logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели и задачи:

Учащиеся должны понимать, что перед ними текст художественного произведения, уметь правильно определять позицию автора.

Цель педагога – добиться от учащихся верного понимания смысла текста (см. Шкалирование 3 балла)

Задача учителя – с помощью наводящих вопросов «вывести» детей в нужное «русло» понимания текста, научить фиксировать смысловые версии каждого ребёнка ,обогащать их за счёт ответов других детей, научить детей схематизации и коллективной коммуникации.

Оборудование, рассчитанное на каждого учащегося:

Текст Феликса Кривина «Два камня» без напечатанного названия

Технологическая карта

Пословицы

Афоризмы

Стихотворение Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Напечатанные задания для групп

Стикеры (5 смх5 см) двух цветов

На листах крупно напечатаны существительные, обозначающие положительные и отрицательные качества человека: активность, пессимизм, великодушие и т. д.

Парты в кабинете представляют собой 4 «островка».

Презентация, если кабинет оснащен мультимедиа.

Шкалирование:

0 баллов – буквальное понимание текста, пересказ, текст о камнях, которые   
разлучил шторм.
1 балл – аллегорическое (иносказательное) понимание текста, текст о двух приятелях, один из которых трусливый, а другой отважный, смелый.
– учащийся в своём объяснении отслеживает только один камень
– учащийся говорит о встрече двух друзей после разлуки
2 балла – текст о двух противоположных по характеру людях, один из которых сумел противостоять жизненным трудностям и закалить характер, а другой спасовал и, отказавшись от преодоления, уподобился слабым.
– текст о человеке, который не сопротивляется, отказывается меняться, в результате чего превращается «в развалину». А тот, кто сопротивляется, активен в жизни, укрепляется и развивается.
3 балла–судьба человека зависит от каждого из нас, каждый её хозяин. Критериями жизненного  успеха являются целеустремлённость, смелость, инициативность, сила духа, честность. Только пройдя через жизненные неурядицы, учась на своих  ошибках, можно добиться всего в жизни, стать успешным.
– слабый человек завистлив, лжив, в его характере присутствует лицемерие. Отказ от мечты и борьбы делает человека лживым и завистливым. Сильный человек не забывает о друге и не становится «фальшивым»

Реализация сценария

Этап занятия

Деятельность учителя

Работа учащихся

I. Приветствие

– Здравствуйте дети, уважаемые гости!

II. Проверка готовности каждой из групп к занятию

– Проверьте, пожалуйста, свою готовность к занятию. У каждого из вас должен быть текст, технологическая карта, 2 стикера.
– Напишите Ф. И. на технологической карте и на стикере желтого цвета.

Проверяют.

III. Мобилизационный этап

– Ознакомьтесь, пожалуйста, с текстом, попытайтесь понять его смысл. Вам даётся 5-7 минут.

Дети читают текст.

IV. Определение исходного уровня учащихся

– Что значит понять смысл текста?

– Кто закладывает в художественный текст эту суть?

– Что нужно сделать, чтобы понять позицию автора?

Учитель пишет на доске варианты ответов детей. Затем подводится итог о том, что автор выражает свою позицию с помощью этих средств.

– Запишите, о чём вы прочли в технологическую карту и на стикер жёлтого цвета.

Версии названий озвучиваются и вывешиваются учителем на доску «островками» в порядке схожести.

После чего педагог по-новому рассаживает детей, согласно образовавшимся на доске «островкам». Должны получиться группы детей, соответствующие шкалированию: 0, 1, 2 и 3 балла.

– Уловить его суть.
– Понять, о чем он.
– Автор.

– Проникнуть в текст.
– Прочитать текст.
– Понять поступки героев.

О двух камнях, о двух друзьях, о крепкой дружбе, о дружбе камней, о справедливости и т. д.

Дети пересаживаются.

V. Работа в новых группах

Задание для группы «0».
Перед вами качества: честность, внимательность, мужество, трусость, смелость, лень, активность, злость, зависть, эгоизм, трудолюбие, оптимизм, пессимизм. Распределите их на 2  столбика с учетом того, что то или иное качество подходит одному из камней. Свое решение обоснуйте, подтвердите текстом.

Задание для группы «1».

Именно борьба, а не бездействие укрепляет характер.
Вопрос: какие, по вашему мнению, из предложенных пословиц и афоризмов в чем-то схожи с текстом? Свой ответ обоснуйте, подтвердите текстом.

Задание для группы «2».

Вопросы:

1. К чему приводит бездействие?
2. Как это отражается на мировосприятии?
3. Какие образы исторических личностей, литературных героев возникают у вас при чтении данного текста?
4. В чем сходство этих образов с героями притчи?
5. Назовите мне историческую личность, которая похожа на комья глины из притчи.
6. А в литературе есть похожие персонажи? Перечислите.

Задание для группы «3».

Работа с финалом текста.
Вопрос: Почему притча заканчивается именно так? Так почему же в жизни нет справедливости?

Дети распределяют качества, которые присущи двум главным героям притчи, Кремню и Растрескавшемуся камню.

Дети работают с пословицами и афоризмами, которые заранее заготовлены учителем.

Дети выдвигают свои версии, размышляют, говорят, что нет исторических личностей, похожих на Растрескавшийся камень.

Ученики перечисляют литературных героев: «Кавказский пленник»
Л. Н. Толстого, «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, «Песня про купца Калашникова» М. Ю. Лермонтова, «Кладовая солнца»
М. М. Пришвина, вспоминают известную притчу о двух лягушках.

Дети размышляют, высказывают свои версии.

