logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Сегодня мы продолжим разговор о древнегреческих мифах, которые описывали буквально все стороны жизни античного человека, который с помощью мифов пытался объяснить мир, природные явления, историю городов и государств. Многие мифы объединялись в циклы, посвященные одному или нескольким значительным событиям.

Пожалуй, наиболее известным является Троянский цикл мифов, в котором изображаются события десятилетней осады греками города Трои, иначе называвшейся Илионом и располагавшейся в Малой Азии на побережье Эгейского моря. Необходимо помнить, что мифы распространялись изустно, поэтому единого связного изложения Троянского мифа не существует. Его можно только заново реконструировать, как бы составить из отдельных фрагментов, вошедших в разные произведения древней литературы и устного народного творчества, в частности, в трагедии Софокла, Еврипида, в поэме Вергилия «Энеида» и, главным образом, в гомеровские поэмы – «Илиада» и «Одиссея».

Сама фигура Гомера тоже во многом легендарная, мифологическая. О его жизни и творчестве существуют разные мнения. Принято считать, что первая из двух великих эпических греческих поэм возникла в IX – VIII вв. до нашей эры. Двенадцать песен «Илиады» впервые были переведены на русский язык известным русским поэтом, современником Пушкина, Николаем Гнедичем, которому удалось передать по-русски звучание древнего гекзаметра – особого стихотворного размера, которым написана «Илиада». «Гнев, богиня, воспой Ахиллеса, Пелеева сына», – так звучит знаменитая первая строка «Илиады» в переводе Гнедича.

В «Илиаде» описывается несколько последних месяцев осады Трои, длившейся целых десять лет. Какие же события предшествовали финальным битвам Троянской войны? В этих событиях переплелись судьбы трех будущих персонажей «Илиады» – Елены, Ахилла и Париса. Прекрасная как богиня Елена была дочерью Леды и повелителя олимпийских богов Зевса. Ее красота ослепляла богов и людей. Елена была похищена великим героем Тесеем, но освобождена из плена своими братьями Кастором и Поллуксом. Ее отец Тиндарей не решился отдать ее руку и сердце одному из многочисленных женихов, он понимал, что какой бы выбор он ни сделал, это обязательно приведет к раздорам и войнам. Право выбора было дано самой Елене – ее избранником стал Менелай, после смерти Тиндарея ставший царем Спарты, одного из известных греческих государств. Великий герой Ахилл был рожден в браке героя Пелея и богини Фетиды. Сам Зевс воспылал к ней любовью, однако устрашился предсказанию Прометея о том, что Фетида родит ему сына, который превзойдет отца своей мощью. Именно поэтому Фетиду получил в жены Пелей. По случаю свадьбы Пелея и Фетиды боги устроили пир в пещере мудрого кентавра Хирона. И все было бы хорошо, если бы не вмешалась мстительная Рида, богиня раздора, которую не позвали на пир. Она коварно положила на пиршественный стол золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Немедленно возник спор между тремя великими богинями – супругой Зевса Герой, воинственной и мудрой Афиной и богиней любви Афродиты. Громовержец Зевс отказался быть судьей в споре – по его приказу бог Гермес предложил выбрать прекраснейшую богиню Парису, сыну царя Трои Приама. Жизнь Париса также была предопределена прорицанием, согласно которому он должен был стать виновником гибели Трои. Устрашились этого Приам и царица Гекуба и приказали оставить сына в лесной чаще, где его, как им казалось, ждала неминуемая смерть. Парис был вскормлен медведицей и мирно жил среди пастухов. Именно ему суждено было выбрать прекраснейшую из трех великих богинь. Каждая из них посулила Приаму за выбор в ее пользу щедрый дар: Гера обещала власть над многими государствами, Афина – воинские победы, а Афродита – прекрасную Елену. Юноша не раздумывая сделал свой выбор – любовь Елены была для него дороже власти и воинской славы.

Как мы видим, поводом для многолетней Троянской войны послужила ситуация, казалось бы, очень простая, бытовая – Парис похитил жену Менелая Елену и увез ее в Трою к радости своих родителей, считавших его погибшим.

