logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Вы знаете, что человек Средневековья воспринимал окружающий его мир совсем не так, как воспринимаем его мы. И, как правило, поступал так, как поступил бы очень редкий современный человек. С нашей точки зрения, нелогично и странно. Так, знакомый вам главный герой «Песни о Роланде» наблюдает за гибелью своего малочисленного отряда и погибает сам, но отказывается обратиться за помощью к Карлу Великому. Ведь стоило ему лишь протрубить в рог, как ведомое императором христианское войско без труда разгромило бы полчища сарацин. Но граф Роланд молчит и тем губит своих товарищей.

Другой пример: один из средневековых европейских королей приказывает положить на гроб святого обращенное к нему письмо и отсутствие ответа расценивает как нежелание святого общаться, как отказ выполнить королевскую просьбу. О невозможности письменного общения со святыми человек той эпохи даже не подозревал.

Народные английские баллады (произведения, не имеющие одного автора и предназначенные для пения) создавались, исполнялись, а позже и записывались в эпоху Средневековья, а значит, для правильного их понимания нам необходимо посмотреть на мир глазами человека того времени, попытаться оценить его поступки, исходя из моральных норм его же эпохи. И тогда поражающая воображение кровожадность положительного героя баллады окажется проявлением его удали, не более того.

Например, в цикл баллад о «Короле разбойников и главе добрых молодцов» знаменитом Робин Гуде входит довольно странная для современного человека песня «Робин Гуд и лесники». Из баллады следует, что пятнадцатилетний Робин, юноша рослый и отважный, следует в Ноттингам по лесной дороге и встречает пятнадцать пирующих лесников (для человеческого возраста 15 - число явно незначительное, для количества дерзких врагов – больше чем достаточное). В своем лесу лесники чувствуют себя как дома, беззаботно поглощают «пиво, эль и вино», по этой причине пребывают в превосходном расположении духа, о подстерегающей их опасности не подозревают и охотно отвечают на вопрос Робин Гуда: «Какие новости, какие новости?». Абсолютно беззлобно, скорее, добродушно, лесники смеются над самонадеянным юношей, собравшимся на турнир лучников, и охотно заключают с ним пари: «На двадцать марок, - Робин Гуд ответил, - спорь со мной, и на сто сажень попаду в оленя я стрелой». Убедившись в феноменальной меткости молодого стрелка, подвыпившие мужчины своего пренебрежительного отношения к нему не меняют, проспоренные 20 фунтов выплачивать отказываются, Робин Гуда изгоняют и тем подписывают себе смертный приговор. И вот здесь современный читатель видит очевидное противоречие: с одной стороны, умелый стрелок Робин Гуд безжалостно и хладнокровно расстреливает не ожидающих нападения и не готовых к отражению атаки людей, с другой – лук, из которого он истребляет беспомощных оппонентов, в тексте баллады назван благородным и назван так неоднократно. Для автора баллады этот поступок выдает в Робин Гуде не обидчивого убийцу, а благородного человека, не терпящего пренебрежительного к себе отношения, обмана и оскорбления.

Конечно, вы помните, что сцена аналогичного истребления беспечных противников была описана в эпической поэме Гомера «Одиссея». Как и в английской балладе, женихи Пенелопы уничтожались из лука, и в их убийстве также участвовал оскорбленный юноша. Но согласитесь: обиды, нанесенные Одиссею Антиноем и его товарищами, были куда более тяжкими, чем то оскорбление, которому подвергся пылкий Робин Гуд. Как бы неправы не были несчастные лесники, Робин Гуд не дал им возможности ни защититься, ни спастись. Более того, быстро и умело уничтожив четырнадцать оппонентов, главного из них, того самого, кто этот спор затеял, благородный юноша не просто убил, а воспрепятствовал его бегству, поставил перед собой («вернул его опять»), произнес свой приговор и только после этого хладнокровно расстрелял. Из речи, обращенной к ожидающему своей смерти леснику, следует, что Робин Гуд готов расправиться с любым (именно расправиться, а не выйти на честный поединок), кто усомнится в его снайперских способностях: «И молвил: «Вновь не скажешь ты, что я стрелок плохой!» И голову ему разбил он надвое стрелой».

