logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока:1) сформировать понимание необходимости изучения литературы; 2) развивать творческие способности учащихся; 3) воспитывать интерес к изучению литературы. 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

–  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

 – умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

Приветствие.

Это первый урок в новом учебном году. До сих пор вы занимались литературным чтением, а теперь наш предмет называется несколько иначе – литература. Казалось бы, какая разница, здесь литература, там литература, поменялось немногое. Но на самом деле разница огромная. До сих пор вы должны были научиться читать и понимать прочитанное.  А в этом году мы будем учиться понимать – с помощью литературы, через книгу – самих себя, своих друзей, свой народ, чужие народы. Потому что вся литература говорит об этом – о том, как понимать человека и окружающий его мир.

От какого же слова образовано понятие «литература»?

От латинского слова lit(t)eratura – написанное. В свою очередь, это слово образовано от другого – lit(t)era, буква. Получается, что литература – это то, что написано буквами.

Но всегда ли мы с вами будем изучать именно то, что НАПИСАНО? Давайте вспомним: вы уже читали произведения фольклора, устного народного творчества. Само понятие «фольклор» исключает буквы и предполагает звуки, и исключает написание, потому что предполагает звучание. У книжек, которые мы с вами читаем, есть автор (он же писатель, то есть тот, кто пишет), а мы – его читатели. А в фольклоре нет никакого писателя и нет никакого читателя. Зато есть сказитель и слушатель.

Что же тогда объединяет фольклор с письменной литературой – с той литературой, к которой мы с вами привыкли? Один очень важный элемент. Этот элемент – слово.

Тот кирпичик, из которого строится вся литература, и письменная, и устная.

Но всякую ли литературу, построенную из слов, мы будем изучать в этом курсе? Нет, конечно. Потому что бывает справочная литература, бывает энциклопедическая (и вам предстоит научиться пользоваться ей самостоятельно). Есть печатные тексты, которые вроде бы рассказывают нам об окружающем мире и о месте человека в нем, но это – вообще не литература. Например, газетная статья. В газетах пишут о важных вещах, все это напечатано литерами, то есть буквами, но к литературе отношения не имеет.

Значит, не всякая литература будет нас интересовать, и не всякий напечатанный текст мы согласимся считать литературой.  Загвоздка заключается в том, что слово может быть художественным. Слово может быть искусством.  И только такое слово, которое является искусство, интересует нас с вами в рамках курса литературы.

А какой формулой можно описать художественную литературу?

Слово + воображение = художественная литература.

А фольклор попадает под эту формулу? Вроде бы да, но что-то нас смущает. Ведь слово может быть написанным, а может быть устным… Значит, формула фольклора чуть иная.

Устное слово + воображение = фольклор.

Но и эта формула не охватывает всё богатство художественной словесности. Давайте прочитаем такой, например, отрывок:

«Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни мира. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земля – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живёт и растёт на ней. Далеко же под Землей, так далеко, как далеко от нас необъятное, светлое небо, в неизмеримой глубине родился мрачный Тартар…»

Вы, наверное, узнали – это древнегреческий миф.

А миф – это фольклорное произведение?

Ну, отчасти да. Все мифы возникали, когда не было письменной литературы, зарождались в недрах устного народного творчества. Но почему-то мы не объединяем миф и фольклор, упоминаем их через запятую.

Попробуем предложить формулу мифа.

Устное слово + воображение + вера = миф.

Обратите внимание: здесь появляется вера. Мы привыкли к пушкинской мысли – «сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок». А миф – это не сказка, не ложь; создатели мифов безусловно верили в реальность своих богов и героев, в то, что они живут именно там, куда указывает миф – например, на горе Олимп….

Что же повторяется во всех трех определениях – и письменной литературы, и фольклора, и мифа?

СЛОВО.

Определение «устное» относится к мифу и фольклору. Вера – относится только к мифу. А воображение – ко всей художественной словесности в целом.

Мы сказали, что она занимается прежде всего красотой. Но ведь красота тоже бывает разная. Красотой чисел занимается математика. Красотой планеты, на которой мы с вами живем, занимается география. А литература занимается красотой человека, его внутреннего мира и мира, его окружающего. Это красота человеческого.

И сейчас мы введем еще одно важное понятие – вы должны его запомнить. Литература является предметом эстетического цикла.

Эстетика – это наука о прекрасном. И не только наука. Это в целом – представление о прекрасном. А какие еще предметы эстетического цикла вы знаете? Мировая художественная культура. Музыка. Изобразительное искусство. Литература отличается от них своим «строительным материалом»; мы сказали, что она строится из слов. Но совпадает с ними в том, что тоже занимается красотой человеческого.

Итак:

Строительный материал – слово.

Слово нас интересует только художественное, связанное с воображением и способное передавать красоту человека и окружающего его мира.

Миф – фольклор – литература.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.