Тип урока: изученного нового материала
Цель: дать представление о жизни города и села;
Задачи урока:
1) учить отличать город от села (деревни);
2) сравнить городской и сельский дом;
3) воспитывать любовь к родному краю, к своей деревне
4) развитие коммуникативных навыков: учить рассказывать о своём городе и деревне;
Планируемые результаты (УУД):
Регулятивные: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить.
Познавательные: осуществлять поиск, сравнение и анализ информации о городе и деревне.
Коммуникативные: работать в паре: находить изображения города и деревни, описывать интерьер городской квартиры и сельского дома.
Личностные результаты: проявляют самостоятельность и личную ответственность за свою работу
Предметные результаты:
Знания: узнают о характерных особенностях города и села.
Умения: научатся сравнивать объекты города Новоуральска деревни Починок; особенности городских и сельских домов,собирать информацию для проекта.
Навыки: находить изображения города и села; формулировать выводы
Оборудование: интерактивная доска; CD-диск (электронное приложение к учебнику А.А.Плешакова) для 2 кл.; презентации: “город Новоуральск”, “деревня Починок”;
Учебные материалы для учителя:
Рабочая программа Гориной О.Н. по окружающему миру во2кл.; поурочные разработки по предмету “Окружающий мир” (Е.М.Тихомирова); А.В.Миронов “Как построить урок в соответствии с ФГОС” Изд-во: “Учитель” 2013г.
таблицы №1 и №2, эпиграф к уроку. Определения из словаря Ожегова “Город”, “Деревня”
фотографии достопримечательностей г.Новоуральска и деревни Починок;учебник для 2 класса “Окружающий мир” (А.А.Плешаков) – часть 1; рабочая тетрадь по окружающему миру – часть 1.
Учебные материалы для детей:
учебник для 2 класса “Окружающий мир” (А.А.Плешаков) – часть 1; рабочая тетрадь по окружающему миру – часть 1.
Время реализации урока: 40 мин
Оформление доски: (лицевая сторона)
Картинки городской квартиры и сельского дома |
сентябрь. Таб.№1 |
Эпиграф: “рассыпанные” фотографии с изображением д.Починок и г.Новоуральска Г.Новоуральск Д.Починок |
(обратная сторона доски)
Таблица №2 |
Вывод: Мне сегодня хорошо живется в: деревне Починок: городе Новоуральске: |
1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)
(Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
У учащихся должна возникнуть эмоциональная направленность.)
Починок! Починок! Отчизна моя!
Просторы и горы, леса и поля.
В неё я влюбленный всем сердцем хожу
Я разом бы обнял деревню мою.
(Учитель зачитывает эпиграф . Просит детей проверить наличие всех необходимых материалов для урока и предлагает занять свои места).
2. Актуализация знаний
(Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Возникновение проблемной ситуации.)
У.: - Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, что в России проживает более 150 народов. Мы с вами приблизительно посчитали , что в нашей деревне проживают народы более 10 национальностей. Мы сделали вывод, что всё наше население в деревне живет в мире, взаимопонимании, т.к. мы все граждане одной страны.
- Назовите точно, правильно название нашей страны (Российская Федерация) , перечислите символы нашего государства и назовите по имени и отчеству нашего президента.
- Ребята, у нас такая огромная страна, а в каких населенных пунктах проживают наши соотечественники? Дети называют населенные пункты, где живут их родственники(города, поселки, аулы, деревни)
(Из 12 опрошенных учеников у 5 человек родня проживает в г.Новоуральске; у 8человек бабушки живут в деревне Починок).
- А как вы думаете чем отличается ли город от деревни? (по размерам).
- А вы знаете в каких домах живут городские и сельские жители?
- С какой целью на доске висит этот эпиграф? Значит о какой деревне будем говорить?
- Какие близлежащие города расположены недалеко от нашей деревни?
- А как называется наш городской округ?
- Значит мы сегодня будем говорить..... (о д.Починок, г.Новоуральске)
3. Постановка учебной задачи
(Цель: обсуждение затруднений, проговаривание целей урока в виде плана.
1. Сравнить особенности города и деревни (заполнить таб..№1) 2. Посмотреть обстановку городских и сельских домов, сравнить ( заполнить табл. №2) 3. Сделать вывод: самое лучшее место на Земле, это... |
У.: прочитаете план по которому мы построим наш урок, не беспокойтесь, если вам что-то непонятно, я сейчас всё поясню.