Результаты своей работы группы вносят в технологическую карту и озвучивают!

VI. Подбор эпиграфа к тексту.

Задание всем группам.
Перед вами стихотворение Николая Заболоцкого. Прочтите его внимательно и выберите нужные строки для эпиграфа к данной притче.

Дети работают с текстом стихотворения.

VII. Продвижение к верному пониманию текста.

Задание всем группам.
На стикерах розового цвета и в технологической карте запишите, о чём же эта притча? Как бы вы её назвали, учитывая не содержание, а смысл, заложенный автором.

Стикеры по-новому вывешиваются на доску. Делается вывод.

VIII. Рефлексия.

Напишите, какое задание помогло вам лучше всего понять смысл текста?
Чьи ответы помогли вам?
Ребята, на этом урок окончен. Спасибо за работу! Раздаточный материал сдайте учителю.
До свидания!

Дети записывают ответы на вопросы в технологическую карту.

Текст Феликса Кривина «Два камня» без напечатанного названия

У  самого берега лежали два камня - два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца, и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта.

  Но  вот однажды, когда разгулялся на море шторм,  кончилась дружба двух приятелей: одного  из них подхватила забежавшая на  берег волна и  унесла с собой далеко в море. Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на  берегу и долго не мог  прийти в себя  от  страха. А когда немного успокоился, нашел себе  новых друзей. Это  были старые,  высохшие  и потрескавшиеся от времени комья глины. Они  с  утра  до вечера слушали рассказы Камня  о том,  как  он рисковал жизнью, какой подвергался  опасности во время шторма. И,  ежедневно

повторяя им эту историю, Камень, в конце концов, почувствовал себя героем.

Шли годы. Под лучами жаркого солнца Камень и  сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей - комьев глины. Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях.

     - Здравствуй, дружище! - крикнул он Растрескавшемуся Камню.

     Старый Камень был удивлен.

     - Извините, я вас впервые вижу.

     - Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море?

     И  он  рассказал своему  старому  другу,  что  ему пришлось пережить в морской пучине, и как всё-таки там было здорово, интересно.

     - Пошли со мной!  - предложил  Кремень. -  Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.

     Но его друг, Растрескавшийся Камень,  посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были совсем рассыпаться от страха, и сказал:

     - Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен.

     - Что ж, как знаешь! - Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море.

     Долго  молчали все оставшиеся на берегу. Наконец, Растрескавшийся Камень сказал:

     - Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость?

     И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.

                                                                         Ф.Д. Кривин

 

Технологическая карта

Ф. И. ученика, класс

О чём вы прочли? Напишите кратко.

Группа №1. Работа с качествами.

Выберите для себя самые, на ваш взгляд, главные качества героев притчи (одно хорошее и одно плохое), запишите их и подтвердите текстом.

Группа №2.Работа с афоризмами и пословицами.

Группа №3.Исторические личности и литературные персонажи.

Группа №4.Работа с финалом текста.

Почему же в жизни нет справедливости?

Запиши эпиграф, который соответствует смыслу притчи.

О чём же притча? Как бы вы её назвали?

Что помогло вам понять текст?

Выберите те средства, которыми вы пользовались и которые вам помогли, поставив рядом с цифрой справа любой значок.

1. Сравнение героев притчи Кривина с героями литературных произведений, с известными историческими личностями

2. Анализ речи героев

3. Анализ пейзажа

4. Работа над смыслом названия текста

5. Работа с пословицами и афоризмами

6. Работа со стихотворением Заболоцкого

7. Работа по пониманию ключевых фраз текста

8. Анализ портрета героев

Чьи ответы помогли вам? _________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

                               Пословицы

Будешь стараться – всё удастся.

В труде рождаются герои.

Всяк своего счастья кузнец.

Дело человеком ставится, человеком и славится.

Всяк человек по делу познаётся.

Доказательство делом – лучшее доказательство словам.

Землю красит солнце, а человека – труд.

Красив тот, кто красиво поступает.

Паши не лениво, если хочешь жить красиво.

Пока железо в работе, его и ржа не берёт.

Хвались не тем, что можешь сделать, а тем, что уже сделал.

Хоть брось его в грязь, алмаз – всё алмаз.

Афоризмы

Без труда не может быть чистой и радостной жизни. (А.П.Чехов)

Когда мы перестаём делать – мы перестаём жить. (Шоу Джордж Бернард)

Лентяй всегда ханжа и лицемер.  (Кунанбаев Абай)

Лень и недоразумение делают несравненно более зла на свете, чем злоба и коварство. (Гёте Иоганн Вольфганг)

Безделье ускоряет наступление старости, труд продлевает нашу молодость. (Цельс Авл Корнелий)

У того, кто ничего не делает, всегда много помощников.  ( Л.Н.Толстой)

Сознание плодотворности труда есть одно из самых лучших удовольствий. (Вовенарг Люк де Клапье)

Задания для групп

Группа № 1

Работа с качествами

Распределите в два столбика качества, характеризующие главных героев притчи. Устно подтвердите текстом.

 

Группа № 2

Работа с пословицами и афоризмами

Какие из предложенных пословиц и афоризмов схожи с текстом? Приведите тому доказательства.

 

Группа № 3

Исторические личности и литературные персонажи

Какие образы исторических личностей и литературных персонажей возникают у вас после прочтения и осмысления текста? Объясните.

Группа № 4

Работа с финалом текста.

Почему притча заканчивается именно так? Почему же, по мнению Растрескавшегося Камня и комьев глины, справедливости в жизни нет?

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.