logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

Воспитание ответственного отношения к жизни, гражданской позиции.

Формирование умения видеть современные проблемы общества в современной литературе, анализировать их и находить пути решения.

Знакомство с творчеством современного русского писателя Б. Екимова

Оборудование:

Портрет Б. Екимова

Презентация

Ход урока

1) Рассказ о писателе (Интернет-информация). Сообщение ученика.

Борис Екимов родился в городе Игарка Красноярского края в семье служащих. Работал токарем, слесарем, наладчиком, электромонтером на заводе, строителем в Тюменской области и в Казахстане, учителем труда в сельской школе.

Как прозаик дебютировал в 1965 году. В 1976 году был принят в Союз писателей России, а в 1979 году окончил Высшие литературные курсы.

За свою многолетнюю писательскую деятельность Борис Екимов создал более 200 произведений. Печатается в самых популярных литературных изданиях: “Наш современник”, “Знамя”, “Новый мир”, “Нива Царицынская”, “Россия”. Наиболее заметный интересу читательской аудитории вызвали публикации Б. Екимова в “перестроечные” годы на пике тиражности “толстых изданий”: сборники рассказов “За теплым хлебом”, “Ночь исцеления”, романы “Родительский дом”, “Пастушья звезда”.

Бориса Екимова нередко называют “проводником литературных традиций Донского края”. Лейтмотив его произведений - реальные жизненные будни простого человека. Это близко и понятно многим, поэтому книги пользуются в России огромной популярностью.

Произведения Бориса Екимова переводились на английский, испанский, итальянский, немецкий, французский и другие языки. Его повесть “Пастушья звезда” включена в президентскую библиотеку - серию книг выдающихся произведений российских авторов.

Борис Екимов - член правлений Союза Писателей РСФСР (с 1985 по 1991 годы) и Союза Писателей России (с 1994 года). Был членом редколлегии еженедельника “Литературная Россия” (с 1987 года). Член редколлегий журналов “Отчий край”, “Роман-газета” (с 1998 года). Член комиссии по Государственным премиям при Президенте РФ (с 1997 года). Входил в жюри Букеровской премии (1997).

Борис Екимов живет, как сам часто говорит, “на два дома”: в Волгограде и Калаче-на-Дону.

Лауреат премии журнала “Наш Современник” (1976). Лауреат премии “Литературной Газеты” (1987). Лауреат премии им. И.А.Бунина (1994). Лауреат премии журнала “Новый Мир” (1996). Лауреат Государственной премии РФ (1998). Лауреат премии “Сталинград” (1999).

2) Анализ рассказа (Фронтальная беседа).

- Где происходят события в рассказе? (В небольшом селе на Дону)

- Кто такой Фетисыч? Почему его так зовут? (Мальчик Яков, 9 лет, вдумчивый, серьёзный, ответственный, мудрый.“Фетисычем его звали за разговорчивость, за стариковскую рассудительность...”)

- Какие отношения сложились в семье мальчика? (Отчим пьет, не работает, не интересуется жизнью детей, не ласков. Мать работает на ферме, вся в делах, устает, старается угодить мужу, нет времени на детей)

- Какие проблемы деревни изображает автор? (Колхоз развалился. Нет работы, нет зарплаты. Нет техники. Все разрушается. Люди тащат шифер, доски, имущество из пустующих заброшенных зданий. Пьют. Уезжают из села. Клуб, медпункт, детский сад не работают.)

- Какое настроение создает пейзаж в рассказе? Выборочное чтение. (Тягостное, беспросветное, грустное настроение. Сумерки в природе, сумерки в жизни...)

- Опишите школу и её учеников. Выборочное чтение. (Фетисыч, Башелукова Маринка, трое Капустиных. Школа уютная, домашняя обстановка.)

- Почему ребята с охотой спешат в школу? (От скуки, в школе интереснее, чем дома. В школе комфортно. Все дружны, так как ребят мало.)

