logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: показать взаимосвязь видов художественного творчества человека, подчеркнув особенности воплощения одного сюжета в разных видах искусства: музыке, литературе и живописи.

Оборудование: выставка книг "Мифы Древней Греции", портрет К. В. Глюка, музыкальное сопровождение - фрагменты из оперы К. В. Глюка "Орфей и Эвридика", мультимедийная презентация, проектор.

Структура урока

Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Представление проектов.

Повторение.

Представление проектов.

Физминутка.

Изучение нового материала.

Рефлексия. Синквейн.

Исполнение песни.

Домашнее задание.

Итог урока.

Ход урока

1. Оргмомент. Постановка целей и задач урока.

Учитель: Зравствуйте! Мы рады вас приветствовать на нашем уроке, посвященному искусству одной из самых древних цивилизаций Древней Греции - огромной сокровищнице художественных, литературных и музыкальных образов, прекрасных произведений искусства. Наш урок позволит по новому взглянуть на искусство Древней Греции и открыть новые грани и новые сокровища этой цивилизации.

Учитель: Итак, давайте представим, что мы, как греческие дети две с половиной тысячи лет тому назад, сидим на теплом песке у городских ворот или на каменных плитах храмов и слушаем, как перед любопытными нараспев, пощипывая в лад струны тихой кифары, греческий певец начинает свои удивительные повествования.

(Выходит ученик в греческих одеяниях, с кифарой, нараспев исполняет):

Певец: Слушайте, добрые люди, про то, что свершилось когда-то! Древним сказаньям внимая, последуйте верным приметам. Каждый, рожденный для жизни, быть может и смелым, и трусом; зло от добра отличать научиться должны мы сызмала! Слушайте ж, добрые люди, рассказы неспешные наши. Каждый, кто в мире родится, свой подвиг исполнить обязан. В жизни и вы поплывете, как плыли в морях аргонавты. Пусть же попутные ветры несут вас к намеченной цели! (уходит)

Учитель: И так сегодня с нами работают 4 группы исследователей:

Архитекторы

Музыковеды

Литературоведы

Театроведы

Учитель: В течении урока они представят нам свои проекты исследования, которые они нам приготовили.

2. Представление проектов.

Учитель: А мы с вами отправляемся в Храм искусств, который нам спроектировали и создали наши архитекторы.

Проект 1. “Храм Искусств”. (Бумагопластика.)

(Группа представляет проект греческого храма сделанный из бумаги.)

Главный архитектор:

Сей храм волшебный

Мы создали из бумаги.

Прекрасный Храм Искусств.

Храм радости и света.

Учитель: - Задание: среди музыкальных инструментов надо выбрать инструменты, на которых играли в Древней Греции.

Лира, гусли, скрипка, лютня, труба, свирель, клавесин, балалайка.

Правильный ответ: лира, свирель.

Учитель: - Слово мы предоставляем нашим музыковедам, которые исследовали музыкальные инструменты Древней Греции.

Проект 2. Музыкальные инструменты Древней Греции.

Главный музыковед:

Лимра (лат. lyra) — струнный щипковый инструмент. Корпус округлой или четырёхугольной формы соединён с перекладиной (поперечной штангой) двумя ручками. Струны одинаковой длины натянуты между корпусом и перекладиной.

Кифара (лат. cithara)древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры.

Кифара — один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. На кифаре играли только мужчины, извлекая звуки костяным плектром (крепился к инструменту шнурком). Кифара имела плоский тяжелый деревянный корпус с прямыми или фигурными очертаниями; к корпусу крепились струны (7 - 12). Кифара считалась инструментом Аполлона.

Амвлос (“трубочка”) — древнегреческий духовой музыкальный инструмент, род свирели.   Наряду с одинарным широкое распространение имели двойные авлосы: с трубками одинаковой или разной длины. Трубки изготавливались из тростника, дерева, кости, позже из металла. Каждая из трубок имела 3-5 пальцевых отверстий. Авлос широко использовался для сопровождения сольного и хорового пения, танцев, во время погребальных и свадебных обрядов, культовых, военных и других ритуалов. Авлос считался инструментом  Диониса.

Учитель: Такие музыкальные инструменты существовали в Древней Греции.

3. Повторение.

Учитель: - Вы знаете, что и в литературе, и в музыке существует много жанров. Перед вами лежат карточки, на которых написаны названия этих жанров, но они все перемешаны. И мы просим вас помочь разобраться, какие из них относятся к литературе, а какие к музыке. На слайде появляются правильные ответы:

литература

музыка

сказка

рассказ

былина

повесть

басня

миф

увертюра

соната

песня

симфония

романс

опера

Учитель: - Если поэт попросит композитора написать музыку на его стихи, как вы думаете, какое музыкальное произведение родится? (Песня, романс.)

Учитель: - А если использовать сюжет сказки, рассказа, повести для создания музыкального произведения? (Опера, балет.)

Учитель: - Можете привести примеры таких произведений? ("Щелкунчик", Э. Гофман, П. И. Чайковский; "Сказка о царе Салтане", А. С. Пушкин, Н. А. Римский-Корсаков).

