logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: обобщение и углубление знаний о героизме и героическом в древнерусской литературе.

Задачи урока: 1) познакомить учащихся с произведением, описывающим подвиг защитников Рязани; 2) сформировать представление об особенностях жанра воинской повести, об изображении героического в древнерусской литературе 13 – 14 века; 3) развивать творческое мышление, умение анализировать произведение; 4) воспитывать чувства патриотизма, мужества, гражданственности.

Ход урока

Вспомните, с какими жанрами древнерусской литературы вы познакомились на предыдущих уроках? Кого авторы произведений, созданных в 11-12 веках, считали героями и как описывали совершенные ими подвиги?

На предыдущих уроках вы познакомились с такими жанрами древнерусской литературы, как летопись и житие, узнали их особенности. Но со временем система ценностей и представления о героическом меняются, и сегодня мы поговорим о том, какие изменения произошли в древнерусской литературе под влиянием трагических событий татаро-монгольского нашествия.

Что вы знаете о Руси 13 века и о татаро-монгольском нашествии? Как русские княжества сопротивлялись завоеванию? На уроках истории вы уже узнали, что в 1237 году на русские земли вторглось войско монгольского хан Батыя, внука Чингисхана. Он был великим полководцем и очень жестоким вождём. Численность армии Батыя огромной. По разным оценкам составляла от 30 до 150 тысяч. Это войско было хорошо обучено и прекрасно управлялось. Рязанское княжество первым приняло на себя удар огромного войска Батыя. Русские князья и воины самоотверженно сражались, но что они могли противопоставить? И главная причина - междоусобица.

Задание

Рассмотрите карту Руси.

Найдите известные вам города. Найдите город Рязань. Что вы можете сказать о его расположении?

Как вы понимаете, что такое феодальная раздробленности Руси? Что такое междоусобица?

Междоусобица – несогласие, внутренний раздор. Вы уже знаете, что Русская земля была разделена на множество небольших княжеств, которые очень часто воевали друг с другом. Испытания, обрушившиеся на Русскую землю, стремление обрести потерянную независимость нашли отражение и в литературе. Появился жанр воинской повести, в которой воспевалось мужество защитников Родины, воинская доблесть, воздавались почести павшим в боях с врагами. Один из дошедших до нас шедевров древнерусской литературы «Повесть о разорении Рязани Батыем» стала памятником трагическим событиям 1237 года.

Задание

Запишите в тетрадь определение жанра воинской повести. Выделите ключевые слова. Каковы особенности этого жанра?

Вы нашли на карте Рязань и отметили особенности положения этого города. Каким был город, когда войска хана Батыя подступили к нему? (Панорама Рязани кон.12-нач.13 века)

Город этот представлял собою величественное зрелище. Старая Рязань была расположена на высоком обрывистом берегу Оки. Обращенная к реке сторона Рязани была видна издали. Вокруг города были насыпаны земляные валы высотой больше семи метров и построена деревянной крепость. Перед валом со стеной находился глубокий ров. За этими мощными оборонительными сооружениями виднелись три белых высоких каменных храма, украшенных резьбой и скульптурой, - Успенский, Спасский и Борисоглебский. Рязань, центр Рязанского княжества, была богатым городом ремесленников, золотых дел мастеров, резчиков по камню, гончаров и кузнецов, торговых людей. Жители города отличались энергией и предприимчивостью, а пограничное положение Рязанского княжества воспитало в них привычку держать оружие в руках.

Задание

Чтобы лучше понять повесть и упорядочить информацию, воспользуемся таблицей (см. Приложение 1).

Заполните 1 столбик таблицы. Составьте и запишите простой план «Повести о разорении Рязани Батыем». Сколько частей вы выделили? Заполняйте таблицу во время урока. Записывайте только самую важную информацию.

Проанализируем «Повесть о разорении Рязани Батыем» по плану. Текст повести можно найти в электронной библиотеке на сайте «Древнерусская литература».

 С чего начинается повесть? Кто главные герои 1 части повести? Какие особенности их изображения вы заметили? Как автор выражает своё отношение к персонажам?

