logo
 

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

 

ИСТОРИЯ РОССИИ

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:

Обобщить и систематизировать материал по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;

продолжить работу над развитием речи учащихся;

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

Рассказ «Кавказский пленник был написан Л.Н. Толстым в 1872году. Толстой очень любил этот рассказ, считал его одним из лучших. В рассказе два героя, но рассказ назван «Кавказский пленник», а не «пленники». Так автор подчеркивает разницу между Жилиным и Костылиным.

Фамилии героев находятся как бы в паре, даже рифмуются. Что они означают?

II. Реализация индивидуального домашнего задания: итоги исследовательской работы со словарем.

Учащийся, выполнявший индивидуальное домашнее задание, сообщает:

Жила – прочное основание мышц, отсюда слово «жилистый», «двужильный». Так говорят о выносливом, крепком человеке. Костыль – палка для хромых, безногих. Костылина фамилия характеризует как слабого, нуждающегося в поддержке и опоре героя.

III. Постановка цели и задач урока.

Сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях Тема урока: «Жилин и Костылин: разные судьбы».

Оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. Можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?

(Высказывания учащихся).

Для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они обладают, как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.

Эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Л. Н. Толстого: «Человек сам отвечает за свою судьбу».

А каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну задачу: зависит ли судьба человека от его поступков?

IV. Проверка домашнего задания:

Знакомство Жилина с Костылиным.

Как познакомились Жилин и Костылин? (сжатый перерсказ)

Найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).

Почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).

V. Работа с текстом. Составление плана сравнительной характеристики.

Аналитический пересказ и чтение по ролям эпизодов, работа в группах.

1. Группа №1. Как вели себя Жилин и Костылин во время нападения татар?

Группа №2.

Сцена выкупа. Как ведут себя Жилин и Костылин?

Группа №3.

Используя данные иллюстрации, расскажите, как жили в плену Жилин и Костылин.

Беседа по итогам групповой работы.

Запись в тетради основных кратких выводов.

2. Первый побег (чтение по ролям)

Вывод.

Жилин   

Знает дорогу, ведет за собой товарища.

Помогает Костылину. «Бросать товарища не годится».

Костылин

Постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.

Выдает себя и Жилина (громко вскрикивает от боли).

Второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия Жилина.(аналитический пересказ)

Жилин.

постоянно думает о вольном житье;

уговаривает Дину помочь ему;

шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;

не стал дожидаться помощи, когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам

Костылин

отказывается от побега

не может превозмочь свою боль

прекращает бороться: «Уже мне, видно, отсюда не выйти».

VI. Выводы по уроку.

Почему так по-разному сложились судьбы героев?

Разница в характерах в сцене нападения татар;

«Джигит» Жилин и «смирный» Костылин в сцене выкупа;

Активная жизнь Жилина и Костылина в плену;

Физическая и духовная слабость Костылина и забота о товарище, стойкость Жилина во время первого побега;

Побег Жилина- результат жизнестойкости и жизнелюбия героя;

Человек (по Л.Н. Толстому) сам отвечает за свою судьбу.

Учащиеся приходят к выводу, что Л.Н. Толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.

Костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником Жилина, а обузой. Еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по- разному. В одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.

Подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. Наша судьба в наших руках.

VII. Рефлексия

Попробуйте выразить свое отношение к героям повести при помощи синквейна.

Выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.

Д/з: подготовить сравнительную характеристику героев

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

 

ФИЗИКА

 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.