logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели:

знакомство с биографией М.Цветаевой;

совершенствование навыков анализа лирического стихотворения;

развитие навыков монологической речи и выразительного чтения стихотворений;

воспитание нравственных чувств учащихся.

Задачи:

Активизировать коммуникативные навыки учащихся;

Продолжать работу по систематизации навыков анализа поэтического текста;

Развивать умение работать в группе.

Оборудование: презентация, тексты стихотворений М.И. Цветаевой, таблица для заполнения биографических данных поэтессы.

Ход урока

I. Организация класса.

Чтение стихотворения учителем.

Уж сколько их упало в эту бездну,
Разверзтую вдали!
Настанет день, когда и я исчезну
С поверхности земли.

Застынет все, что пело и боролось,
Сияло и рвалось.
И зелень глаз моих, и нежный голос,
И золото волос.

И будет жизнь с ее насущным хлебом,
С забывчивостью дня.
И будет все – как будто бы под небом
И не было меня!

Изменчивой, как дети, в каждой мине,
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Виолончель, и кавалькады в чаще,
И колокол в селе...
– Меня, такой живой и настоящей
На ласковой земле!

К вам всем – что мне, ни в чем не знавшей меры,
Чужие и свои?! –
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

И день и ночь, и письменно и устно:
За правду да и нет,
За то, что мне так часто – слишком грустно
И только двадцать лет,

За то, что мне прямая неизбежность –
Прощение обид,
За всю мою безудержную нежность
И слишком гордый вид,

За быстроту стремительных событий,
За правду, за игру...
– Послушайте!– Еще меня любите
За то, что я умру.

Вы узнали поэта, написавшего это стихотворение?

Наш сегодняшний урок мы посвятим поэзии Марины ивановны Цветаевой.

II. Постановка цели урока.

Подумайте, что вы хотите узнать на уроке, чему хотите научиться, что понять. (На доске таблицы «знать», «уметь», «понимать»).

Знать биографию М.И.Цветаевой.

Уметь анализировать стихотворения поэтессы.

Понимать, какое значение имеет лирика Цветаевой в отечественной литературе.

III. Слово учителя.

Наш урок пройдет в форме литературной конференции. На любой конференции обязательно выступает докладчик. Наш докладчик познакомит вас с основными этапами жизни и творчества Марины Ивановны Цветаевой. Ваша задача – заполнить бланки с биографическими данными.

Биография М.И.Цветаевой.

1

М.И.Цветаева родилась

2

Мать

3

Отец

4

Первый сборник

5

Муж

6

Второй сборник

7

Дочери

8

Третий сборник

9

Эмиграция

10

Сын

11

Возвращение

12

Арест дочери и мужа

13

Умерла

IV. Выступление ученика (Биография Цветаевой).

(презентация)

V. Анализ стихотворения.

Любой поэт задумывается над тем, какое значение имеет поэзия, кем является поэт в обществе. Не исключение и М.И.Цветаева. обратимся к ее стихотворению «Поэт» и попытаемся узнать, какой образ поэта создала Цветаева.

(выразительное чтение стихотворения учащимся)

Выделите ключевые слова в каждой строфе данного произведения.

Опишите, какой образ поэта предстал перед нами. (слайд 12)

VI. Физминутка.

Закройте глаза, опустите руки, расслабьтесь и попробуйте представить себе те картины, прозвучавшие в этом стихотворении.

(под музыку читается стихотворение «Мне нравится, что вы больны не мной…»)

VII. Работа в группах.

К какой теме можно отнести прослушанное вами стихотворение?

Лирика Цветаевой разнообразна. В ней выделяется несколько тем и мотивов. (слайд13). Мы обратимся только к некоторым из них. У каждой группы на столах лежат стихотворения. Прочитайте их. Определите тему стихотворений. Ответьте на предложенные вопросы. Сделайте выводы. (слайд 14)

В это время два человека будут работать индивидуально.

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Стихотворения для группы №1.

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов.
День был субботний:
Иоанн Богослов.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

                          «Розовый домик»

 


Меж великанов-соседей, как гномик
Он удивлялся всему.
Маленький розовый домик,
Чем он мешал и кому?

Чуть потемнеет, в закрытые ставни
Тихо стучит волшебство.
Домик смиренный и давний,
Чем ты смутил и кого?

Там засмеются, мы смеху ответим.
Фея откроет Эдем...
Домик, понятный лишь детям,
Чем ты грешил, перед кем?

Лучшие радости с ним погребли мы
Феи нырнули во тьму...
Маленький домик любимый,
Чем ты мешал и кому?

Облака — вокруг,

Купола — вокруг,

Надо всей Москвой —

Сколько хватит рук! —

Возношу тебя, бремя лучшее,

Деревцо мое

Невесомое!

В дивном граде сем,

В мирном граде сем,

Где и мертвой мне

Будет радостно, —

Царевать тебе, горевать тебе,

Принимать венец,

О мой первенец!

Ты постом — говей,

Не сурьми бровей,

И все сорок — чти —

Сороков церквей.

Исходи пешком — молодым шажком! —

Все привольное

Семихолмие.

Будет твой черед:

Тоже — дочери

Передашь Москву

С нежной горечью.

Мне же — вольный сон, колокольный звон,

Зори ранние

На Ваганькове.

Стихотворение  для 2-й группы.

МАМЕ

В старом вальсе штраусовском впервые
Мы услышали твой тихий зов,
С той поры нам чужды все живые
И отраден беглый бой часов.

Мы, как ты, приветствуем закаты,
Упиваясь близостью конца.
Все, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам тобою вложено в сердца.

К детским снам клонясь неутомимо,
(Без тебя лишь месяц в них глядел!)
Ты вела своих малюток мимо
Горькой жизни помыслов и дел.

