logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Святое воинство

Совесть, Благородство и Достоинство –

Вот оно, святое наше воинство.

Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь.

Лик его высок и удивителен, Посвяти ему свой краткий век.

Может, и не станешь победителем, Но зато умрешь, как человек.

1988 г.

Вы видите дату - год написания поэтом Булатом Окуджавой стихотворения. Легенды о рыцарях Круглого стола и их справедливом короле Артуре относятся к периоду Средневековья: почему же этими стихами мы начинаем тему? Совесть, Благородство и Достоинство - об этих качествах человека идет речь в небольшом стихотворении, более того, эти качества поэт называет «святое воинство».

В одной из легенд король Артур восклицает: «Увы! К чему мне моя корона, если благородное братство рыцарей рассеяно и разбито?». Не власть и богатство прельщает короля, а сохранение «благородного братства рыцарей», и эта идея, настроение проходит через множество разных историй, которые принято называть «Легенды о короле Артуре». Так они вошли в мировую литературу. Идеи рыцарства прошли через века, и сегодня мы читаем о них в недавней и современной литературе: «Я спросил Юнатана, почему он должен браться за дело, зная наперед, что оно опасно. Ведь с таким же успехом он мог сидеть дома в Рыцарском подворье и жить себе припеваючи. Но мой брат сказал, что есть вещи, которые нужно делать, даже если они грозят нам опасностью. - Но все-таки почему? – не отставал я. И получил в ответ: - Чтобы быть человеком, а не ошметком грязи» (Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце»).

В романе Владислава Крапивина «Тополята» шестиклассник по прозвищу Кабул впервые заступается не за себя, а за слабых, - малышей-дошколят: «Главное, не подпускать страх и быть очень быстрым». Малыши, изумленные победой одного старшего мальчика над тремя подростками, в восхищении: «- Как ты им надавал! -Как рыцарь Ланселот – добавил его дружок» В двух эпизодах вы заметили, вероятно, общее: осознанное стремление героев, подростков, не быть трусом, не прятаться за свой страх и чужие спины, не пройти мимо несчастья, опасности, а встать на защиту того, что ты считаешь справедливым. Строки из стихотворения Булата Окуджавы скорее всего, понятны и тому, и другому героям: «Может, и не станешь победителем,/Но зато умрешь, как человек».

Вернемся к королю Артуру и рыцарям Круглого стола. Заглянув в конец книги, увидим две надписи на могилах: короля Артура – «Здесь лежит король Артур, славнейший и благороднейших из мужей»; его верного рыцаря Ланцелота: «здесь лежит сэр Ланселот Озерный, глава всех христианских рыцарей, добрейший из людей и вернейший друг, кроткий вершитель великих дел, защитник женщин и всех слабых. Да почиет он в мире». Итак, перед нами ключевые слова – тот набор качеств, которыми должен был обладать настоящий рыцарь: славнейший, благороднейших добрейший, вернейший друг, защитник женщин и всех слабых. Финал легенд не случайно завершается смертью не только самого короля Артура, но и его вернейшего друга Ланцелота (Ланселот Озерный). Запомните это имя, вы встретите его позже не только в разных легендах о рыцарях Круглого стола, но и в других, более поздних литературных произведениях, например, в пьесе - сказке Е.Л.Шварца «Дракон», ее вы читали в пятом классе, где именно Ланцелот освобождает жителей города от довлеющего над ними страха (на город 400 лет назад наложил дань трехголовый дракон). По одной из средневековых версий легенды о короле Артуре, перед смертью тот теряет в озере свой меч Эскалибур: меч тонет в воде. Вспомните, в седьмой книге Дж.К.Ролинг «Гарри Поттер и дары смерти» меч Гриффиндора, который искали Гарри Поттер и его верные друзья «лежал на дне лесного озерца» (гл 19 «Серебряная лань»).

В юности король Артур получил свой меч волшебным образом после серьезного боя, когда его старый меч разлетелся на куски: волшебник Мерлин, предвидевший судьбу короля Артура, привел его к Озеру Неиссякаемых Слез, находящемуся в печальной местности: «…Артур узрел над водой большую руку, державшую огромный меч с роскошной рукояткой…» Владычица Озера позволила королю взять меч с условием, что он вернет меч перед смертью: «Государь, меч принадлежит тебе!.. Знай: он называется Экскалибур. Пока ты будешь носить его при себе, ты ни разу не получишь серьезной раны».

