logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

Предметная:

продолжить знакомство с творчеством Паустовского, познакомить с рассказом «Жёлтый свет» его композицией, проследить за авторской позицией, раскрыть своеобразие писательской манеры Паустовского;

выяснить, какими приемами пользовался автор для более сильного воздействия на читателя; продолжить формирование навыков самостоятельно формулировать выводы, анализируя отдельные эпизоды;

Методологическая:

развивать речь учащихся. Формировать нравственные ценности, духовный мир школьников;

воспитывать любовь к прекрасному, развивать умение любить и понимать литературу, живопись, музыку.

Метапредметная: формирование ценностного умения принимать мир, быть открытым всем его воздействиям.

Оборудование: Ксерокопии фрагментов рассказа «Жёлтый свет»; ксерокопии со стихами об осени; репродукции осенних пейзажей; компьютерная презентация, слайд-шоу «Осень», цветные восковые мелки или цветные карандаши (на каждую парту); ксерокопии из словаря литературоведческих терминов.

Перед началом урока слайд-фильм «Мелодия осени», Мелодия осени.mp4)

Эпиграф

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни. (К.Г. Паустовский)

Ход урока

I. Вступительное слово учителя. Интрига

(На листе бумаге рисунок жёлтого кленового листа закрыт другим листом бумаги.)

Учитель: Как вы думаете, что у меня изображено на картинке, закрытой листом бумаги?

Ученики должны догадаться, высказывая свои мнения, что изображено на картинке. Учитель постепенно открывает картинку.

Сообщение темы и целей урока. Работа с эпиграфом. У каждого на парте записаны слова писателя.

На фоне музыки учитель читает стихотворение.

Медлительной чредой нисходит день осенний,
Медлительно кружится желтый лист.
И день прозрачно свеж,
И воздух дивно чист.
Душа не избежит невидимого тленья,
Так каждый день старается...
И каждый год, как только
Желтый лист кружится,
Все кажется, и помнится, и мнится

Что осень прошлых лет была не так грустна.
А. Блок

Учитель: Я не случайно начала наш урок с чтения стихотворения А.Блока. Как видите, каждый по-разному воспринимает осень. Я попросила корреспондентов нашей школьной газеты провести опрос какие ассоциации возникают у людей со словом Осень. Вот некоторые из них:

Листья, теплый свитер, Бабье лето, дождь, уют, новые ботинки, запах прелых листьев, зонт, холодные батареи, пирожки, школа, АС.Пушкин, песня группы ДДТ, грибы, холод, стихи, грусть, лужи, урожай, желтизна, Константиново, крики птиц, шелест.

Для меня осень – это тишина на фоне едва заметного течения жизни. Вот в такой тишине, постигая непередаваемое чувство спокойствия, гуляя по осеннему парку, открываешь в себе что-то новое, прекрасное.

– А какие чувства испытываете вы? Чем запомнилась вам прошедшая осень?

(Ответы учеников)

– О чём говорит вам название осенних месяцев: сентябрь, октябрь, ноябрь – СОН.

– Так ли это?

II. Обращаясь к рассказу К.Г Паустовского, мы увидим, как описывает осень мастер пейзажной прозы. В рассказе «Жёлтый свет» есть такое признание писателя:

 «Я изучал осень упорно и долго. Для того чтобы увидеть что-нибудь по-настоящему, надо убедить себя, что ты видишь это впервые в жизни. Так было и с осенью. Я уверил себя, что эта осень первая и последняя в моей жизни. Это помогло мне пристальнее всмотреться в неё и увидеть многое, чего я не видел раньше, когда осени проходили, не оставляя никакого следа, кроме памяти о слякоти и мокрых московских крышах».

А как создают образ осени художники? Ребята рассматривают репродукции и отвечают на вопросы.

– Как художники создают образ осени?

– Какие выбрали краски?

– Какие чувства, ощущения возникают у вас, когда вы смотрите на картины?

– Каким настроением проникнуты пейзажи?

Учитель: Красота осени на полотнах художников создаётся при помощи красок. А я предлагаю вам обратиться ещё к одной картине, выполненной в чёрно-белом цвете.

– Можем ли мы описать свои чувства и то настроение, которым проникнут этот пейзаж?

– А какие краски видим мы в рассказе Паустовского? Какие звуки слышим? Давайте последуем совету писателя и попробуем увидеть по-настоящему осень в его рассказе.

III. Работа по группам (10 минут)

Каждой группе предложен свой фрагмент рассказа и к нему вопросы и задания.

– Прочитайте фрагмент рассказа.