С ранних лет нам близок, кто печален,
Скучен смех и чужд домашний кров...
Наш корабль не в добрый миг отчален
И плывет по воле всех ветров!

Все бледней лазурный остров — детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Стихотворения  для 3-й группы.

«Если душа родилась крылатой...»

     Если душа родилась крылатой -

     Что ей хоромы - и что ей хаты!

     Что Чингис - Хан ей и что - Орда!

     Два на миру у меня врага,

     Два близнеца, неразрывно - слитых:

     Голод голодных - и сытость сытых!

На заре — наимедленнейшая кровь,
На заре — наиявственнейшая тишь.
Дух от плоти косной берет развод,
Птица клетке костной дает развод,
Око зрит — невидимейшую даль,
Сердце зрит — невидимейшую связь.
Ухо пьет — неслыханнейшую молвь.
Над разбитым Игорем плачет Див.

О слезы на глазах!
Плач гнева и любви!
О, Чехия в слезах!
Испания в крови!

О, черная гора,
Затмившая весь свет!
Пора — пора — пора
Творцу вернуть билет.

Отказываюсь — быть.
В Бедламе нелюдей
Отказываюсь — жить.
С волками площадей

Отказываюсь — выть.
С акулами равнин
Отказываюсь плыть
Вниз — по теченью спин.

Не надо мне ни дыр
Ушных, ни вещих глаз.
На твой безумный мир
Ответ один — отказ.

Стихотворения для 4-й группы.

Рас-стояние: версты, мили

Рас-стояние: версты, мили
Нас рас-ставили, рас-садили,
Чтобы тихо себя вели,
По двум разным концам земли.

Рас-стояние: версты, дали...
Нас расклеили, распаяли,
В две руки развели, распяв,
И не знали, что это - сплав

Вдохновений и сухожилий...
Не рас'сорили - рассо'рили,
Расслоили...
Расслоили... Cтена да ров.
Расселили нас, как орлов-

Заговорщиков: версты, дали...
Не расстроили - растеряли.
По трущобам земных широт
Рассовали нас, как сирот.

Который уж - ну который - март?!
Разбили нас - как колоду карт.

ПОПЫТКА РЕВНОСТИ

Как живется вам с другою,-
Проще ведь?- Удар весла!-
Линией береговою
Скоро ль память отошла

Обо мне, плавучем острове
(По небу - не по водам)!
Души, души!- быть вам сестрами,
Не любовницами - вам!

Как живется вам с простою
Женщиною? Без божеств?
Государыню с престола
Свергши (с оного сошед),

Как живется вам - хлопочется -
Ежится? Встается - как?
С пошлиной бессмертной пошлости
Как справляетесь, бедняк?

"Судорог да перебоев -
Хватит! Дом себе найму".
Как живется вам с любою -
Избранному моему!

Свойственнее и сьедобнее -
Снедь? Приестся - не пеняй...
Как живется вам с подобием -
Вам, поправшему Синай!

Как живется вам с чужою,
Здешнею? Ребром - люба?
Стыд Зевесовой вожжою
Не охлестывает лба?

Как живется вам - здоровится -
Можется? Поется - как?
С язвою бессмертной совести
Как справляетесь, бедняк?

Как живется вам с товаром
Рыночным? Оброк - крутой?
После мраморов Каррары
Как живется вам с трухой

Гипсовой? (Из глыбы высечен
Бог - и начисто разбит!)
Как живется вам с сто-тысячной -
Вам, познавшему Лилит!

Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых

Чувств?..
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин -
Как живется, милый? Тяжче ли,
Так же ли, как мне с другим?

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Задания для 1-й группы.

Проанализируйте данные стихотворения.

Ответьте на следующие вопросы:

Какая тема объединяет эти стихотворения? (Тема Родины)

Какой видит Родину Цветаева?

Задания для 2-й группы.

Проанализируйте стихотворение Цветаевой «Маме». (Приложение 2)

Проглядывается ли в стихотворении портрет мамы?

С какими образами сопоставляется образ матери в поэзии Цветаевой?

Задание для 3-й группы.

Сравните стихотворения.

Какой образ их объединяет?

Может ли этот образ жить в неволе?

Задание для 4-й группы.

Познакомьтесь со стихотворениями.

Как воспринимает любовь героиня?

С каким образом связан образ любви? Почему?

Какое настроение пронизывает стихотворения Цветаевой о любви?

Задания для индивидуальной работы.

Охарактеризуйте лирическую героиню Цветаевой. Как вы понимаете слова «Тот краше, кто жарче страдал»?

Покажите предчувствие надвигающихся страшных перемен в стихотворении 1916 года «Белое солнце и низкие, низкие тучи…»

Вы дома знакомились со стихотворениями Цветаевой. Какие стихотворения вас привлекли и чем?

VIII. Итог урока.

Что дает нам изучение лирики Цветаевой?

Лирика М.И.Цветаевой помогает увидеть безмерную любовь к родине, ко всему, что нас окружает, стремление к свободе.

В истории отечественной литературы поэзия М.Цветаевой всегда будет занимать свое особое место. Ее лирика уникальна, поэтому так влечет к себе читателя. (слайд15)

IX. Рефлексия.

Перед вами таблица. Подумайте, что привлекло вас в уроке, что заинтересовало, а что вызвало трудности.

п

м

и

П – то, что понравилось, удалось на уроке;

М – то, что не понравилось, показалось скучным, бесполезным;

И – любопытные факты, хотелось бы узнать.

X. Домашнее задание.

Разноуровневое домашнее задание:

Выучить стихотворение Цветаевой наизусть.

Проанализировать одно из стихотворений М. Цветаевой.

Подготовить сообщение «Поэты-современники в лирике Цветаевой».

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.