logo

РУССКИЙ ЯЗЫК

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи урока:

формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времен Московского государства. Познакомить учащихся с личностью Ивана Грозного, его деятельностью.

предоставить учащимся возможность самостоятельно оценить поступки Ивана Грозного, сформировать своё личное отношение к ним.

Важно отметить, что великие творения архитектуры не только прекрасны, но и являются “следами прошлого” в настоящем. Так Успенский собор напоминает о венчании на царство первого царя, а собор Василия Блаженного народные легенды связывают с памятью о злодеяниях Ивана Грозного.

создание образа царя Ивана Грозного и представление о его правлении, о его отношении к людям и общественной справедливости.

Урок интегрирован с технологией, дети в конце урока по шаблонам изготовили пазлы элементов Кремля, а затем на доске конструировали.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы урока.

Учитель: Прежде чем мы с вами начнем наш урок, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке.

(проверка домашнего задания)

Учитель: Давайте представим себе, что мы летим в самолёте и смотрим на нашу Москву сверху. Красок какого цвета мы увидели бы больше?

(жёлтого)

- Почему? ( В Москве много церквей, а их купола покрыты позолотой)

- И по этой причине как называют Москву?

(предположения детей)

(златоглавая) -  Кто попробует сформулировать тему нашего урока?

(варианты детских ответов)

- Правильно.

- “Москва златоглавая”

(Слайда № 2)

Учитель: Вспомните, для чего человеческому организму необходимо сердце.(Сердце -орган для перекачки крови, разносящей по организму питательные вещества.)

Может ли человек жить без сердца? (нет)

Делаем вывод: все необходимые для жизни человека питательные вещества проходят через сердце.

Учитель: Вы слышали когда-нибудь выражение “Кремль - сердце Москвы, Москва - сердце России. (на доске выражения)

(на доске появляется запись “Кремль - сердце России” )

Ученики: (ответы детей)

Учитель: Давайте сформулируем основной вопрос урока, на который нам нужно будет ответить.

“Почему Кремль называют сердцем России?” (Слайд № 3)

3. Открытие нового знания. Поиск решения проблемы.

Учитель:

- А вот что о Москве пишет Ф. Глинка. (чтение стих.)

Сегодня мы поговорим о Кремле.

- Кремль находится в столице нашего государства. А столица - самый главный город России.

- Москва начала строиться с Кремля, это самое древнее место в Москве.

- Ребята, что обозначает слово “Кремль ”.

(ответы детей)

(Кремль - крепость и укрепление.)

- Давайте обратим внимание на первую пословицу “ Москва не сразу строилась” (Слайд № 4) Как вы это понимаете? (ответы детей)

- А как это начиналось, мы сейчас узнаем.

Учитель: Московский Кремль - это могучий, полный величия, достоинства и силы архитектурный ансамбль.

Ученик: Первые белокаменные стены Московского Кремля были возведены еще при Дмитрии Донском в1367г. Однако после войн в 1382г. Кремлевские укрепления сильно пострадали. Столетие спустя грандиозное строительство в Москве с участием итальянских мастеров, считавшихся тогда лучшими в Европе, завершилось созданием в конце XV - начале XVI века ансамбля Московского Кремля, сохранившегося до наших дней. (Слайд № 5)

Ученик: Территория Кремля была защищена стеной из красного кирпича, длина которой достигла 2 км и 250 м толщина от 3м 50см до 6м 50см,а высота от 5 до 19м.Кремль располагался на холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, соединивший обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы на острове. Это была одна из крупнейших в мире крепостей, построенная по всем правилам тогдашней науки. Под укрытием мощных стен были возведены дворцы великого князя и митрополита, здания государственных учреждений, монастыри. (Слайд № 6)

Ученик: Московский Кремль, созданный как парадная резиденция русских великих князей, воплотил в себе и успехи в объединении русских земель, и освобождение от золотоордынского ига, и прогресс русской культуры. Он стал своеобразным символом могущества и силы сложившегося вокруг Москвы государства.

