Кроме того около ста тысяч преступлений совершается  лицами, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности. Эти факты не попадают в учёт преступности.

Наш город, область не являются исключением. По уровню преступности область стоит на седьмом месте по России, а в Сибирском федеральном округе на первом. Хотя представи-

тели МВД и говорят, что в Усолье-Сибирском ситуация более менее благополучная по сравнению с другими соседними городами, и что у нас ещё можно спокойно пройти по городу с девушкой в вечернее время, но нам от этого не легче.

Рост подростковой преступности наблюдается и в нашем городе. В подтверждение можно привести заметку «Малолетки озверели» из «Усольской Городской Газеты» за ноябрь 2002 года:

«Всё чаще в криминальной хронике нашего города фигурируют несовершеннолетние подростки. По одному и вдвоём они грабят  квартиры, а, сбившись в стаи, беспричинно нападают на одиноких прохожих.

На незнакомых людях, не сделавшим им ни чего плохого, они вымещают свою злость и агрессию. Вот только два случая зарегистрированных за последнею неделю ноября.

Житель Тельмы приехал в Усолье в гости. Проходя мимо дома №40 по улице Луначарского, услышал в свой адрес оскорбления от группы подростков. Чем и кому помешал мужчина, объяснить невозможно.  Однако 10 человек в возрасте от 10 до 17 лет от слов перешли к делу и без всякой причины избили прохожего.

Во второй истории причиной рукоприкладства стало обычное замечание сделанное сотрудницей ГОВД (!?) группе несовершеннолетних, которые довольно громко выясняли отношения возле её подъезда. 12-, 14 – летние подростки, которым помешали разобраться с маленьким мальчиком, заявились к «обидчику» домой.

И только приезд сотрудников отделения вневедомственной охраны смог их остановить. Дело, между прочим, происходило в 12 часов ночи. В это время в нормальных семьях дети обычно спят. А в этом случае им пришлось коротать ночь в ГОМе, куда их доставили за неправомерное проявление буйства»

Вот ещё несколько непривлекательных примеров. По данным министра МВД Грызлова в России в местах лишения свободы находиться 900 тыс. человек( второе место в мире после США, Китай на третьем месте(!!!) с полутора миллиардным населением). Он же произнёс «знаменательную» фразу: «Каждый четвёртый  мужчина в России сидел, сидит или будет сидеть в тюрьме!?».

«УГГ», статья О.Кузьминой «Зоны преступности в Усолье»:

«Сколько бы не судачили горожане о преступности в городе, лучше всего опираться на факты. А они говорят о том, что ожидать улучшения криминальной обстановки в городе не приходиться.

Давно уже канули в прошлое времена, когда по улицам ходили народные дружинники, но как раз сейчас они нужны в Усолье как никогда. Самые криминогенные районы в городе – это 26 квартал, верхний парк, 29 квартал, район военкомата, в Привокзальном – улица Луначарского и район кинотеатра «Ровесник».

Не хочется, конечно, народ пугать, но по-моему, если так пойдет дальше, то в Усолье уже не будет криминогенных районов, потому что весь город превратиться в криминогенный….»

Вопрос: Давайте вспомним, откуда происходят слова преступник, уголовник? Всегда ли совершались преступления?

Уголовный, уголовник – происходит от древнерусского слова «головник», т.е. убийца.

Преступление – от слова преступать закон.

Преступление - виновное общественно опасное, противозаконное или противоправное деяние(действие или бездействие), попадающее под запрет уголовного закона.

Признаки преступления:

А) общественная опасность (причинение вреда обществу или отдельным гражданам);

Б) противоправность (запрещённость уголовным законом);

В) виновность (форма вины – умысел и неосторожность);

Г) наказуемость.