Если бы мы углубились в историю, то узнали бы, что эти легенды родились давным-давно, и их основанием было время 5- начало 6 веков нашей эры. Действие в романах и легендах, связанных с именем короля Артура и рыцарях Круглого стола происходит в пределах земель современной Франции и Англии, хоть земли эти тогда не населяли именно французы и англичане, все это было слишком давно. Романы о рыцарях появились гораздо позже – в 12 веке, кстати, нам и в голову не придет, что эти романы были написаны в стихах! Уже это само говорит о том, что рыцарские романы - явление новой культуры, новых запросов и ожиданий людей 12 века. Именно истории о рыцарях стали символом культуры средневековья. Почему? Чего ждали от них люди тогда? Рыцарь, кто он? Прежде всего, воин, всегда готовый сражаться за правое дело, выручать, освобождать, давать свободу. Это конник, вооруженный мечом, меч, как правило, был именной, т.е. носил конкретное имя, как меч короля Артура. Копье - тоже боевое оружие рыцаря, поднятое копье означало готовность принять бой. Часто меч надо было добыть в бою или преодолевая какие-то серьезные препятствия. Рыцарь отличался от остальных людей, своих современников тем, что следовал или стремился следовать определенным правилам, рыцарскому кодексу. Рыцарь - защитник женщин. Он служит своей прекрасной даме, ее каприз для него - закон. Но принимает решения в серьезной ситуации за женщину именно рыцарь: «Графиня с трудом принудила себя смотреть на поединок двух последних из девяноста девяти рыцарей. Внезапно раздались крики зрителей: - Синий рыцарь сильнее! Как он владеет мечом! А, Золотой рыцарь побежден! Толпа приветствовала победителя громкими криками, а графиня упала в обморок…Однако, придя в себя, она быстро собралась с силами и решила с достоинством встретить приговор судьбы», - как вы поняли, победитель турнира станет, уже не зависимо от воли дамы, ее мужем. Сэр Оуэн – Синий рыцарь – оказался по душе графине: «Страх графини сменился радостью, и она протянула рыцарю руку, которую сэр Оуэн поцеловал с почтительным поклоном…С тех пор Оуэн копьем и мечом защищал свое графство от всех, кто пытался оспаривать его». Счастье взаимной любви ценилось в кодексе рыцарства, примером тому - окончанием этой бурной по событиям, произошедшим уже после свадьбы, легенды: «Графиня не могла говорить от радости, и счастье заставило ее забыть о долгих месяцах разлуки. Колокола звонили –вся страна ликовала, что счастье вернулось к милой леди и что хозяин опять у родного очага» Рыцарь вовсе не всегда был богат, немало славных имен вы найдете среди рыцарей Круглого стола, молодых, смелых, но бедных. Не богатство было важно для друзей короля Артура, а верность рыцарству и свойство стоять за своего соратника в бою. Это увидим, читая самые первые легенды, где юный Артур должен отстаивать свое право стать королем. «Давным-давно, в незапамятные времена, власть на Британских островах захватил жестокий барон Вортигерн».

Далее перед нами разворачивается необыкновенная история о внезапном и загадочном разрушении строящегося по приказу барона замка, появляются чародеи, среди которых возникает юный волшебник Мерлин, умеющий предугадывать ход событий, знающий толкование чудных явлений, например, значение битвы белого и красного дракона. Мерлин – имя, знакомое вам по волшебным сказкам, фильмам, правда, вы, вероятно, представляете себе волшебника благородным старцем.

Вспомните, в романах Дж.К.Ролинг о Гарри Поттере любимый учениками директор Хогвартса, Дамблдор, награжден орденом Мерлина; мы не раз встречаем в этой волшебной истории клятвы «бородой Мерлина». В начале легенды о короле Артуре перед нами юный волшебник. Именно Мерлину принадлежит пророчество-истолкование (уже в другой период) значения появления «на небе кометы необычайного блеска и величины. На конце ее хвоста светилось огненное облако в форме дракона, из пасти которого исходили два луча…». Мерлин предрекает следующему королю, Утеру, рождение сына, «могуществу которого подчинятся все королевства, покрытые лучом». Волшебник Мерлин не только пророчит рождение будущего славного короля Артура. Мерлин думает, как сохранить ребенка от врагов, стремящихся к захвату королевской власти. Идея Мерлина такова: он предлагает королю тайно отдать младенца на воспитание достойному рыцарю, барону Эктору: «Он поклялся Утеру воспитать младенца, которого вскорости получит, как родного сына»…. В день рождения мальчика, Мерлин, переодетый нищим, у задних ворот замка «принял ребенка, вскочил на коня и помчался к сэру Эктору. По дороге, остановившись в маленькой церкви, он окрестил младенца и дал ему имя Артур. Спустя несколько часов Артур уже был в доме сэра Эктора и его жены; слуги окружили мальчика заботой и любовью» .