– Подготовьтесь выразительно читать его вслух. (Группа сама определяет, кто участвует в чтении.)

– Какие детали осеннего пейзажа выделяет, подчёркивает автор? С помощью какого приёма они показаны?

– Выполните задания в таблице.

Анализ фрагментов завершается их выразительным чтением и сообщениями учащихся.

Учитель: В рассказе «Желтый свет» уже с первых строчек создается особая атмосфера благодаря необычной музыке слов: «Странный свет – неяркий и неподвижный – был похож на солнечный. Это светили осенние листья.

К. Паустовский создает яркую картину осеннего утра, прибегая лишь к двум цветам: серому и целой гамме оттенков желтого – от солнечного до пастельно-блеклого.

Пейзаж К. Паустовского оптимистичен, хотя писатель – подлинный певец осени, самого грустного времени года. По-своему передано ощущение воздуха, ощущение прозрачности, чистоты. Читатель видит солнечные пятна на реке и лесах: золотые, синие, радужные, разгорающиеся или меркнущие в зависимости от освещения; слышит звук воздуха, разрезаемого крыльями. И сразу представляет, что в лесу стоит такая тишина, что слышен даже шелест крыльев. Запахи, лесные ароматы, замешанные на травах, грибах физически ощущаются в процессе чтения рассказа. Мастерски пользуясь средствами языка, писатель помогает нам ощутить это.

– Найдите те средства, которыми пользуется автор для создания образа осени (эпитет, метафора, олицетворение, сравнение). Воспользуйтесь выписками из словаря литературоведческих терминов.

 (Метафоры: в густой осенней паутине, покрывшей луга; сказочные деревья, пересаженные в наши земли из далеких стран; покрывая землю своей тончайшей пряжей.

Олицетворения: паутина летала, запутывалась; летят пауки; ветер нес.

Эпитеты: сказочные деревья; серебряная полоса; нескошенная трава; осенний перелет.

Сравнения: ивы стояли под солнцем, как сказочные деревья; перелет пауков, очень похожий на осенний перелет птиц; паутина летала по воздуху, пряжей налипала на весла, … заплетала реку легкими и липкими сетями.

Учитель: Красоту русской природы можно изобразить на полотне, как это делают художники, запечатлеть в музыке, как это делают композиторы, воспеть в слове, как это делают наши великие писатели и поэты, а можно ещё изобразить при помощи вспышки фотоаппарата, как это сделали вы и юный фотограф из г. Рыбное Ульяна Баранова.

(Ученики рассказывают, какие необычные фрагменты им удалось сфотографировать.)

Учитель: Подчинившись лирическому настроению рассказа Паустовского, читатель слышит в своем сердце те самые струны, что отзываются на призыв прекрасного, и тогда в нем возрождается поэтическое восприятие жизни – «величайший дар, доставшийся нам от поры детства». . «Самым высоким, покоряющим явлением в литературе, подлинным счастьем может быть только слияние поэзии и прозы, или, точнее, проза, наполненная сущностью поэзии, её животворными соками, прозрачнейшим воздухом, её пленительной властью», – так писал в своей повести «Золотая роза» сам К.Г. Паустовский, и работа писателя над художественным текстом говорит нам о достижении им этой великой цели и уже много лет приковывает внимание филологов, которые пытаются проникнуть в тайну его слова.

V. Перед вами четверостишия об осени, который написал для вас полковник в отставке Б.В.Осокин, житель нашего военного городка. Я прошу вас выбрать из них то, которое соответствует вашему отрывку.

VI. Заключение

– И вот дочитан этот необыкновенный рассказ – впрочем, небрежное слово «дочитать» мало подходит к К. Паустовскому: ведь с последней перевернутой страницей любого его произведения с благодарностью расстаются и с сожалением прощаются. И всегда что-то похожее на удивление и сомнение охватывает нас: как, этот прекрасный, блистающий всеми красками, звучащий и движущийся мир, столь волшебно родившийся прямо на наших глазах, – неужели и он, подобно обыкновенным книгам, тоже имеет последнюю страницу? Да, сегодня мы закончили знакомство с чудесным рассказом Паустовского «Жёлтый свет», который полон лирики, включает в себя великолепнейшие образцы описания и наблюдения автора. А я, обращаясь к эпиграфу К.Г. Паустовского хочу ещё раз сказать, что писатель учит внимательного читателя чуткости, наблюдательности, любовному отношению к природе, и мне бы очень хотелось, чтобы и мои уроки литературы учили вас этому.

VII. Домашнее задание

Написать миниатюру «Краски осени».

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.