Одной из важных причин подростковой преступности является девиантное (отклоняющееся) поведение подростков. Девиантное поведение нередко связывают с реакцией общества на него и тогда определяют как «отклонение от групповой нормы, которое влечёт за собой изоляцию, лечение, тюремное заключение или другие наказания нарушителя». В современных условиях обострились проблемы социальной дезадаптации подростков. Увеличилось число безнадзорных детей. Эти дети, как правило, занимаются бродяжничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки. Они зачастую оказываются вовлечёнными в противоправную деятельность. По статистике каждый третий выпускник детского дома попадает на скамью подсудимых, каждый пятый становится «бомжем», а каждый десятый кончает жизнь самоубийством. Насилие в семье является одной из причин беспризорности детей. Спасаясь от жестокого обращения, многие дети уходят из дома, 10% из них погибают насильственной смертью, остальные попадают в преступную среду.

Б) История уголовной ответственности несовершеннолетних в России.

Вы все помните последние кадры фильма «Кавказская пленница», когда один из подсудимых говорит такие слова: «Да здравствует советский суд, самый гуманный на свете!». Смех смехом, но на самом деле это так. Вы сейчас в этом убедитесь, узнав об уголовной ответственности несовершеннолетних в дореволюционной  России, при тоталитарном сталинском режиме и в наши дни.

В 1742 г. Сенат указал, что малолетство как для мужского , так и для женского пола нужно считать до 17 лет, и что таковых нельзя привлекать тем же наказаниям, как и взрослых. Малолетние не могли подвергаться ни смертной казни, ни пытке, ни кнуту; для них эти наказания заменялись сечением плетьми и отдачей в монастырь для исправления. В Указе «Екатерины 2 26 июня 1765 г.», устанавливалась полная невменяемость до 10 лет, а от 10 до 17 лет допускалось смягчение наказания. При смягчении ответственности различались малолетние от 10-15 и от 15-17 лет. Малолетних до 10 лет признавали абсолютно невменяемыми и отдавали виновных без придания суду и без наказания на исправление родителям.

Уложение 1845 года отступило от этой системы, приняв предельным возрастом 7 лет, но дети 7-10 лет не подвергались наказанию, а отдавались на исправление родителям. Этот период считался периодом детства. Период отрочества (10-17 лет) – они не подлежали наказанию кнутом и публичному наказанию плетьми, а от 10 до 14 лет – и каторжным работам. Юность (17-21 год) – признавалась только как причина уменьшения наказания.

Причём молодость теряла своё значение,  если несовершеннолетние совершали преступление повторно.

Декрет СНК от 14 января 1918 года провозгласил отмену судов и тюремного заключения для несовершеннолетних, а в зависимости от тяжести содеянного (до 17 лет), отправляли в убежища Народного комиссариата общественного призрения. До конца 20-х годов сохранялся приоритет принудительных и воспитательных мер перед мерами уголовного наказания.

Постановлением ЦИК и СНК от 5 апреля 1935 года «О мерах борьбы с преступностью несовершеннолетних» установлена уголовная ответственность лиц, начиная с 12-го возраста, за совершение убийств, краж, причинения насилия, телесных повреждений, увечий.

С 1948 судебным органам предлагалось в случае совершения хищения  в незначительных размерах несовершеннолетними в возрасте от 12 до 16 лет ставить вопрос о прекращении дела в уголовном порядке и направлении обвиняемых в трудовые воспитательные колонии.

Основы уголовного законодательства СССР и союзных республик, принятые Верховным Советом СССР от 25 декабря 1958 года повысили возраст, по достижению которого наступала уголовная ответственность. За все виды преступлений ответственность наступала - с 16 лет, а за особо тяжкие - с 14 лет. В 1991 году к ним добавилась ответственность за хищение огнестрельного оружия, боеприпасов и хищение наркотических веществ.

Вопрос: Назовите, в какое время уголовное законодательство было более гуманным по отношению к несовершеннолетним?

В) Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Прежде чем говорить об уголовной ответственности несовершеннолетних, вы должны знать для чего применяется уголовное наказание. Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Каждый вид наказания имеет свои границы и содержание, это не дубина, одинаково бьющая по всем преступникам. Нельзя выходить за рамки наказания, указанные в законе. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном уголовным законом лишении или ограничении прав и свобод этого лица. Наказание применяется в целях восстановления социальной справедливости, а также исправления осуждённого и предупреждения совершения новых преступлений.

