logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

В прошлом учебном году мы говорили о мифе, фольклоре, литературе, а также о священных книгах человечества, в которых миф, фольклор и литература объединяются. Вы узнали, что такое ритм, познакомились со стихотворными размерами.

Вопрос и задание на повторение изученного материала.

Самостоятельно дайте определение: что такое ритм? Какие стихотворные размеры и почему мы называем двусложными? Нарисуйте в рабочей тетради схему ямба и хорея. Также вы узнали, что такое жанр: устойчивая форма словесного творчества. Зная, к какому жанру относится то или иное произведение, мы можем заранее настроиться на определенную волну. В романе нас ожидает встреча со множеством персонажей, которые участвуют в разнообразных событиях, необязательно героических. В эпической поэме появятся бесстрашные герои, которые совершают подвиги и побеждают в великих битвах. А персонажи волшебной сказки обязательно попадут в удивительные обстоятельства, столкнутся с чудесами и таинственными превращениями.

Вопрос и задание на повторение изученного материала.

А какие еще жанры мы изучали в 5 классе? На что они настраивают читателя и слушателя? К рассказу о каких событиях готовят и общение с какими героями обещают?

Говоря о жанрах, мы недаром повторяли слова «персонаж», «герой», «героический», «подвиг». Потому что сквозная тема курса литературы в шестом классе будет связана именно с этими понятиями – герой, героизм, героика, подвиг. Мы будем обращаться, конечно, и к мифу, который рассказывает о героях, равных богам, и к фольклору, но прежде всего сосредоточимся на литературе, герои которой чаще всего – обычные люди. Однако прежде чем двигаться дальше, постараемся определить значение слов, которые нам предстоит постоянно использовать. И для этого обратимся к помощи толковых и этимологических словарей.

Задание

Самостоятельно, с помощью поисковых систем, узнайте, чем толковые словари отличаются от этимологических и что значит само слово – этимология). Итак, обратимся к слову «герой». Откуда оно пришло к нам? Оттуда же, откуда его позаимствовали все европейские языки (и откуда пришли все ключевые понятия истории литературы) – из древнегреческого языка. В древнегреческом языке слово ρως («герос») означало – доблестный муж, защитник, то есть человек, способный оборонить нас от врагов, руководящий нами. Это значение сохранилось и в русском слове герой. Правда, в восемнадцатом веке и вплоть до начала девятнадцатого, наши предки произносили и писали его иначе – ирой, ироический. Но потом утвердилось другое написание, принятое в современном языке – «герой». Сегодня слово имеет два значения; оба нам пригодятся. Одно из этих значений в большей степени связано с нашим жизненным опытом, чем с литературой. Его разъясняет «Толковый словарь» под редакцией известного советского ученого-лингвиста Сергея Ожегова . (Этот словарь вам будет нужен постоянно на протяжении многих лет, так что, привыкайте им пользоваться). «Герой – выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиг».

Задание

Самостоятельно найдите в словаре под редакцией С. А. Ожегова и Н. Ю. Шведовой определение слова «подвиг». В работе можете пользоваться электронным ресурсом http://www.ozhegov.org. Теперь вы знаетесловарное определение, и мы можем спросить сами себя: а с какими поступками и событиями связаны наши представления о подвиге? Прежде всего, конечно, с героизмом, проявленным на войне. Подвиг солдата, подвиг полководца на поле боя… Но не только. Часто мы говорим об ученом: «Он настоящий подвижник», имея в виду, что ученый жертвует всем своим временем, всеми силами ради науки. Без подвижничества, то есть без ежедневного подвига ради учеников, невозможна и профессия учителя. Ежедневный подвиг совершают семьи, взявшие на воспитание сирот, и полюбившие их как своих собственных детей. Значит, героизм люди проявляют и на поле боя, и в обыденной жизни. Герои подают нам пример самоотверженности, демонстрируют силу и красоту человеческого духа. Перейдем ко второму значению слова «герой», связанному с литературой. Литературный герой это, прежде всего, образ человека в литературе. В отличие от героя в жизни, он совсем не обязательно совершает подвиги. Он может быть и хорошим человеком, и плохим, и сложным, неоднозначным. Поэтому применительно к литературе мы говорим о положительных и отрицательных героях.