- Что делают ребята в перемену? (Обедают, играют, общаются)

- Как чувствует себя Фетисыч в школе? (Как хозяин, следит за порядком, организует занятия)

- Кто учит ребят? Что случилось с учительницей? (Мария Петровна умерла)

- Что чувствует Яков, узнав о смерти учительницы? Почему не сразу говорит другим детям о её смерти? ( Мальчик не может поверить в смерть Марии Петровны. Не говорит ребятам страшной новости, чтобы их не напугать, чтобы учеба не прервалась.)

- Зачем Яков отправляется в Алешкин хутор? Как это его характеризует? (Он идет к Галине Федоровне за 10 км с просьбой о новом учителе. Беспокоится, что школу закроют, что ребята отстанут от программы, чувствует свою ответственность за друзей.)

- Почему школьную проблему трудно решить? (Школа есть на центральной усадьбе в Ендовке. Но возить ребят туда некому, дороги нет - трактор едва проехал. Постоянно жить нет возможности: интернат закрывают, на квартире жить дорого, родители не хотят расставаться с маленькими детьми.)

- Как предлагает Галина Федоровна решить эту проблему? Что предлагает самому Якову и почему? (Она обещает найти нового педагога. А Якову предлагает перебраться в село Алешкино, учиться в большой школе и жить у неё. Мальчик и ей, и мужу, и бабушке нравится. Он добрый, пока ждал Галину Федоровну из школы, помог её матери по хозяйству. Свои дети у неё уже выросли, разъехались.)

- Что почувствовал мальчик после такого предложения? Почему? Чем отличается обстановка в доме Галины Федоровны от домашней? (Фетисыч очень обрадовался, ему интересно учиться, а в большой школе есть библиотека, спортзал, здесь можно найти много друзей. В доме Галины Федоровны его не ругают, относятся к нему ласково, выслушивают его, хвалят, интересуются его мнением.)

- Почему “радость гасла”, когда он вернулся в родную школу? (Он беспокоится, как без него будут учиться ребята, что будет со школой.)

- Что чувствует бригадир Каледин, зайдя в школу? Что он предлагает ребятам? (Он вспоминает о том, как он и его дети учились в школе, сожалеет, что времена изменились. Из экономии дров, света предлагает школу сделать в избе Башелуковых)

- Как на это отреагировал Фетисыч? Чего боится мальчик? (Яков возмущён, боится, что все разграбят, что школу закроют совсем.)

- Как изменился бригадир во время общения с ребятами? (“Он как-то оттаивал, теплело на сердце”.Он увидел будущее в этих ребятах.)

- Почему мучается мальчик? Какое решение он примет, по вашему мнению? (Ему хочется в Алешкинскую школу, но ответственность за свою школу, за ребят заставляет его принять непростое решение - остаться в родном хуторе.)

- Почему финал не оставляет чувство пессимизма? Выборочное чтение. (“Аза окном менялась погода... К рассвету прояснилось. Заря вставала уже зимняя, розовая... Хутор был живой...”)

- Как вы думаете, как можно решить проблему вымирающих сел? (Социальная программа поддержки села, увеличение финансирования сельских объектов.Сами люди должны любить деревню и делать все, чтобы она не вымирала.)

- Какой человек, по-вашему, вырастит из Фетисыча? (Ответственный, не равнодушный, настоящий.)

- Как проблемы рассказа перекликаются с проблемами нашей деревни? (Колхоз развалился, клуб не работает, поля пустуют, люди вынуждены уезжать на заработки в Москву, многие здания разрушаются.)

3) Вывод урока.

“Всякий, кто читал хоть один рассказ Акимова, наверняка запомнил писателя. И хотя все его герои - жители задонских хуторов, каждый скажет: это про нас, про меня. Про нашу жизнь - тревожную, разбитую на осколки. Силой таланта и любви писатель бережно собирает эти осколки в повествование, которое, думаю, надолго останется в русской литературе как честное свидетельство обо всем, что мы испытали в последние 20 лет”. Д.Шеваров, обозреватель газеты “Труд”.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.