logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: отрабатывать навык самостоятельного определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.

Задачи:

расширять знания о глаголе и его роли в русском языке;

продолжать формировать умение определять спряжение глагола с безударным личным окончанием;

отрабатывать навык правильного выбора и написания безударных личных окончаний глаголов;

продолжить заучивание глаголов-исключений;

развивать устную и письменную речь; орфографическую зоркость; расширять кругозор

Оборудование:

листы с заданиями к уроку, распечатанные по количеству учащихся

конверты с орфографическим заданием разного уровня сложности.

Уровень обозначен рисунками колокольчиков разного цвета: конверт с колокольчиком красного цвета – повышенный уровень, конверт с колокольчиком жёлтого цвета – средний уровень, конверт с колокольчиком зелёного цвета – облегченный уровень.

Комментарий: в скобках приводятся предполагаемые ответы учащихся.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

2. Актуализация знаний

Слайд 2

Учитель: Чтобы понять, о чём мы будем говорить на уроке, прошу вас разгадать слово в этом хитром букв сплетении. (Слово – глагол.)

Информационная справка:

Глагол –  единица русского языка, самая живая часть нашей речи. Глагол по частоте употребления занимает второе место после существительных.

Высказывание русского учёного-языковеда Александра Матвеевича Пешковского: «Глаголы – это какие-то «живые» слова, оживляющие всё, к чему они приложены».

– Глагол – понятие широкое, чтобы выяснить, чем конкретно будем заниматься, прошу выполнить следующее задание: на листах, лежащих на партах , вы видите цепочку из букв, вычеркните буквы БКЧ.

БСКПРБЯЧЖКЕБЧНКИБЕГЧЛБАКГОБЛЧОКВ

(Получилось словосочетание – спряжение глаголов)

3. Работа по теме урока

Учитель: Что такое спряжение глаголов? (Изменение глаголов по числам и лицам, а также система личных окончаний)

Учитель: Зачем надо знать, какое спряжение имеет глагол? (Для правильного написания безударных личных окончаний глаголов)

Учитель: «Ключом» для дальнейшей работы на уроке является следующее задание. Вам надо ответить на вопросы теста, приведённого на листах, и из правильных ответов сложить слово.  (Учащиеся отвечают на вопросы теста вместе с учителем. Учитель читает вопросы со слайда презентации, дети подчёркивают на своих листах букву правильного ответа).

Тест «Что мы знаем о глаголе». Выбери верный ответ- букву, стоящую в скобках рядом с выбранным ответом, подчеркни.

Получившееся слово запиши в тетрадь.

1.Глагол-это:

часть слова (И)

член предложения (Т)

часть речи (С)

2.Глагол обозначает:

действие предмета (В)

признак предмета (П)

название предмета (У)

3.В предложении глагол бывает:

чаще всего сказуемым (Е)

второстепенным членом предложения (О)

подлежащим (Я)

4.Глагол изменяется:

только по числам (Ш)

только по временам (Х)

по временам, лицам, числам (Р)

5.Глагол может быть:

только первого или только второго спряжения (К)

и первого, и второго спряжения (Н)

6.Начальная форма глагола оканчивается на:

окончание  -ать  или –ить (Ф)

суффиксы –ть, -чь (Т)

суффиксы –ть, -ти, -чь (А)

7.В русском языке есть глаголы, которые оканчиваются на –ца:

да (Д)

нет (Т)

8.Среди глаголов есть такие слова, которые всегда пишутся с частицей НЕ слитно:

да (Ь)

нет (Э)

Полученное слово: ___________________________________

Ключевым оказывается новое словарное слово – СВЕРКАТЬ.
Слово записывается учителем на доске, а учащимися в тетрадь.

Информационная справка:

Слово «сверкать» является родственным со словом «сверчок». В некоторых районах России до сих пор употребляется глагол «сверчать», т.е. издавать трескучее стрекотание.

Современное значение слова.
Со словом «сверкать» в русском языке употребляются фразеологизмы.

(Учителем может быть задан вопрос о том, что такое фразеологизмы. Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, в котором одно слово нельзя заменить другим .) Таким образом, делается вывод об употреблении слова «сверкать»  в переносном значении.