Учитель: Можно ли сказать что стены современного Московского Кремля защищают город? (нет)

- А почему все люди приезжающие в Москву стремятся увидеть Кремль?

- Ответы детей

(потому что он очень древний, нарядный и красивый)

- Значит, государи заботились не только об укреплении, но и о красоте города.

- Вернёмся к вопросу урока

Ученик: Сердце Кремля - Соборная площадь, на которую выходят главные соборы; ее центральным сооружением является колокольня Ивана Великого достигающая в высоту 81м. (Слайд №7) В 1475-1479 гг. был сооружен главный собор Московского Кремля - Успенский. Величественный пятиглавый Успенский собор - крупнейшее общественное здание того времени.

Здесь венчались на царство государи, объявлялись важнейшие государственные решения. (Слайд № 8)

Был построен Теремный дворец, (Слайд №9) Сенат, Арсенал, (Слайд № 10 )

Царь пушка (Слайд № 11 )

4. Первичное закрепление и применение нового знания.

Учитель: С этого времени великого государя стали называть царём.

Народ считал его своим господином и защитником, “царём-батюшкой”.

Но вскоре его прозвали Грозным.

Как вы считаете, за что его прозвали так? (ответы детей)

Учитель: - Давайте сравним наши предположения с информацией в учебнике.(читает1 ребёнок) (работа с учебником)

Ученик: В1481-1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор - домовую церковь московских государей. (Слайд №12)

Неподалеку от него была сооружена усыпальница московских великих князей - Архангельский собор. (Слайд №13)

Если план здания и его конструкции выполнены в традициях древнерусской архитектуры, то его внешнее убранство напоминает венецианские дворцы. Тогда же была построена и Гранавитую палату. Грановитая палата являлась частью дворца, его тронным залом. Здесь представляли царю иностранных послов, проводили приёмы, заседания Боярской думы. (Слайд №14)

Учитель: - Давайте обратим своё внимание ещё на одну пословицу.

“Близ царя - близ смерти”

Учитель: - Каким человеком был царь? Ваши предположения. Дайте ему словесную характеристику.

(властным и жестоким считавший своих подданных холопами, т.е. рабами) Обратимся к иллюстрации в учебнике)

(чтение текста под картинками ребёнком вслух)

Физминутка

5. Самостоятельная работа.

Учитель: Сейчас мы закрепим полученную информацию.

Работа в рабочих тетрадях (откройте тетради с. 23 задание № 1)

На столе у вас лежат тесты.

(вам нужно их выполнить)

Учитель: - Сегодня мы с вами на некоторое время окунёмся в другой мир и представим себя в роли мастеров того времени поработав в группах.

- Нам предстоит создать часть стены Московского Кремля.

(работаем по группам)

1 группа (мастера по строительству стен)

2 группа (мастера по строительству башен)

3 группа (мастера по строительству соборов и храмов)

4 группа (группа займётся высаживанием растений возле стен)

Дети, используя магниты с прикреплёнными к ним элементами пазл, выстраивают на доске часть Кремлёвской стены.

Учитель: - Мы создали один фрагмент из истории московских стен, но стены постоянно реставрировались и сейчас они имеют совсем другой вид. Слайд №15)

- Москва постепенно росла и расширялась.

- Чем столица отличается от других городов?

(в ней находится правитель - государь всея Руси, который издаёт законы для своего государства а сейчас - глава государства Президент)

- Куда шли люди? Где жил правитель? (В Кремле)

Из Московского Кремля законы и важные распоряжения расходились по всему государству.

- А сейчас мы отправимся в современную Москву и увидим много интересных мест.

(Звучит музыка и идут слайды о Москве.)

6. Рефлексия учебной деятельности.

- Какую цель урока мы ставили?

- Достигли мы этой цели?

- Сейчас мы проверим ваши знания, поработав с тестами которые вы выполнили.

(учитель проговаривает правильные ответы)

- Самооценка своих работ.

7. Домашнее задание.

Составить краткое описание деятельности одного из царей Московского государства. Считаешь ли ты, что его правление было справедливым?

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут pechenka.online
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2022 High School Rights Reserved.