Пример из «УГГ», статья О. Кузьминой «Что ждёт их на воле?»:

«На сегодняшний день в Ангарской воспитательной колонии содержится 139 заключённых. Обычно здесь  около 600 подопечных, и сегодняшний «недокомплект» объясняется недавно прошедшей амнистией. Остались только осужденные за особо тяжкие преступления – убийства, изнасилования, разбои, нанесение тяжких телесных повреждений.

Территория колонии поразила меня строгим порядком во всём – побелённые бордюры, подметённые дорожки, аккуратно подкрашенные скульптуры. Создавалось впечатление, что мы попали не в колонию, а в пионерский лагерь. По территории строем и с песнями ходили подростки самой обычной внешности, ни чем не напоминающие «уркаганов», совершивших страшные преступления. Больше всего меня удивила их навязчивая вежливость – мимо нас прошёл строй ребят, и каждый из них с нами поздоровался. Меня порадовало, но и удивило, что отношения между заключёнными такие ровные, без унижений. Но всего этого добивается администрация колонии искусственно. Все заключённые могут заработать немного денег(до 450 рублей в месяц) на местных производствах по пошиву немудрёных изделий, изготовлению ящиков. Эти деньги затем можно потратить в местном магазине на самое необходимое.

Большинство осужденных – из неблагополучных семей, на воле у них была совсем другая жизнь, многие жили в землянках. Некоторых поначалу приходиться приучать к элементарным правилам гигиены – умываться, стирать бельё и т.д. Некоторые ребята из семей, где судимость как бы преёмственна: сидели и дед, и мать, и брат, и сестра. Основная масса  - дети алкоголиков, наркоманов и преступников.

Железный порядок, отсутствие взаимных унижений среди заключённых, домашняя обстановка в местах проживания – всё это только заслуга работников колонии. Все эти «здрасьте, спасибо, пожалуйста», сказанные с широкой улыбкой, отдавали плохо скрытой наигранностью. Совершенно ясно, что без воспитателей, фотокамер эти ребята совсем другие.

Один работник колонии поделился своим истинным мнением, не называя своего имени:

- Вам может показаться, что всё здесь хорошо, ребята славные, но это не так, все они – маленькие волки, уголовники, на счету каждого чья-то загубленная душа, у некоторых не одна. Исправит их почти невозможно, возвращаются домой, где родители алкаши, и всё начинается сначала. Они умеют только одно – воровать, грабить, убивать, это же легче. Почти все возвращаются назад.»

Вопрос: Есть ли у кого-то знакомые или родственники, отбывавшие наказание несовершеннолетними?

Законом установлено два возрастных предела уголовной ответственности – 14 и 16 лет. По общему правилу уголовная ответственность за все виды правонарушений наступает с 16 лет. С перечнем преступлений, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет, мы познакомились в прошлом году.

По российскому законодательству, совершеннолетними признаются граждане, достигшие 18 лет. В случае совершения преступления категория «несовершеннолетний», присваива -ется лицам в возрасте от 16 до 18 лет, а по некоторым преступлениям от 14 до 18 лет. Лицо считается достигшим соответствующего возраста не в день своего рождения, а после нуля часов следующих за ним суток.

Особенностью ответственности несовершеннолетних, совершивших преступления, состоит в том, что им могут быть назначены не только меры наказания, но и принудительные меры воспитательного характера. Это полностью соответствует «Минимальным стандартным правилам, касающимся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних», принятым Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 года. Согласно названному акту, суд должен принимать во внимание не только обстоятельства и тяжесть преступления, но и положение и потребности несовершеннолетнего.

Вопрос: Объясните, как вы понимаете эти слова?

(Любые меры воздействия в отношении несовершеннолетних, должны учитывать особенности его личности и обстоятельства дела).

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним:

1. штраф;

Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание.

2. лишение права заниматься определённой деятельностью;

3. обязательные работы;

Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 часов, заключаются в трудовой деятельности, посильной для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учёбы или основной работы время. Продолжительность работ для лиц в возрасте до 15 лет не может превышать двух часов в день, а в возрасте от 15 до 16 лет – трёх часов в день.

