logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вы познакомились с великим произведением мировой литературы, эпической поэмой Гомера «Илиада». А теперь прочитаем три стихотворения отечественных поэтов XX века, в которых отражаются героические образы «Илиады. Прочитаем – и попытаемся понять, зачем авторы XX столетия обращаются к седой древности? Мы уже проделывали подобную работу.

Вспомните стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Весенняя гроза», которое тесно связано с античной мифологией; мы читали и анализировали его в 5 классе. В первых строфах стихотворения воссоздан весенний пейзаж. Очень точный, яркий, но не содержащий в себе тайны, «второго дна».

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом…

Однако Тютчев хотел не просто описать грозу, а стремился сказать о таинственной жизни природы, о силах, управляющих ею – и нашим в целом. Именно поэтому стихотворение завершает строфа, в которой оживают образы античной мифологии:

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь, на землю пролила.

Оказывается, гром не просто гремит, «капли дождевые» не просто обрушиваются на землю, а за всем этим скрывается пиршество олимпийских богов. Кормя орла бога-громовержца Зевса, который принес на Олимп прекрасного юношу Ганимеда, богиня Геба проливает кубок с нектаром и амброзией… Сквозь весенний пейзаж проступает картина вечности. Отсылка к древнегреческой мифологии насыщает стихотворение новым смыслом.

Задание на повторение. Обратитесь к словарям, к материалам прошлогоднего курса. Подготовьте презентацию на тему «Олимпийские боги».

Задание повышенной сложности. Самостоятельно проанализируйте звукопись первой и последней строф, ответьте на вопрос: на столкновении каких звуков строится здесь аллитерация?

То же происходит, когда русские поэты XX века обращаются к героическим образам «Илиады» и сквозь их призму смотрят на природу, историю, войну и мир. Давайте разберемся с тем, как именно это происходит.

Первое из трех стихотворений, с которыми вы сейчас познакомитесь, написал русский поэт Серебряного века (так называется период в литературе начала двадцатого века) Осип Эмильевич Мандельштам.

Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины:

Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный,

Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин, в чужие рубежи

– На головах царей божественная пена

– Куда плывете вы?

Когда бы не Елена,

Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – всё движется любовью.

Кого же слушать мне?

И вот, Гомер молчит,

И море чёрное, витийствуя, шумит,

И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

1915 г.

Задание. Самостоятельно найдите в тексте стихотворения античные образы. Кто такая Елена Прекрасная? Как она связана с сюжетом «Илиады»? Подчеркните непонятные слова, найдите их значение в словаре.

В первой же строфе Мандельштам упоминает ту знаменитую песнь «Илиады», в которой Гомер долго-долго, на многих страницах, перечисляет список кораблей, направляющихся на войну: «Я список кораблей прочёл до середины». Мы сразу представляем себе поэта, во время бессонницы читающего «Илиаду. Где поэт находится и как место его пребывания связано с Гомером, мы пока не знаем. Во второй строфе он представляет себе греческих царей, отправившихся на этих кораблях воевать из-за прекрасной Елены. И, благодаря упоминанию Елены, от темы войны постепенно переходит к теме любви, к теме счастья. Тема эта станет главной для третьей строфы: «И море, и Гомер – все движется любовью». Не война – главное дело истории, не победы и завоевания, а любовь. «Когда бы не Елена, / Что Троя вам одна, ахейские мужи?». И тут, наконец, поэт нам говорит о том, где он сейчас находится; почему «Илиада» в эту самую минуту ему особенно близка. Море, шумящее за стеной, названо черным: «И море черное, витийствуя, шумит…». Слово «черное» написано с маленькой буквы, поскольку оно одновременно указывает и на цвет воды, и на ночную темноту, и на реальное название – Чёрное море. В его стихах начинает проступать реальный пейзаж полуострова Крым. Ночью, возле черного (Чёрного) моря, которое греки бороздили на своих кораблях, поэт читает «Илиаду» Гомера, вспоминает о вечной Элладе и вдруг понимает, что древняя история никуда не исчезла. И любовь во все времена становится ее центром и смыслом.

Найдите в словарях, каким греческим словом часто называют крымский полуостров. Обратите внимание еще на одно слово, которое появляется в последней строфе: «витийствуя ». То есть, море уподобляется античному оратору, который громко, пафосно, произносит речь. Перечитывая «Илиаду», поэт ощущает морской пейзаж как пейзаж исторический. А исторический пейзаж как образ вечности. Так, благодаря перекличкам с «Илиадой», создается образ вечности в этом лирическом стихотворении. Написано оно было в тысяча девятьсот пятнадцатом году. И в том же году другой поэт, Сергей Александрович Есенин, очень непохожий на Мандельштама по своей стилистике, своему восприятию мира, написал сонет «Греция». О том, что такое сонет и в чем особенность этого поэтического жанра, мы с вами узнаем позже. Пока достаточно знать, что сонетом называют стихотворение из четырнадцати строк с определенным типом рифмовки и сложным построением строф. Главное, понять, зачем Есенин использует героические образы «Илиады», какую современную лирическую задачу при этом решает.

Прочитаем начало стихотворения, первые две строфы.

ГРЕЦИЯ

Могучий Ахиллес громил твердыни Трои.

Блистательный Патрокл сражённый умирал.

И Гектор меч о траву вытирал

И сыпал на врага цветущие левкои.