4. Представление проектов.

Учитель: А знаете ли вы, что такое миф? (Миф – это жанр литературы.)

Проект 3. Миф – жанр Древнегреческой литературы.

Главный литературовед:

Что такое миф? Это повествование, не основанное на реальных фактах; обычно его герои - существа сверхъестественные, а значит, мифы - истории выдуманные.

Слово “миф” - (от греч. mythos — слово, сказание, предание) - сказание, повествование. Миф – это древнейшее сказание о происхождении мира и человека, о первопредках человека, о том, как возник существующий порядок вещей, о богах и героях, о происхождении жизни, явлениях природы. Возникли мифы так же, как сказки – были придуманы народом.

Учитель: И так, вашему вниманию предлагается новая постановка мифа об Орфее и Эвридике от наших театроведов.

Проект 4. Театроведы. Инсценирование “Миф об Орфее и Эвридике”.

Учитель: Кто главные герои мифа? Что же случилось в этой истории?

Учитель: Так кто же такой Орфей? А Эвридика? Какое воздействие оказывала музыка Орфея?

5. Физминутка “Бабочка”.

Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох)
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево)

6. Изучение нового материала.

Учитель: Мы с вами вспомнили сюжет мифа об Орфее и Эвридике. Но как развивалась история этого мифа в музыкальном искусстве? Об этом мы посмотрим фрагмент передачи “Абсолютный слух”, где и рассказывается об истории этого мифа в музыкальном искусстве.

Учитель: - В этом сюжете постоянно присутствует музыка, и история Орфея и Эвридики сыграла особенную роль в музыкальном искусстве. Первой оперой была "Эвридика" Якопо Пери 1600 год, 1607 год Монтеверди опера "Орфей". Совсем недавно российский композитор Александр Журбин написал рок-оперу "Орфей и Эвридика".

Учитель: - Но самая знаменитая опера на этот сюжет принадлежит композитору Кристофу Виллибальду Глюку, чей портрет вы видите на доске. Написана она была в 1762 году и поставлена в этом же году в “Бургтеатре” в Вене.

Учитель: А сейчас мы прослушаем самый знаменитый фрагмент из оперы.  Он инструментальный, то есть, слов нет, но этот музыкальный отрывок стал знаменитым именно потому, что в его интонациях слышен смысл, содержание этого мифа. Давайте послушаем, попытаемся понять, о чем эта музыка. Какая по характеру мелодия? Что хотел рассказать композитор этой мелодией? (Очень нежная и выразительная мелодия, рассказывает о любви Эвридики.)

Учитель: Мы посмотрим фрагмент из оперы “Орфей и Эвридика” К.Глюка. Обратим внимание, как проявились здесь средства музыкальной речи. (Анализ произведения “Цветик - семицветик”, работа по группам.)

Учитель: И все же, даже разобравшись с элементами музыкального языка, мы не поймем самого главного: как получилась такая необыкновенная музыка. Самое главное в ней то, что называют словом интонация. Это смысл музыки, в котором человек передает свое отношение к миру, свои чувства и переживания так, что нам не нужны слова для понимания.

Учитель: - Длинная мелодия, как нескончаемо горе Эвридики; одинокая флейта, как одинока Эвридика; красивая мелодия, как красиво само чувство любви. Композитор говорил, что в создании музыки стремился к "прекрасной простоте".

Учитель: - Сегодня мы с вами обращались к мифу и к опере об Орфее и Эвридике и увидели, что литература и музыка рассказали эту историю своими выразительными средствами. И миф, и опера живут много лет. Почему? (Потому что оба эти произведения доказали, что они очень высокого художественного уровня. И тема любви вечна.)

7. Рефлексия. Синквейн.

Учитель: А сейчас давайте вспомним то, что мы увидели и услышали в течение урока. У каждого на парте листок бумаги, на котором каждая команда попытается выразить свое настроение, свое отношение к происходящему.

Итак, первая строчка – одно существительное (выразить тему);
вторая строчка – два прилагательных;
третья строчка – три глагола;
четвертая строчка – одно простое предложение и четырех слов;
(По желанию можно зачитать синквейны).

8. Исполнение песни.

Вокальная работа над песней “Музыка” Г.Струве, сл. И.Исаковой.

9. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к мифу “Орфей и Эвидику”.

Составить кроссворд по теме “Культура Древней Греции”

10. Итог урока.

Учитель: Вот и закончилось наше путешествие по Древней Греции. Я надеюсь, что для каждого из вас встреча с этой древней и удивительной страной и ее искусством была интересна и увлекательна.

Творенье может пережить творца:
Творец уйдет, природой побежденный,
Однако образ, им запечатленный
Веками будет согревать сердца!
Микеланджело

Учитель: Любите искусство, цените и берегите в своей душе ту красоту, которой вас одарила природа. И тогда мир будет намного добрее и лучше!

До новых встреч! Урок окончен! До свидания!

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.