Вопрос для самоконтроля. Вспомните рассказ Льва Николаевича Толстого «Кавказский пленник», и образы двух солдат, Жилина и Костылина. Кто из них положительный, а кто отрицательный? Самостоятельно ответьте на этот вопрос и постарайтесь обосновать свою точку зрения цитатами из рассказа Л. Н. Толстого. Кроме того, в литературе герои могут быть главными и второстепенными. Главными героями мы называем тех персонажей литературных произведений, которые находятся в центре сюжета. Кто стал героем повести Короленко «В дурном обществе», которую мы читали в прошлом году? Мальчик Вася, взявший на себя несуществующую вину, чтобы нищей страдающей девочке досталась кукла. Ни военного, ни научного подвига он не совершает. Он просто ведет себя, как должен себя вести настоящий, честный человек. Почему же он главный герой? Потому что автору интересен этот человеческий тип, этот человеческий образ. А второстепенный герой помогает раскрыть главный образ, интересующий автора.

Запомните: главный герой литературного произведения – это образ, который наиболее интересен автору в связи с его замыслом.

Итак, герои в литературе бывают главные и второстепенные, положительные и отрицательные. И тут пришла пора вернуться к слову персонаж. Герой в литературе иногда именуется персонажем. Причем, персонажи бывают и в романах, и в рассказах, и в пьесах, и в былинах, и даже в лирических стихотворениях (когда мы будем читать лирические баллады, вы в этом убедитесь). В этом учебном году мы будем читать литературные произведения, в центре которых находятся героика и героическое. Ради этого мы вернемся ненадолго к античной мифологии, чтобы познакомимся с мифами о героях, которые отличаются и от обычных людей, и от богов. Затем прочтем отрывки из великого произведения античности, эпической поэмы Гомера «Илиада», в которой рассказано о важном эпизоде многолетней войны между греками и троянцами. Узнаем, как смотрели на своих героев ранние христиане и чем они принципиально отличались от героев мифов и древнегреческих эпических поэм. Заглянем в Средние века, побываем в XIX столетии, вспомним о книгах, стихах и песнях Великой Отечественной войны, и, конечно, познакомимся с романами и повестями сегодняшних писателей, в которых действуют современные дети и подростки. Самое главное, что нам предстоит понять: представления о героях и героическом никогда не были и никогда не будут застывшими, они меняются от эпохи к эпохе. В одну эпоху люди считали, что герой не должен быть добрым. Щадить врагов он не обязан. Считаться с чувствами других людей тоже. Зато, убив достойного соперника, он обязан оказать ему почести. В другую героем считали того, кто снисходительно относится к своим врагам, а к самому себе предельно строг. Как написал в стихотворении «Герой» Александр Сергеевич Пушкин,

Оставь герою сердце – что же Он будет без него? Тиран.

Но как бы ни менялись взгляды людей, их оценки – сама мечта о героической жизни остается с человечеством всегда. Вот этим мы и будем заниматься прежде всего – размышлять о героях и подвигах, стараясь понять, в чем люди разных эпох и разных народов видели источник героизма. Читать интереснейшие книги, полные приключений и переживаний, и написанные в разные времена, сегодня, тридцать лет назад, сто, триста, а иногда за несколько тысячелетий до нас. И ставить себя на место героев. И в литературе, и в жизни.

Выполните домашнее задание. Летом вы читали книги, которые входят в список внеклассного чтения. Выберите на свое усмотрение одну из прочитанных летом книг. Кто ее главный герой? Какие герои оказываются второстепенными и почему? Укажите на положительных и отрицательных героев. И нарисуйте в рабочей тетради систему персонажей.`

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.