4. исправительные работы;

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осуждённым на срок до одного года. Из заработка осуждённого к исправительным работам удерживаются средства в доход государства.

5. арест;

Арест назначается несовершеннолетним осуждённым, достигшим к моменту вынесения судом приговора 16 лет. Срок ареста не может превышать четырёх месяцев.

6. лишение свободы.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним осуждённым на срок не свыше 10 лет с отбыванием в воспитательных колониях общего режима или воспитательных колониях усиленного режима.

В статье 90 УК РФ указано, что несовершеннолетний, впервые совершивший преступле- ние небольшой или средней тяжести, освобождается от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путём применения принудительных мер воспитательного воздействия. Преступление небольшой тяжести – срок наказания не превышает двух лет. Преступление средней тяжести – срок наказания не превышает 5 лет. Тяжкое преступление – срок наказания не превышает 10 лет. Особо тяжкое – срок более 10 лет, вплоть до смертной казни.

Содержание принудительных мер воспитательного воздействия:

1. Предупреждение. Данное воспитательное воздействие носит публичный характер, порицаются действия виновного и разъясняется, что повторное совершение преступления влечёт за собой применения уголовного наказания.

2. Обязанности загладить причинённый вред. Непосредственное устранение несовершеннолетним причинённого вреда либо возмещение им материального ущерба.

3. Передача под надзор родителей. Возложение на них обязанности обеспечить надлежащие поведение несовершеннолетнего и постоянный контроль за ним.

4. Ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего. Данное воспитательное воздействие является наиболее серьёзным, так как связано с ограничением свободы времяпровождения и  ставит несовершеннолет- него под контроль специализированных государственных органов.

Даже если несовершеннолетний совершил преступление и осуждён, то не все потеряно. Своим хорошим поведением и работой он может быть освобождён из мест лишения свободы. Статья 93 УК РФ устанавливает сокращённые сроки, после отбытия, которых несовершеннолетний может быть условно-досрочно освобождён:

- не менее одной трети срока наказания, назначенного судом за преступления небольшой или средней тяжести;

- не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

- не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление.

Г) Психическое развитие в подростковом возрасте.

В этом возрасте у подростков начинает проявляться активность в отстаивании собственного понимания справедливости в самых разных областях, которые в силу уровня развития подростка и его жизненного опыта зачастую не соответствует действительности. Надо убедить подростка в необходимости прислушиваться к мнению взрослых, чтобы постепенно формировать свои жизненные установки, соответствующие реальной жизни.

Подростку необходимо формировать и волевые качества, которые обеспечивают достижение поставленной цели.

Под волей понимают способность человека сознательно достигать поставленной цели, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия. Основные качества, которые необходимо в себе вырабатывать для воспитания воли:

- целенаправленность – настойчивость и упорство в достижении поставленной цели, несмотря на неблагоприятные обстоятельства;

- самоконтроль поведения – способность управлять собой и своими эмоциями, умение обладать терпением и выдержкой;

- возможность воздержаться в случае необходимости от тех или иных действий – способность тщательно продумывать, взвешивать, критически оценивать свои поступки и действовать сознательно, на основе разума, а не эмоций.

Волевое поведение человека всегда опирается на сознательно поставленную цель и не отклоняется от неё под влиянием случайно возникших обстоятельств.

Особенность психического развития подростка в этот период заключается в том, что он уже имеет возможности, обеспечивающие овладение своим поведением, но ещё не имеет такой значительной цели, ради которой следовало бы это осуществлять.

Основное качество, которое подросток должен стремиться выработать в себе, чтобы приобрести уверенность в своих силах и уважение окружающих, это умение ставить перед собой достижимые цели и добиваться их.

3. Закрепление изученного материала.

Ученики отвечают на вопросы, задаваемые учителем:

- Назовите виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним;

- Какие меры принудительного воспитательного воздействия применяются к несовершеннолетним;

- Как можно искупить свою вину перед обществом.

4. Домашнее задание:

- повторить изученное на уроке;

- найти примеры подростковой преступности и их причины.

- сделать кроссворд по видам преступлений и наказаний из десяти слов.

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.