1) - Сегодня в течение всего урока мы будем сравнивать, находить общие и отличительные признаки этих двух населенных пунктов (открываем таблицу №1)
2) Сравним городские квартиры и сельский дом (картинки из учебника);
3) Каждый из вас в конце урока сделает вывод : где лично вам (на сегодняшний день ) лучше, комфортнее живется и напишет свою фамилию и имя напротив таблички
деревня Починок |
Город Новоуральск |
4. “Открытие” нового знания (построение проекта выхода из затруднения)
У.: Сможем сразу выполнить все задания? (почему?)
Для того, чтобы приступить к выполнению 1 пункта плана я попросила заранее двоих ребят приготовить 2 презентации на тему:“город Новоуральск” - о нём нам расскажет Уфимцева Настя, т.к. у неё там живет бабушка. Настя почти все выходные проводит в Новоуральске: они много гуляют, изучают интересные места в городе.
Презентацию “деревня Починок” - подготовила Бусова Алёна.
- Ребята будьте внимательны, давайте просмотрим все вместе на таблицу, которую мы должны будем заполнить в течении 5 минут, после выступления девочек. Прочитайте все пункты и когда будете слушать сообщения девочек мысленно делайте себе “плюсики” в голове, отмечая есть это или нет в данных населенных пунктах.
Таблица № 1.
Населенный пункт |
г.Новоуральск |
д.Починок |
Количество населения (приблизительно) подсказывает У. |
Более 100.000жителей |
Более 1500 жителей |
Размеры |
большой |
маленькая |
Школы, детские сады |
+ |
+ |
Музей |
+ |
+ |
Культурные учреждения |
+ |
+ |
Магазины |
+ |
+ |
Больницы |
+ |
+ |
Спортивные сооружения |
+ |
- |
Администрация |
+ |
- |
Жилье |
Многоэтажные дома |
Трехэтажные,деревянные |
Памятники |
+ |
+ |
Крупные предприятия |
+ |
ферма |
Места отдыха для детей |
+ |
+ |
Вывод: |
(перечисляют признаки) |
|
У.: какой пункт плана выполнили?
- Что будем делать дальше?
(На доске висят увеличенные изображения 2 домов: сельского и городского)
У.: Ребята, если кому-то плохо видно, можно воспользоваться учебником.
- Посмотрите на эти картинки в течении 2 минут; подумайте, правдиво (без преувеличения) оцените свои квартиры и поднимите руки те ребята, которые считают, что они живут в квартирах городского типа (11 человек) и сельском доме (1 ученик).
- У меня возник вопрос: мы все живем в деревне Починок, а вы утверждаете, что у вас (Кроме Ромы) городские квартиры, докажите мне правдивость вашего ответа.
- Предлагаю заполнить таблицу №2 и сделать вывод.
(Отвечают ученики, работая по цепочке, заполняя Таблицу №2 по одной строке; если дети с ним согласны, поднимают руку)
Таблица №2
|
Городская квартира |
Сельский дом |
Централизованное отопление (батареи) |
+ |
- |
Многоэтажный дом |
+ |
- |
Наличие лифта |
- |
- |
Балконы (лоджии) |
+(не у всех детей) |
- |
Горячая, холодная вода, туалет, ванная |
+ |
- |
Наличие подвала, чердака |
- |
+ |
Современная мебель (бытовая, компьютерная техника) |
+ |
частично |
Вывод: |
По большинству пунктов наши квартиры можно назвать благоустроенными, городскими. |
Мы с мамой носим холодную воду из колонки, топим печку, у нас есть подвал(там овощи), моемся в общественной бане. Я живу в сельском доме. |
5. Первичное закрепление
(Цель: проговаривание нового знания)
- Мы с вами говорим, сравниваем г.Новоуральск и д.Починок, но у нас ещё не прозвучало их четкое определение. Я попросила 1 девочку и 1 мальчика найти в словаре Ожегова их определения и дома написать их на отдельных листках. Давайте их заслушаем. (Дети зачитывают определения и вставляют листочки во 2 строку таблицы
Город – крупный населенный пункт, административный, торговый, промышленный и культурный центр.
Деревня – крестьянское селение, то же, что и село.
- Кто из вас, работая с учебником увидел небольшое разногласие с темой нашего урока?
(в учебнике: “Город и село”, а у нас название урока “Город и деревня”)
- А в чем заключается разница между словами “село” и “деревня” (только размерами и численностью населения). А как мы называем близкие по смыслу слова? (синонимы).