Безбожный хан Батый, встав со своим войском близ земли Рязанской, присылает к благоверному князю Юрию Ингоревичу послов с требованием десятой части всех городских состояний. Князь Юрий Ингоревич отправил посланцев во Владимир, но владимирский князь Георгий отказывается помочь. Тогда рязанский князь собирает на совет братьев своих и решает откупиться богатыми дарами. Он отправил к Батыю своего сына Фёдора Юрьевича Рязанского. Батый дары принял и обещал не воевать, если отдадут ему жену Фёдора Юрьевича. Автор выражает своё отношение к хану, повторяя эпитеты «безбожный», «лживый», «немилосердный», «нечестивый», «окаянный». Русских же князей называет «великими и благоверными». Князь Фёдор Юрьевич и другие послы были жестоко казнены, потому что отказались выполнить желание Батыя. Когда княгиня Евпраксия услышала о смерти мужа, то бросилась из превысокого терема своего вместе с сыном и разбилась. И весь город оплакивал благоверного князя и княгиню и других погибших.

О чем рассказывается во 2 части повести? Кто главные герои? Какие особенности их изображения вы заметили? Найдите эпитеты, с помощью которых автор выражает своё отношение к героям и событиям. Вторая часть повести рассказывает о подготовке к смертному бою. Князь Юрий Ингоревич молится во храме и обращается к воинству своему: «Лучше нам смертью жизнь вечную добыть, нежели во власти поганых быть». Рязанцы не ждут нападения Батыя, они идут навстречу «поганым и нечестивым». И вышли они «удальцы и резвецы рязанские» и бились крепко и мужественно. Несколько тысяч против многотысячной армии. Описывая силу рязанских воинов, древнерусский автор использует гиперболу: «един бьётся с тысячей, а два со тьмою», т.е. с 10 000 тысячами. В этом они похожи на русских былинных богатырей. Ни один из защитников Рязани не повернул назад, все вместе полегли мёртвые. А тяжело раненный князь Олег Ингоревич, взятый в плен, отказался веру переменить и принял мученическую смерть. Описывая злость безбожного хана Батыя, автор прибегает метафоре: «дохнул огнём от мерзкого сердца своего». После гибели князей враги напали на Рязань, и горожане показали, что обладают воинскими доблестями и готовы защищать свой город до последнего.

Задание

Рассмотрите фрагмент диарамы «Осада Рязани».

Что такое диарама? Воспользуйтесь словарем для определения лексического значения этого слова.

«И осадил град, и бились пять дней неотступно. Батыево войско переменялось, а горожане бессменно бились. И многих горожан убили, а иных ранили, а иные от великих трудов изнемогли. А в шестой день спозаранку пошли поганые на город - и взяли град Рязань месяца декабря в двадцать первый день».

После этого город был разорён и сожжен, церкви осквернены, а жители убиты. Наступила мертвая тишина, потому что не было тут ни стонущего, ни плачущего, все вместе лежали мертвые.

Какой образ неоднократно повторяется в 2 части? Это образ общей смертной чаши. «Единую чашу смертную испили» все: князья, священники, народ. Это образное выражение широко употреблялось в древнерусской литературе для обозначения смерти.

О чем рассказывается в 3 части повести? Кто главный герой повествования? Как герои относятся к смерти? А к врагам?

В третьей части повести появляется еще одно важное действующее лицо – Евпатий Коловрат. Во время прихода Батыя он был с Ингварем Ингоревичем в Чернигове. Историки считают, что это не выдуманный персонаж. Евпатий Коловрат – уроженец села Фролово Шиловской волости, рязанский боярин, воевода. На момент нашествия Батыя ему было около 35 лет. По всей видимости, Коловрат был человеком большой физической силы, опытным воином и талантливым командиром. Узнав о разорении Рязани, он собирает небольшой отряд 1700 человек и бросается вдогонку. И сражался это отряд так храбро, что почудилось татарам, что мёртвые восстали. А сам Евпатий «бил их так нещадно, что и мечи притуплялись, и брал он мечи татарские и сёк ими». А племянника Хана Батыя Хостоврула, который хвалился Евпатия живым привести, Евпатий разрубил на-полы до седла. Победить Евпатия смогли лишь при помощи бесчисленных пороков – камнемётных машин для разрушения укреплений. И даже враги восхищались мужеством Евпатия и его небольшого отряда.