Такова история появления на свет славного короля Артура. И вот наступают тяжелые времена, отец Артура, король Утер, при смерти, он тяжело переживает за будущее своей страны, ее цельность. И вновь рядом Мерлин, он успокаивает умирающего короля: «Народ твой скоро обретет великую силу и одолеет всех своих врагов» (глава «Артур становится королем») . На глазах читателя возникает интрига: король при смерти, наследника нет – вы помните, что младенца Мерлин тайно увез из королевского дома в день его рождения. Никто не знает, что есть наследник престола! Вероятно, поэтому лорды и бароны претендуют на трон. С изумлением слышат они последние слова умирающего короля Утера: «Такова моя воля: именем Господним благословляю сына моего Артура быть моим преемником на троне. Все, кто предан мне, должны служить ему!» . Но Артура никто не знает, кроме Мерлина! Страна осталась без короля, «потому как никто не знал законного наследника престола». Разные короли собирают войска, желая занять место на троне.

Прочитаем эпизод внезапного чудесного появления возле церкви «внушительных размеров четырехугольного камня», которого прежде там не было, «В середину камня был вбит большой стальной клин, из которого торчал великолепный меч. Рукоятку меча украшала латинская надпись…она гласила: «Кто извлечет сей меч из камня, тот законный король Британии» . Никто не смог вынуть меч. Только Артур с легкостью берет меч, до той поры незыблемо стоявший в камне. Вы думаете, что с этого момента все покорились завету его отца, признав Артура своим королем? Вовсе нет. Многие короли и рыцари считали Артура не королем, а «безродным мальчишкой низкого рода» . Артуру приходится доказывать умом, силой, волей и храбростью, стойкостью свои права на трон. Но не только этим славен Артур – мы с ним знакомимся в пору, когда он совсем юн, мы видим у Артура и другие человеческие достоинства – доброту, незлобивость, умение держать себя в руках, отсутствие желания мстить побежденным. (Об этом вы прочтете в эпизодах, рассказывающих про юного пажа, Оуэна, «мальчика с печальным изможденным лицом», просящего защиты у Артура и ставшего его верным рыцарем; эпизоде о злоумышленниках, задумавших убить ночью Артура; эпизоде, посвященном битве короля Артура с войсками королей Урия и Лота, и об их примирении с Артуром, мужество и благородство которого они не смогли не признать). Артур оставался справедливым королем, и в молодости, и в старости. Это его качество было незыблемым, и многим молодым рыцарям служило образцом: «Как?! –воскликнул разгневанный король. – В нескольких милях от места нашего правосудия беззаконно творится насилие, и я ничего об этом не знаю!» (Глава «Приключения сэра Ланселота»).

В этом году вам предстоит знакомство с несколькими историями о рыцарях, а пока прочтем, какую клятву принесли рыцари в день свадьбы короля Артура (ему было тогда 25 лет), и отец невесты, король Лодегранс, подарил Артуру Круглый стол. «Вместе со столом к Артуру надлежало отправиться и рыцарям, имевшим за ним места. При полном составе их насчитывалось сто пятьдесят, но так как многие к тому времени были уже убиты, рыцарей оставалось всего сто. Услышав от Мерлина, что Гвиневеру сопровождают сто рыцарей, которые несут Круглый стол, король Артур очень обрадовался…» Король поручил Мерлину найти еще 50 рыцарей, чтобы все места за Круглым столом были заняты.

