logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: способствовать формированию у учащихся осознания связи жизни человека с местом его жилой среды.

Этапы урока:

Организационный момент (объявление темы, цели урока).

Изучение темы урока.

Закрепление полученных знаний.

Итог урока.

Вопросы:

Эволюция жилья.

Роль дома в жизни человека.

Мой дом – моя семья.

Эпиграфы к уроку:

Мой дом – моя крепость.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома». Л.Н. Толстой.

Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, наш самый надежный тыл.

Ход урока

I. Организационный момент (объявление темы, цели урока).

II. Изучение темы урока.

С древнейших времен человек заботился о том, чтоб защитить себя от непогоды, от хищников. Такую защиту он находил в своем жилище.

И кто не слышал поговорки «Мой дом – моя крепость»? Воображение сразу рисует средневековый замок. За прочными массивными стенами которого можно укрыться от врага.

Человек не мог обойтись без жилища. Но те дома, в которых мы живем сейчас, не сразу стали такими. С изменением образа жизни людей изменялось и их жилище.

Жилище князей и бояр – хоромы – состояли из нескольких соединенных между собой переходами строений. В центре хором располагался терем, где размещалось отапливаемое помещение. Крестьяне жили в небольших домах. В южных районах это были полуземлянки – жилища, пол которых был ниже уровня почвы, с земляными полами, с покрытой сверху слоем земли крышей. Позже на смену полуземлянок в южных районах пришли каркасные избы с обмазанными глиной стенами. В северных районах – срубная изба – рубленый бревенчатый жилой дом. Избы возводили как крестьяне, так и горожане. Потолка в избе не было, поэтому крышу делали особо прочной, покрывая плотным слоем соломы.

Много места в жилом помещении занимала печь. Появилась она достаточно рано, поскольку без ее помощи невозможно было обойтись. Первоначально это был открытый очаг, превратившийся в закрытый, принявший форму печи. Избы топились «по-черному».

(Вопрос детям.) Дым выходил в жилое помещение. Поскольку не было потолков, дым концентрировался выше людского роста и не «ел» глаза.

Хочется особо остановиться на том, что «черный» способ отопления не являлся признаком отсталости славян. «Черное» отопление в сравнении с «белым» имеет не только недостатки, но и преимущества. Пространство под крышей (куда поднимался дым) использовали для просушки и дезинфекции вещей, для копчения продуктов. Для таких домов характерен сухой, теплый и свежий (проветривание дыма) воздух.

На смену «черным» домам пришли «белые» дома. Печи с дымоходами появлялись в первую очередь у богатых людей.

Было немаловажным то, где строился дом.

Наши предки свято чтили обряды, проводимые при выборе места для постройки дома, при заселении домов.

Работа с документом.

Какие обряды проводились и существуют до сих пор?

Человек не может обойтись без жилища. Дом для человека – его крепость.

Когда же дом превращается в крепость?

Может быть, когда квартира прячется за бронированной дверью? Кстати, сейчас такая дверь – дело не лишнее. Или когда ваш дом обнесен высоким забором?

Когда вы можете назвать свой дом крепостью, и что это для вас значит?

Среди учащихся 7, 10 классов был проведен опрос – «Что для меня значит мой дом».

В опросе приняли участие 40 человек. Результаты были следующими:

Мой дом – это моя любимая семья

63%

Дом для меня – это чистота, порядок, уют

13%

Дом – место, где можно поесть, поспать, поиграть в компьютер

12%

Дом – это помещение, где я живу

7%

Дом – это место, где заставляют работать

5%

Надежной крепостью для человека дом становится тогда, когда в него хочется возвращаться даже с самой любимой работы, после самого приятного путешествия, после встреч с очень интересными людьми. И не только потому, что дома стоят твой телевизор, холодильник с едой и кровать. Но, прежде всего, потому, что тебя там ждут, тебе рады, и ты сам ждешь и радуешься встрече со своими близкими. Родительский дом – наша пристань в течение всей жизни, самый надежный тыл.

III. Закрепление полученных знаний.

Как сказал Л.Н. Толстой: «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Запишите, какой должна быть, по вашему мнению, настоящая семья (строим дом). 

Объяснить значение пословиц, поговорок и крылатых выражений о доме (лото). 

IV. Итог урока.

Каждый учащийся проговаривает и заканчивает фразу: «Мой дом для меня – это …»

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.