Они говорили: «Это люди крылатые, не знают они смерти и так крепко и мужественно, на конях разъезжая, бьются – один с тысячею, а два – со тьмою. Ни один из них не съедет живым с побоища». Есть предание, что посланец Батыя, отправленный на переговоры с русскими, спросил у Евпатия: «Чего вы хотите?». «Только умереть!» – последовал мрачный ответ. Представьте, что из 1700 русских войнов взять живыми монголам удалось лишь шестерых израненных бойцов. В знак уважения к их мужеству Батый велел освободить пленных и отдать им тело Евпатия Коловрата для того, чтобы они могли похоронить его с почестями. В некоторых редакциях «Повести» рассказывается о торжественных его похоронах в Рязанском соборе 11 января 1238 года.

Дополнительный материал

Узнать больше о жизни и подвиге Евпатия Коловрата.

Вы, наверное, обратили внимание, что образ Евпатия Коловрата напоминает нам о былинных богатырях.

Сравните образ Евпатия Коловрата с образами богатырей. Что их сближает, что разделяет?

Недюжинная сила, воинская доблесть в бою с превосходящими силами противника, подвиг во имя спасения родины, необычная смерть не в поединке, а в результате какой-то вражеской хитрости. Но не забудем, что «Повесть о разорении Рязани Батыем» – это литературное, а не фольклорное произведение. Образ Евпатия Коловрата отличается от образов богатырей. С точки зрения автора повести, сущность подвига не только в проявлении силы и храбрости, но и в готовности смерти за веру. Это образ воина-мученика.

О чем рассказывается в 4 части повести? Кто главный герой? Какие особенности изображения вы заметили? В последней части повести рассказывается об Ингваре Ингоревиче, который во время нашествия был в Чернигове. Горе от увиденного было так велико, что «жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать, как орган звучащий. И от великого того кричания и вопля страшного пал на землю, как мертвый». Автор вновь прибегает к метафоре: «с трудом ожила душа его в нем». Князь Ингварь, плача и молясь, похоронил убитых князей и других убитых, город очистил и освятил.

Заканчивается повесть похвалой роду рязанских князей, исполненных всех возможных добродетелей и достоинств. Похвала роду рязанских князей – это похвала прошлому, былому могуществу не только Рязани, но и всей Русской земли. Но эта похвала есть одновременно и оплакивание этого прошлого, плач о случившемся, и забота о будущем Руси.

Как автор повести объясняет причины горя, постигшего Рязанскую землю? Если вы внимательно читали повесть, то обратили внимание, что автор неоднократно повторяет фразу: «Всё то случилось по грехам нашим». О каких грехах неоднократно говорит автор? Это осуждение княжеских междоусобиц, позволивших врагам разбивать русских князей поодиночке.

Проверка знаний

Проверить знания поможет тест.

Когда и как возникла «Повесть о разорении Рязани Батыем»? Исследователи считают, что написана она была не сразу после нашествия Батыя. Это видно из того, что многие детали этого нашествия стерлись и как бы восстановлены по памяти. Скорее всего, произведение появилось через 70 - 80 лет, т.е. в начале 14 века. «Повесть о разорении Рязани Батыем» не раз переписывалась последующими поколениями, какие-то экземпляры гибли во время войн и пожаров, их приходилось восстанавливать. Так в тексте «Повести» появлялись невероятные подробности, упоминались исторические персонажи, которых не могло быть в Рязани в ту пору. Но установка составителей и переписчиков «Повести» была на правду, а не на художественный вымысел. Другое дело, что само слово «повесть» за века, прошедшие со времени «Повести временных лет», наполнилось новым смыслом. Теперь оно было связано не только со строгим летописным изложением фактов, следованием за вестью, за событием, но и с открытым выражением эмоций, чувств, оценки. Мы слышим не бесстрастный голос летописца, а эмоциональный голос рассказчика, который делится с читателями своим переживанием. Конечно, «Повесть о разорении Рязани Батыем» не похожа на современную повесть, где правит вымысел; но она уже далеко ушла от древних летописных повестей. 5. Итак, подведем некоторые итоги.

Кого мы вправе считать главными героями повести? Почему? Как связаны между собой проявленная самоотверженность и роль героя в сюжете?

