logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Добрый день, сегодня мы продолжаем разговор о мифах. Вы уже знаете, что мифологические истории – это рассказы о богах, героях и людях, которые призваны объяснить происхождение мира и рода людского, показать, как человек взаимодействует с теми силами, которые заведомо выше, мощнее его – силами природы, вселенной и т.д. Вы также помните, что мифы Древней Греции были усвоены в более поздние столетия в Римской империи, при этом герои греческих мифов получили римские имена.

Очень важно сказать о том, что мифы объясняют не только происхождение богов, стихий, природных сил, но и содержат в себе рассказы о происхождении человека, рода людского. Согласно мифам древних греков, род людской создавался всесильными богами несколько раз, и можно говорить о разных поколениях человечества и о разных эпохах его жизни в понимании древних греков.

Если начинать с конца, то итоговой, пятой эпохой жизни человечества был железный век, который, согласно представлениям древних, может продолжаться бесконечно долго. Этот век продолжается и поныне, поскольку живущее в нем пятое поколение людей наиболее далеко от божественного идеала – люди железного века забыли заветы богов, они бунтуют против них, совершают преступления, ведут несправедливые войны, поклоняются злу, а не добру. А вот первым веком был золотой – эпоха идеального человечества людей, живших без греха, почитавших богов и отличавшихся от них только тем, что не обладали даром бессмертия. Впрочем, и смерть не была для людей золотого века неисправимым несчастьем: после ухода из земного мира они превращались в духов – покровителей новых поколений людей. Движение от первого поколения людей к пятому показывает, насколько тернист и сложен был путь развития человечества в представлениях древних создателей мифов. Человек все дальше уходил от божественной воли, и этот процесс, конечно, достоин осуждения и порицания. Однако вместе с тем происходит и обратное: люди обретали самостоятельность и ответственность, силу и мудрость именно по мере отдаления от полной зависимости от божественной воли, которая царствовала в золотом веке. Существует и правильный выбор между абсолютным счастьем полного бессилия и зависимости от высшей воли с одной стороны и несчастьями и грехами, неизбежно сопутствующими обретению независимости и силы. Очень интересно четвертое поколение людей, предшествующее железному веку. Это век героев-полубогов, которые, как правило, рождены от браков бессмертных обитателей Олимпа и обычных людей.

Слово «герой» в понимании греков означает нечто другое по сравнению с тем смыслом, который мы вкладываем в это слово сейчас. В современном понимании, герой – это человек, который совершает подвиг во имя некой большой правды, истины, требующей от него принесения в жертву самого дорогого, очень часто – жизни. Геройский поступок, подвиг – результат сознательного усилия, отказа от тех ценностей, которые свойственны обычным людям, в пользу великой правды, олицетворяющей интересы многих людей, окружающих героя, его соотечественников, граждан страны, ведущей справедливую войну и т.д. Древний герой действует не столько в результате личного самоотвержения и отказа от собственных интересов, он является своеобразным посредником между богом и людьми, его поступки, подвиги – знак осуществления божественной воли. И они совершаются как будто бы помимо его собственного желания. Высшая ценность для героя, идеальная оценка выполнения им своей миссии – быть посредником между небожителями и обитателями земли – обретение бессмертия. Пожалуй, самым знаменитым из греческих героев был Геракл, родившийся от союза повелителя богов олимпийца Зевса и земной женщины Алкмены. Его рождению предшествовала очень непростая история: Алкмена и ее земной супруг Амфитрион принадлежали к славному роду Персея, совершившего немало подвигов по воле богов, победителю медузы Горгоны (чудовища с женским лицом и змеями вместо волос).

Вообще проблема рода, семейной преемственности очень важна в греческих мифах, роды и поколения богов на протяжении долгого времени сложно взаимодействуют с разными семействами царей и героев. При этом вина или, наоборот, добродетель передаются из поколения в поколение, правнуки часто оказывается ответственным за провинности дедов и прадедов. Именно эта тема – важность родовой семейной традиции – сыграла роковую роль в судьбе Геракла. Богиня Гера, ревнивая супруга Зевса, принудила своего мужа поклясться в том, что первый из вновь родившихся потомков рода Персея будет повелевать своими соплеменниками. Гера не могла простить Зевсу его неверности, а он был убежден в том, что именно потомок его союза с Алкменой (будущий Геракл) родится героем. Однако волею Геры первым на свет появился немощный и слабовольный Эврисфей, потомок другой ветки наследников Персея. В семьях богов ссоры были столь же обычны, как и у людей. После жаркого спора божественные супруги согласились в том, что для достижения высшей степени могущества Гераклу нужно будет сначала подчиниться Эврисфею и совершить 12 героических поступков. Это и были вошедшие в пословицы 12 подвигов героя Геракла.

Мы скажем несколько слов лишь о некоторых, наиболее известных. Второй подвиг – победа над Лернейской гидрой – чудовищем с телом змеи и девятью драконьими головами. Этот мотив, кстати говоря, очень напоминает аналогичные сюжеты из волшебных сказок или русских былин. Главная трудность для Геракла состояла в том, что вместо каждой отрубленной головы у гидры вырастали две новые.

Каждый из подвигов Геракла имеет символическое значение; битва с Лернейской гидрой – это изображение борьбы со злом как таковым, многоголовым, устрашающим, не поддающимся прямому натиску. В качестве шестого подвига Геракл совершил поступок, казалось бы, не самый героический – он за один день очистил от навоза огромный скотный двор Авгия, царя Элиды, обладателя многочисленных стад, дарованных ему отцом, лучезарным богом солнца Гелиосом. Геракл заключил с Авгием пари, и Авгий согласился уступить ему десятую часть своих стад, поскольку был убежден, что в одночасье избавить от нечистот его конюшни совершенно невозможно. Геракл выиграл спор – он отвел в направлении скотного двора русла двух окрестных рек и потоки воды стремительно очистили авгиевы конюшни. С тех пор также вошедшее в пословицу на разных языках мира «очистить авгиевы конюшни» значит решиться на дело, которое откладываешь изо дня в день, из года в год, одним махом решить проблемы, которые накапливались в течение долгого времени и казались неразрешимыми.

Одиннадцатый подвиг Геракла – укрощение ужасного сторожевого пса, трехглавого дракона Кербера (иногда произносят по-другому – Цербера), охранявшего вход в подземное царство мертвых. Много опасных приключений претерпел Геракл, путешествуя по мрачному царству теней, повелитель которого бог-олимпиец Аид предложил Гераклу трудную задачу. По воле Аида Геракл сможет привести Кербера к Эврисфею только в том случае, если укротит его в схватке. И этот подвиг Геракл совершил с честью. Совсем немного оставалось до окончания его служения царевичу Эврисфею, которое сулило желанное причисление к лику бессмертных богов.`

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.