Учитель: А теперь вы расскажите мне всё, что знаете о слове  «сверкать».

(Учащиеся отвечают на вопросы учителя, характеризуя  глагол, и делают записи в тетрадях. Учитель записывает на доске.)

1. К словам какой части речи относится слово? Докажите. Учащиеся дают определение глагола.
2. Глаголы могут обозначать действие либо состояние предмета. Какое в этом смысле значение у глагола «сверкать»?
3. В какой форме записан глагол на доске? (Начальная форма). Докажите. (Суффикс начальной формы «-ть»). Выделите основу слова.
4. Определите вид глагола. Вид глагола - это его постоянный или непостоянный признак? Будет ли меняться вид при изменении формы  глагола?
5. Образуйте глагол родственный глаголу «сверкать», но совершенного вида. С помощью какой части слова образовался глагол «засверкать»? (Глагол «засверкать» записывается на доске. Отмечаются приставка, корень и суффикс слова «засверкать»).
7. Какой ещё известный нам грамматический признак глагола мы не указали? (Спряжение)
8. С чего начнём определение спряжения глагола? (Работа со слайдами 7-9).

Идет повторение алгоритма определения спряжения глаголов, а также называются глаголы-исключения 1 и 2 спряжения.

– Итак, глагол «сверкать» – это глагол …  (1 спряжения)

4. Закрепление темы урока

Учитель:  Слово «сверкать» очень актуально в сегодняшние предновогодние дни. Я предлагаю вам составить и записать предложение из следующих слов. Прошу вас учесть значение слова «сверкать», о котором я вам рассказывала.

Предложение: (учащиеся записывают, вставляя пропущенные буквы).

На новогодней ёлке сверкают гирлянды и блестят шары.

– Оправдан ли пропуск гласной в личном окончании глагола «блестят»?
– Определите спряжение этого глагола. Почему глагол «блестеть»  1 спряжения, ведь начальная форма глагола  оканчивается на «-еть»? (У глагола ударное окончание в форме 3 лица, мн.числа «-ят»).
– Итак, скоро Новый год. У русских людей зима – одно из любимых времён года.

В прежние времена крестьяне отдыхали от осеннего сбора урожая, а дети забавлялись. О зиме сложено много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них.

Слайды 12,13

– Прочитайте глаголы в этих пословицах. Почему в некоторых из них гласная в приставке пропущена, а в других – нет? (Зависит от того ударная ли гласная).

Задание: выпишите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения и выделите окончание. (У доски работают три учащихся, выходя друг за другом и выписывая по 3 глагола. В качестве дополнительного может быть предложено задание записать по две понравившихся пословицы по памяти с последующей проверкой.)

5. Подведение итогов урока, рефлексия

Учитель: Итак, ребята, наш урок подходит к концу.
– Чем мы занимались на уроке? (Ответы учащихся)
– Глаголы могут быть двух спряжений. К 1 спряжению относятся… Ко 2 спряжению относятся…
– С чего начинается определение спряжения глаголов?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 1 спряжения?
– Какие личные окончания могут быть у глаголов 2 спряжения?
– Назовите ещё раз глаголы-исключения, относящиеся к 1 (2) спряжению.
– Встаньте, пожалуйста, те ребята, которые считают, что хорошо разобрались в теме урока.
– Заключительное задание для вас следующее: на доске закреплены 3 конверта с заданиями по теме урока  разного уровня сложности. Выберите для себя задание из того конверта, с которым, по-вашему, Вы справитесь.

На выполнение – 3 минуты. (По окончанию работы проводиться взаимопроверка с подсчетом правильных ответов. Учащиеся сверяют работы с текстом на слайде)

6. Самооценка, домашнее задание

На полях в тетрадях обозначьте соответствующим смайликом оценку вашей работы на уроке и кружком соответствующего цвета степень понимания вами темы урока. (Домашнее задание – по усмотрению учителя.)

– Урок окончен. Спасибо всем за работу.

Поиск

 

Блок "Поделиться"

 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.