Чем герой древнерусской литературы близок героям фольклорных средневековых эпических произведений, а в чём отличается от них? «Повесть о разорении Рязани Батыем» – образец воинской повести, основу которой составляет изображение захвата Рязани ханом Батыем в декабре 1237 года. Повесть состоит из четырёх частей, в каждой из которых рассказывается о подвиге одного из героев произведения. Начало и конец повести посвящены подвигам духовным, основная часть – подвигам воинским. В повести показано новое понимание героического. Подвиг, с точки зрения автора воинской повести в соединении богатырской силы и мужества с христианской жертвенностью Бориса и Глеба или святого Георгия Победоносца. Это образ воина-мученика. В отличие от беспристрастного отношения летописца, автор воинской повести открыто выражает своё отношение. Для этого он использует различные художественные средства: эпитеты («безбожный», «немилосердный»), метафоры, гиперболы («един бьётся с тысячей, а два со тьмою»). Талант автора «Повести о разорении Рязани Батыем» отмечался многими исследователями. А героический образ Евпатия Коловрата продолжает вдохновлять писателей и художников уже не одно столетие.

Поэмы и сказания, художественный и мультипликационный фильмы, живописные полотна и монументы, даже компьютерная игра – все это свидетельствует об интересе к героическому образу русского воина, к героическому прошлому нашей страны.

Проверка знаний

Проверить знание поможет контрольный тест.

Домашнее задание

1. Рассмотрите картины, авторы которых изобразили Евпатия Коловрата. Какой образ вам понравился? Объясните почему.

Какой эпизод повести вы бы изобразили? Опишите свою иллюстрацию словами.

3. Напишите сочинение - сравнение «Илья Муромец и Евпатий Коловрат».

 

 

Приложение 1

План

Основные события

Герои

Особенности изображения

1

2

3

4

 

Приложение 2

Тренировочный тренажёр вид – выбор ответа (задания 1–8)

1. Когда произошли события, описанные в «Повести о разорении Рязани Батыем»?

Правильный

1237

Другие варианты

1327

1129

1350

2. Как звали сына Рязанского князя, которого он отправил с дарами на переговоры к хану Батыю?

Правильный ответ

Федор Юрьевич

Другие варианты

Георгий Всеволодович

Владимир Святославич

Ингварь Ингоревич

3. В какое княжество Юрий Ингоревич посылал он за помощью?

Правильный ответ

во Владимирское

Другие варианты

в Московское

в Новгородское

в Черниговское

4. Сколько дней длилась осада Рязани?

Правильный ответ

5

Другие варианты

10

7

3

5. Где сражался с войском Батыя Евпатий Коловрат?

Правильный ответ

в Суздальской земле

Другие варианты:

в Рязани

в Рязанской земле

в Черниговской земле

6. Сколько человек было в дружине Евпатия Коловрата?

Правильный ответ

1700

Другие варианты

100

2000

500

  7. Как погиб Евпатий Коловрат?

Правильный ответ

 убит камнеметными машинами

Другие варианты

 погиб от ран

смертельно ранен ударом копья

убит стрелой

8. «Един бьётся с тысячей, а два со тьмою». Как называется художественный прием?

Правильный ответ

гипербола

Другие варианты

метафора

эпитет

сравнение

Приложение 3

Контрольный тест 

1. Распределите по порядку части повести (вид – сортировка)

Правильный ответ

1. Вторжение Батыя в рязанские земли.

2. Посольство Федора Юрьевича и его гибель.

3. Гибель княгини Евпраксии с сыном.

4. Сражение с войском хана Батыя.

5. Героическая защита Рязани и разорение города.

6. Подвиг Евпатия Коловрата

7. Плач по погибшим Ингваря Ингоревича.

8. Похвала князьям рязанским.

2. Соотнесите отрывок из повести и название художественного приема, использованного автором (вид – соотнесение)

Правильный ответ

«стал воевать царь Батый окаянный Рязанскую землю»

 эпитет

 «жалостно воскричал, как труба, созывающая на рать»

сравнение

 «один рязанец бился с тысячей, а два — с десятью тысячами»

гипербола

 «дохнул огнем от мерзкого сердца своего»

 метафора

3. Кто из героев повести совершил воинский подвиг, а кто – духовный?

Правильный ответ

воинский подвиг

духовный подвиг

Юрий Ингоревич

Федор Юрьевич

Евпатий Коловрат

Ингварь Ингоревич

4. Вспомните, что сказал хан Батый о Евпатии Коловрате (вид – выбор ответа)

Продолжите фразу: «Если бы такой вот служил у меня, … »

 

Правильный ответ

держал бы его у самого сердца своего

Другие варианты

наградил его бы богатствами бессчётными

поставил бы его во главе войска своего

победил бы всех врагов своих

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.