Кстати, подумайте, почему стол именно круглый по форме, в чем смысл? В день свадьбы король Артур пригласил всех рыцарей и «…повелел им никогда не совершать грабежей и убийств, бежать измены и даровать пощаду тому, кто испросит - иначе утратят они навечно добрую славу и покровительство короля Артура». Что еще повелел молодой король, что с той поры является законом рыцарства? «И еще повелел он всегда заступаться за дам, девиц, благородных женщин и вдов, защищать их права и никогда не учинять над ними насилия под страхом смерти». После этих слов король Артур велел «поклясться, что ни одни рыцарь не поднимет оружия для несправедливой войны –ни ради славы, ни за какие богатства земные. И принесли все рыцари -и молодые, и старые, - торжественную клятву хранить свято рыцарскую честь и нерушимо выполнять заветы короля Артура. А если кому из рыцарей случится быть убитым в сражении, то будет избран на место погибшего новый, чтобы пополнилось число рыцарей до ста пятидесяти, дабы не было за Круглым столом пустых мест»

Диалог культур

Мы уже касались нескольких произведений - пьесы - сказке нашего соотечественника Е.Л.Шварца «Дракон», повести шведской писательницы Астрид Линдгрен «Братья Львиное сердце», английской писательницы Дж.К.Ролинг, автора книг о Гарри Поттере, продолжающих в ХХ веке тему рыцарства. Добавим рассказ Юрия Яковлева «Рыцарь Вася», повесть Г.Галаховой «Рыцари без страха, но не без упрека», - книги для школьников, тоже родом их прошлого века. Те из вас, кто любит читать стихи, прочитайте стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный». Чуть позже, скоро вы прочитаете роман испанского писателя Сервантеса о Дон Кихоте. Все эти книги написаны в те времена, когда уже не скачут по дорогам рыцари в доспехах в поисках славы и доблестных подвигов. Но мы читаем, не отрываясь, эти истории - почему? Вероятно, нас привлекают благородные смелые люди, чья совесть не запятнана грязными темными делишками, и нам безразлично, в каком веке и в какой стране, на каком языке были написаны каждая из этих книг. Нам в равной степени интересны подвиги рыцарей короля Артура, смелые поступки Гарри Поттера и его друзей, мгновенное решение мальчика из рассказа «Рыцарь Вася», стремление школьников из книги Г. Галаховой «Рыцари без страха, но не без упрека», к благородным деяниям. Так и пересекаются между собой времена и страны, культуры этих стран, в понятном всем стремлении: чтобы были благородные, достойные, смелые люди, которым можно доверять. В этом заключается одна из сторон диалога культур.

Вопросы и задания к уроку

1. Рассмотрите репродукцию картины «Акколада» (1901 год), художник Эдмунд Лейтон (Великобритания).

Вопросы: Какой момент жизни рыцаря изображен на картине? (Подсказка: название картины - это название происходящего на картине).

Что значит слово «Акколада»?

Что за люди в проеме дверей зала наблюдают за этой процедурой: знатные люди, рыцари, прислуга, гости?

Почему у мальчика, стоящего первым, в руках щит с такой же символикой, что и на спине коленопреклоненного перед королевой мужчины?

Кто этот мальчик по своим занятиям, какое он имеет отношение к происходящему?

Почему в руках у королевы обнаженный меч?

Какова роль красного, черного цветов в эпоху рыцарства (этот вопрос может стать темой вашего проекта).

Прочитайте, что символизировал орел - именно орел изображен на гербовом щите.

2. Перечитайте эпизод битвы синего и золотого рыцарей. Как вы думаете, зачем рыцарям в битве наряд одного цвета? (Когда вы будете читать роман Вальтера Скотта «Айвенго» вы встретите и там Черного рыцаря).

3. Как вы думаете, почему до сих пор тема рыцарства в литературе продолжается - ведь рыцарей уже нет?

4. Прочитайте фрагменты, цитаты из рассказа Юрия Яковлева «Рыцарь Вася»:

«Приятели называли его тюфяком», «А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в пернатом шлеме с опущенным забралом, на белом коне с раздувающимися ноздрями. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена – Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря» «Почему природа перепутала и вложила гордое серджце ДО-Кихота в толстую, неуклюжую оболочку Санчо Панса? Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично»

«-Рыбаков выйди к доске и объясни решение задачи. Он плелся к доске, задевая ногой парты, и долго сжимал в пальцах мел, словно хотел из него что-то выжать. Решая задачу, он так сопел, словно в руке у него был не мелок, а тяжелый камень… Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи» Вопросы: Зачем писатель дал мальчику, в мечтах видящему себя рыцарем, обычное имя - Вася? Что это обещает читателю в развитии действия рассказа? Что вы ожидаете от этого рассказа? Совершит ли школьник подвиг?