Поэма состоит из двенадцати песен, в первой песне описан раздор в стане осаждающих Трою греков (ахейцев) – брат Менелая Агамемнон отнимает у великого воина Ахилла его любимую пленницу Брисеиду. Эта несправедливость вызывает гнев Ахилла, описанный в самых первых строчках поэмы. Ахилл отказывается воевать, ахейцы лишаются своего самого великого воина. Вторая песнь содержит список ахейских племен, осаждающих Трою, среди них карийцы, ликийцы, меоны и многие другие. Важно, что каждому племени, каждому герою покровительствуют боги, незримо участвующие в войне – одни на стороне троянцев, иные на стороне греков.

Очень важны в «Илиаде» не только пространные описания, но и поединки – так, в третьей песне Менелай побеждает в поединке своего обидчика Париса, которого спасает от смерти его божественная покровительница Афродита. Долгие годы ни одна из воюющих сторон не может одержать верх – на стороне ахейцев Афина, Гера и Посейдон, троянцам помогают Аполлон, Арес и Афродита. Среди троянцев также есть великий воин – один из сыновей царя Приама Гектор. В седьмой песне его вызов на бой принимает один из храбрейших ахейских воинов Аякс. Никто из героев не может добиться победы. Они бьются до поздней ночи и в конце концов подают друг другу руки, обмениваются дарами и мирно расходятся. Как уже говорилось, исход войны решается не только в битвах земных героев, но и зависит от воли богов. После поединка Аякса с Гектором чаша весов, казалось, готова склониться на сторону троянцев – к ним теперь благоволит сам Зевс, кроме того, обиженный Агамемноном Ахилл по-прежнему не участвует в битвах. Лишенные воинской удачи ахейцы обращаются с просьбой к Ахиллу вступить, наконец, в войну, однако он остается непреклонным, более того, троянцы едва не сожгли греческий флот. Ахейцам помогла богиня Гера – на время усыпившая бдительность своего божественного супруга Зевса, покровителя троянцев. В яростной битве у кораблей гибнет друг Ахилла Патрокл, сраженный Гектором. Эта смерть побуждает, наконец, Ахилла вернуться к войне, в смертельной схватке он сражает убийцу Патрокла. Яростный Ахилл готов был ворваться в Трою, что неминуемо окончилось бы победой ахейцев. Но на его пути встал бог Аполлон, остановивший героя грозным окликом. Ослепленный жаждой мести Ахилл готов был угрожать самому Аполлону. В ответ Аполлон чудесным образом направил стрелу Париса в единственное слабое место неуязвимого героя – его пятку. Согласно легенде, Фетида погрузила своего сына Ахилла в воды Стикса, реки, протекавшей в царстве мертвых – все тело героя стало неуязвимым для вражеских стрел, за исключением одной только пятки, за которую и держала его мать. Смерть Ахилла не остановила греков, но их воинские усилия не приводили к успеху. Грекам помогла хитрость, которую придумал главный герой второй поэмы Гомера Одиссей. По его совету греки построили огромного деревянного коня, в котором поместилось все их войско. После долгих сомнений троянцы решили ввезти коня внутрь крепостных стен. Вырвавшиеся из деревянного сооружения ахейцы устроили в священном городе бойню.

Так завершилась великая война. Погибла все население Трои за исключением героя Энея, который вынес на руках из пылающего города своего старого отца Анхиза. Именно потомкам Энея суждено было стать основателем Рима. Можно сказать, что великая поэма Гомера посвящена трем вечным темам: судьба, война, любовь. Судьбу греки понимали как некую предопределенность, заранее известный исход событий, рок, от которого невозможно уйти. Жизнь людей и богов определялась прорицаниями оракулов, умевших предвидеть будущее. Каждый, кто узнал свою судьбу, пытался ей противостоять, подобно Зевсу, уклонившемуся от союза с Фетидой, или родителям Париса, пытавшимся умертвить своего сына.

Все события «Илиады», по сути дела, вызваны действиями людей и покровительствующих им богов, которые пытаются на свой лад перекроить судьбу. Любовь древние греки понимали и как чувство, возникающее между людьми или богами, и одновременно как всемогущий эрос – великая энергия миротворения, управляющая стихиями природы. Подобно любви и война тоже двойственна – это не просто столкновение отдельных героев, государств, воинских дружин, но и противостояние мировых божественных сил. Вот почему в великой поэме Гомера речь идет об обычных земных событиях, имеющих второй всемирный символический смысл. Простая измена жены мужу оказывается причиной великой войны. Взятие ахейскими племенами Трои означает гибель целого мира, окончание греческой древности и начало эпохи древнего Рима.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.