Над прахом горестно слетались с плачем сои,

И лунный серп сеть туник прорывал.

Усталый Ахиллес на землю припадал,

Он нес убитого в родимые покои...

Прежде чем двигаться дальше, сделаем паузу и разберемся с тем, что здесь понятно, а что непонятно.

Задание. С помощью словарей определите значение слов «сои», «туники». Самостоятельно найдите в тексте стихотворения упоминания героев «Илиады», вспомните, о каком эпизоде поэмы Гомера идет речь. Конечно, речь здесь идет об эпизоде, в котором Ахиллес прощается с Патроклом, убитым Гектором. Поэт всей душой на стороне Ахиллеса и Патрокла. В первой строфе Ахиллес назван могучим, Патрокл – блистательным, а для Гектора автор никакого эпитета не находит. Во второй строфе Ахиллес назван усталым, а Патрокл и Гектор не упомянуты вообще. Патрокл – потому что его больше нет, он убит. А Гектор – потому что он убийца, и автор сонета не хочет его имя упоминать. Значит (по крайней мере, в этих двух строфах), он на стороне Ахиллеса и Патрокла. Можно решить, что Есенин просто пересказал один эпизод «Илиады». И выразил сочувствие грекам в их противостоянии троянцам. Но не тут-то было.

Читаем дальше:

Ах, Греция! мечта души моей!

Ты сказка нежная, но я к тебе нежней,

Нежней, чем к Гектору, герою, Андромаха.

Возьми свой меч. Будь Сербии сестрою.

Напомни миру сгибнувшую Трою,

И для вандалов пусть чернеют меч и плаха.

В процитированных трехстишиях все усложняется. Мы даже не сразу понимаем, о чем речь и почему автор теперь настолько же сочувствует грекам, насколько и троянцам (Андромаха – верная жена Гектора, который теперь назван героем). И зачем-то упомянута Сербия, хотя, казалось бы, она тут при чем? Как она связана с Гектором? С Патроклом? С Ахиллесом? О каких вандалах говорит поэт? Всё дело в том, что для понимания смысла многих литературных произведений нужно изучать не только литературу, но и историю. (Как необходимо знать и географию – вспомните, как связана тема «Илиады» у Мандельштама с Крымом.) Чтобы понять смысл есенинского стихотворения и правильно объяснить упоминание гомеровских героев в его сонете, необходимо знать, что в 1915 году, когда эти стихи написаны, в самом разгаре была Первая мировая война. Позже, в рамках исторического курса, вы будете проходить эту тему. И узнаете, что в этой страшной войне исчезли четыре империи. Последствием Первой мировой войны для России стала сначала февральская, а потом Октябрьская революция 1917 года (ее называют Великой русской революцией). Мир переменился полностью. Человечество столкнулось со страшными испытаниями, впервые было использовано оружие массового поражения – ядовитые газы, которые уничтожали и калечили сотни тысяч людей. Вот об этой войне и говорит Есенин, вспоминая образы «Илиады» и сравнивая Первую мировую войну с войной между греками и троянцами. К 1915 году Сербия уже воевала и стала жертвой войны. А Греция еще не приняла решения, вступать ли ей в боевые действия. И Есенин, который очень сочувствовал сербам, призывает Грецию скорее включиться в сражение. Вспомнить о великих делах предков, о тех греках, которые упомянуты в первой части стихотворения. Древние образы «Илиады» вдруг начинают говорить о современности, о том, что происходит в мире здесь и сейчас.

Иначе использовал образы «Илиады» другой поэт двадцатого века, которого мы назовем не русским, но российским. Это сын балкарского народа Кайсын Кулиев. Он вырос в горном селении, воевал вместе со своим народом, прошел всякого рода испытания. И написал стихи о войне и мире, которые перевела замечательная русская поэтесса Бэла Ахмадуллина. Вот как звучат эти стихи.

Что бы ни делалось на свете,

Всегда желавшем новизны,

Какой бы новый способ смерти

Ни вызвал старый бог войны,

Опять, как при слепом Гомере,

Лоза лелеет плод вина,

Шум трав и розы багровенье,

– Всё, как в иные времена.

И слез о смерти так же много,

И счастлив, кто рожден уже,

И так свежо, так старомодно Бессмертья хочется душе!..

1970

Осипу Мандельштаму образы «Илиады» напоминают о той вечной буре, которая происходит, в душе человека и словно отражается в природе: «И море, и Гомер: все движется любовью». Сергею Есенину образы «Илиады» напоминают о вечном героизме, который отдельный человек и целые страны проявляют во время войны. А для Кайсына Кулиева образы «Илиады» связаны совсем с другим символом, виноградной лозы, которая в древней Греции символизировала победу жизни над смертью. И древность – его союзник в борьбе с той смертью, которую всегда несет с собой война. Старый бог войны все время хочет изобрести новый способ смерти. Новый – старый. Смотрите, как слова сталкиваются в этом стихотворении. Но помимо старого и нового есть вечное. И вечность всегда возвращает нас к жизни. Используя образы «Илиады», Кайсын Кулиев славит жизнь в ее противостоянии смерти.

Домашнее задание.

Найдите другие примеры использования образов Античности (в целом), «Илиады» (в частности) в произведениях русских писателей и поэтов. Выпишите названия произведений в Рабочую тетрадь. На примере одного из них покажите, какие художественные задачи решает поэт или прозаик, обращаясь к античному наследию.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.