Эта кровавая история приведением приговора в исполнение не заканчивается и получает продолжение. Жители Ноттингама спешат схватить убийцу пятнадцати лесников, но тот осыпает их стрелами и скрывается в лесу. Для человека, способного поразить оленя на расстоянии в сто сажень или за считанные мгновения расстрелять пятнадцать лесников, бедные ноттингамцы особенной угрозы не представляли и могли бы стать легкой добычей Робин Гуда. Но тот их не убивает, а лишь калечит: «Один остался без руки и без ноги другой. А Робин, взяв свой лук, ушел в зеленый лес густой».

Кажется, «веселый молодец» не столько старается остановить своих врагов, сколько играет с ними, в то время, как автор баллады любуется его удалью и отвагой. Точно так же неизвестный русский автор средневековой «Повести о Еруслане Лазаревиче» с большим удовольствием рассказывает о своем герое, что в детстве он обладал такой физической силой, что играя с другими детьми, отрывал им то руки, то ноги. Пятнадцатилетний Робин меток настолько же, насколько Еруслан силен. Конечно, Робин Гуд – молодец смелый и отлично владеющий благородным луком. Эти его черты являются важными, но не они сделали знаменитого Локсли национальным героем Англии. Главное его качество - справедливость, представление о которой в течение столетий не менялось никогда, а потому здесь нет необходимости говорить об особом мировосприятии человека Средневековья. В стране, где всей полнотой власти обладают беззаконные правители, роль судьи переходит к благородному разбойнику. В Шервудском лесу неправедно обогатившийся негодяй прощается со своим кошельком, а человек, ограбленный шерифом или епископом, получает от «главы добрых молодцев» еду, одежду и деньги.

Например, в балладе «Робин Гуд и мясники» «король разбойников» заманивает своего злейшего врага – жадного и беззаконного шерифа Ноттингемского в свои владения и взыскивает с него «три сотенки звонких монет», после чего с позором отпускает. В то же время в балладе «Робин Гуд и сэр Ричард Ли» приглашенному к лесному столу рыцарю Робин Гуд сначала насмешливо (как и шерифу) предлагает расплатиться за угощение («неужто нам, простым стрелкам, за рыцаря платить?»), а затем, узнав, что его гость хоть и благородный, но бедняк, задолжавший аббату «четыре сотни золотых», выдает должнику всю сумму без остатка. Если же Робин Гуд покидает свои лесные владения и оказывается на земле шерифа, то и там он находит способ восстановить справедливость и благополучно вернуться домой.

В балладе «Робин Гуд и шериф», своим началом напоминающей балладу «Робин Гуд и лесники», «король разбойников» спрашивает у встретившейся ему «старой вдовы» о городских новостях, но, в отличие от себя пятнадцатилетнего, не вступает с ней в спор, а берется спасти от незаслуженной казни трех ее сыновей и свое обещание выполняет. На протяжении всего цикла баллад врагами взрослого Робин Гуда являются подлые, трусливые и алчные правители Ноттингама, шериф и епископ. Люди честные, благородные и сильные с радостью становятся друзьями или подданными «лесного короля». Самым ярким из них надо признать знаменитого силача Джона, называемого в насмешку Маленьким Джоном. Этот гигант высотой в семь футов (как вы уже заметили, авторы баллад любили указывать точные цифры и числа) встретился с самим Робин Гудом на узком мосту и после упорной схватки сбросил его в воду. Медвежьей силой и упорством Маленький Джон заслужил расположение предводителя разбойников и был приглашен стать семидесятым членом лесного братства. Интересно, что по прошествии некоторого времени Маленький Джон последовал примеру Робин Гуда, повздорил и вступил в единоборство с «крепким поваром» и после безуспешных попыток умертвить противника пригласил его в Шервудский лес.

Образы Робин Гуда и его соратников (в самом прямом смысле этого слова) оказались настолько обаятельными, а идея «лесного правосудия» настолько привлекательной, что сюжеты баллад о «короле разбойников и главе добрых молодцов» были востребованы литературой 19 века и активно разрабатывались, например, Вальтер Скоттом. Появившийся в самом начале романа «Айвенго» неизвестный йомен в зеленом кафтане со временем получил имя Дика Самострела, затем Локсли и, наконец, оказался знаменитым разбойником Робин Гудом, в лесном царстве которого господствуют поразившие Ричарда Львиное Сердце порядок и справедливость. Пришел этот образ и в русскую литературу: главный герой повести А.С.Пушкина «Дубровский» - благородный разбойник, шайка которого скрывается в лесу и грабит исключительно негодяев. Но об этих произведениях вы узнаете в свое время.`

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.