Прочитайте продолжение и финал рассказа «Рыцарь Вася» Ю.Я.Яковлева: «Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалева, который размахивал руками и кричал: - Тонет! Тонет! - Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк. - Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лед провалился. Что стоишь?! Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: "Что же ты не поможешь ему?" Но он был тюфяком и не догадался этого сделать. Он посмотрел на замерзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда. Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лед. Лед слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче. Димка Ковалев оживился. Он снова стал махать руками и кричать: - Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам... Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх. А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова. Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лед может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном. Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде. Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряженно выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лед. Наконец первоклассник очутился на льду. Он шел, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слезы. Когда они вышли на берег, Ковалев оживился. - Ты ноги промочил, - сказал он товарищу, - беги домой, а пацана я сам доведу. Тюфяк посмотрел на спасенного им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал: - Валяй! Ковалев схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его. Тюфяк поплелся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и легкий озноб. Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода. - Что это? - спросила мама, недовольно глядя на перепачканный паркет. - Промочил ноги, - растягивая слова, ответил мальчик. - Где это тебя угораздило? - Мама пожала плечами и пошла за тряпкой. Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну и одолевала зевота, и даже в теплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и зажмурил глаза. Неожиданно он подумал, что если бы на нем были тяжелые рыцарские доспехи, то лед сразу бы проломился и он не сумел бы спасти пацана. Он быстро уснул.

...На другой день, когда после второго звонка он вошел в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплелся на четвертый этаж. Когда он вошел в зал, все уже построились большой буквой "П". Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду. В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалев спас первоклассника, провалившегося под лед, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика. Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем ее сына. Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалева. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врет - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно, и все три бугорка покраснели.

В конце концов он и сам поверил, что Димка - герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже. Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам. И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплелся обратно на второй этаж. Он с трудом протиснулся за парту - сдвинул ее с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила».

Вопросы: Как вы думаете, Вася поступил как рыцарь или как тюфяк, не заявив на школьной линейке о том, что именно он спас малыша-первоклашку на реке? Как получилось, что никто не знал, каким человеком на самом деле был Вася?

5. Сравните образ рыцаря Ланселота в Легендах о короле Артуре и в пьесе Е.Л.Шварца «Дракон» (вы ее читали) на основе двух эпизодов:

1). Из «Легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола»: «Смущенные рыцари поникла головами и молчали. В эту минуту перед королем предстал Ланселот. -Позволь мне, государь, доставить сюда рыцаря-тирана, - попросил он. Тогда ты по справедливости воздашь ему за бесчинство. -Боюсь, Ланселот, ты чересчур молод, чтобы противостоять такому сильному рыцарю, - заметил Артур. - Я только предам ему твои слова,- возразил Ланселот, - он не посмеет оскорбить королевского посланца. - Возьми с собой двух дюжих оруженосцев, - согласился король,- и предупреди сэра Карадока, что, если он вместе с тобой не явится ко мен держать ответ, я сам приду наказать его и сожгу Замок скорби дотла. Многие молодые люди, завидовавшие ловкости и мужеству Ланселота, втайне ликовали, надеясь, что сэра Карадок убьет юношу и они избавятся от соперника. Спустя два дня Ланселот вернулся ко двору короля и привел за собой привязного к коню злого рыцаря в измятом, испачканном и изорванном платье, который не переставая ругал Ланселота».

2) Из пьесы Е.Л.Шварца «Дракон» «Ланцелот. Я знаю все, Эльза. Эльза. Знаешь? Ланцелот. Да. Эльза. Откуда? Ланцелот. В Черных горах, недалеко от хижины дровосека, есть огромная пещера. И в пещере этой лежит книга, жалобная книга, исписанная почти до конца. К ней никто не прикасается, но страница за страницей прибавляется к написанным прежним, прибавляется каждый день. Кто пишет? Мир! Записаны, записаны все преступления преступников, все несчастья страдающих напрасно. Генрих и бургомистр на цыпочках направляются к двери. Эльза. И ты прочел там о нас? Ланцелот. Да, Эльза. Эй, вы там! Убийцы! Ни с места! Бургомистр. Ну почему же так резко? Ланцелот. Потому что я не тот, что год назад. Я освободил вас, а вы что сделали?»

6. Рассмотрите репродукцию картины Васнецова «Витязь на распутье».

Кто перед нами? Витязь и рыцарь - одно и то же? Что похожее вы можете заметить во внешнем виде и в поведении древнерусского богатыря и западноевропейског рыцаря.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.