Имеем ли мы право одно слово заменить другим? Т.к. мы проживаем в деревне.
6. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
(Цель: каждый должен сделать для себя вывод о том, что он уже умеет)
(Работа с интерактивной доской)
(работа в парах) один работает, другой проверяет результат, указывает на ошибки ,а потом сравнивают с эталоном (стр.10 -11 учебника “Окружающий мир”)
Прослушивают 1 задание: Какие из объектов , изображенных на фото, нельзя встретить в городе? Ребенок делает выбор и отмечает помощью “галочки”картинки, которые нельзя встретить в городе.
Прослушивают 2 задание: Отличие сельского дома от городского
1 ученик делает выбор и отмечает с помощью “галочки” картинки, которые относятся только к сельскому дому.
У.: не забудьте оценить работу одноклассника.
- Сегодня мы с вами еще раз повторили, а может кто-нибудь из вас впервые узнал интересные объекты ,которые находятся в городе Новоуральске и повторили самые важные объекты, достопримечательности нашей деревни.
Сейчас двое ребят пойдут к доске и распределят фотографии под соответствующими надписями: г.Новоуральск, д.Починок.
- Ребята, вы позволите в этом задании сыграть роль эксперта?
Город Новоуральск |
Деревня Починок |
7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Сегодня мы узнали много нового и интересного о маленьком и большом населенном пунктах и мы возвращаемся к последнему пункту нашего плана.
Когда вы запишите свою фамилию в ту или другую колонку, обязательно поясните своё мнение 1-2 предложениями.
(запись на доске):
Самое лучшее место на Земле, это...
Деревня Починок |
Город Новоуральск |
(10 детей считают, что им комфортно жить в нашей деревне, т.к. у них здесь дом, родители, любимая школа, друзья;
2 детей хотели бы жить в г.Новоуральске, т.к. там у них есть друзья, с которыми они познакомились в загородных лагерях; там проживают их бабушки или родственники).
У.: Мне приятно, что большинство детей любят и знают свою деревню. Замечательно, что вам очень интересен г.Новоуральск и вы мечтаете там жить и работать, когда вырастите и получите лучшую профессию. Когда это произойдет, не забывайте, что ваша малая Родина – наша деревня, почаще приезжайте в гости к родителям и заходите к нам в школу
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
(Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, оценка результатов деятельности своей и всего класса)
- Какую задачу ставили ?
1) Сравнивать, находить общие и отличительные признаки города и деревни;
2) сравнить городские квартиры и сельский дом);
3) сделать вывод : где лично вам (на сегодняшний день ) лучше, комфортнее живется?)
- Удалось ли решить поставленную задачу?
1) Мы сравнили город и деревню и заполнили таблицу №1;
2) 11 человек живут, можно сказать, в городских квартирах, к такому выводу мы пришли, заполняя таблицу №2).
3) 10 человек из класса доказали, что им комфортнее, роднее жить в д.Починок. т.к. это их малая Родина.
- Какие способы мы для этого использовали? (сравнение, анализ, синтез)
- Какие результаты получили? (заполнили таблицы)
- Где можно применить новые знания?
Поехать в г.Новоуральск и показать своим родственникам достопримечательности;
С любовью и уважением относится к своим красивым и родным местам (детская площадка, памятники); не ломать деревья в парке, не рисовать на стенах нашего клуба, больницы, школы.
Содержать в чистоте и порядке свою квартиру.
- Что на уроке у вас хорошо получилось?
Работа с интерактивной доской; красивая и интересная презентации; быстро заполнили таблицы.
- Над чем еще надо поработать?
Можно каждому ученику сделать презентацию о достопримечательностях деревни или о своей квартире.
- А как быть тем ребятам, у кого нет компьютера и они сами еще не смогут создать презентацию?
Можно нарисовать рисунок своей квартиры.
У.: Сегодня отлично все поработали, за урок получают “5”: девочки с презентациями, 2 человека, которые работали с интерактивной доской. Всем спасибо!
9. Домашнее задание
(Цель: закрепить полученные знания, выполнять тренировочные упражнения по созданию презентаций).
- Создать свою презентацию “Родная деревня” и на следующем уроке представить её в виде проекта, у кого не получится или не сможет - выполнить задание из Рабочей тетради на стр.9-10 № (записать основные сведения о деревне), №2 (нарисовать дом, в котором ты живешь), №3 (узнать и записать историю создания своего дома)