logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: раскрыть содержание понятий «миф», «мифология», показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества; познакомить с мифами Древней Греции. 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

–  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

 – умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

1. Что такое «миф»? Толкование значения слова. Чем отличаются мифы в древности от современного словоупотребления типа «Мифы нашей жизни», «Легенды и мифы Древней Греции». «Миф и реальность».

Миф (mivos-mithos) - CЛОВО, произнесенное (о богах и героях - в греч. Мифологии).

2.    Миф - реальность для древних. Чудеса и фантастика мифа не условны, как в сказке (где все - и рассказчики, и слушатели - знают, «что такого не бывает»). Первобытным людям была присуща наивная вера в обязательность и повседневность чуда.

3.    Причины возникновения мифов - первобытный человек не выделял себя из окружающей среды. Из мира природы. В результате - наивное очеловечивание-человек на явления природы переносил свои черты, свойства и чувства. Боги, люди, животные-все говорят на одном, понятном всем языке. Древние, как и дети, не видели, где кончается их «Я» и начинается другое, чужое «не Я».

Часто в самых древних мифологиях (шумерской, древнеегипетской, архаической греческой) мир вокруг непонятен, дисгармоничен, полон чудовищ, подстерегающих человека, пугающих и опасных. Самый уязвимый в этом мире-человек. С этим связано то, что его (человека) вообще нет в самых древних мифах, все живет как будто своей неведомой и тайной жизнью: и камень, и животное, и растение. Человек только как часть чего-то, кого-то появляется. И вообще в этот период весь мир представляется древним как полное смешение всего со всем - образов живой природы и человека: кентавр, сфинкс, ехидна.

Культ быка в Египте связан, по всей видимости, с почитанием вождя племени, затем стал сближаться с культом фараона. В ранних текстах царь назывался «телец». 

4.    Первобытный человек-член родовой общины, поэтому для него естественно воспринимать природную жизнь  с помощью все тех же родственных отношений, связей, объединяющих предков с родителями и детьми. Так он видит весь мир природы, весь мир вообще (и землю, и подземный мир), как одну большую семью.

 5.    Древний человек, видя отдельное явление в окружающем его мире, называет его, но и связывает со всем близким этому предмету или явлению.

         (Мифы о Гефесте, Деметре, Персефне)

6.    Итак, мы уже обнаружили целый ряд черт всех древних мифологий, это тератоморфизм - от греч. teras - чудовище, фетишизм-обожествление предметов мертвой природы, которые считались обиталищем божества, зоомофизм и фитоморфизм-обожествление животных и растений. В более поздний период возникает антропоморфизм-перенесение человеческих свойств на явления природы, наделение богов человеческими чертами.

В Греции, например, было развито почитание деревьев, растений. В каждом дереве заключалась особая таинственная, магическая сила. Греки оберегали священные рощи и в более поздние времена, полагая, что ущерб дереву оскорбит или погубит древесное существо, в нем обитающее.

(Миф об Аполлоне и Дафне) 

7.    В восприятии древних миф - энциклопедия, в которой есть ответы  на все вопросы. Мифология - основной способ понимания мира и себя в нем.

Объяснить устройство вещи - это рассказать, как она делалась, описать окружающий мир - значит рассказать о его происхождении.

 8.    Мифологическое время - это то время, когда все было «не так», как теперь. Мифическое прошлое-это не просто то, что было раньше-это эпоха ПЕРВОТВОРЕНИЯ, ПЕРВОПРЕДМЕТОВ и ПЕРВОДЕЙСТВИЙ: первый огонь, первое копье, первые поступки.

9.    Мифология и религия (ритуал, обряд.)

Миф теснейшим образом связан с религией. Содержание мифа представляется верующему совершенной реальностью, и он уверен, что от мифологических персонажей зависит его судьба, что миф налагает обязательства, которые должны быть выполнены. Вот, например, фрагмент мифа времен начала Древнеегипетского царства: «Гор-бог, сын бога. В трудной борьбе со злом он защитил честь отца и стал царем Египта. Теперь каждый царь - это Гор.» Поскольку миф обладал необычайной внушающей силой, его разыгрывали как ритуал коронации, все египтяне верили в его истинность. Он требовал от них поклонения своему царю как богу. Или другой пример: известно было из мифов, что бог Тот исцелил от укуса змеи младенца Гора с помощью магического заклинания. Египтяне заучивали это заклинание, т.к. верили, что оно дает исцеление любому больному.

Но все же, что первично – обряд (ритуал, т. е. ряд действий, имеющих священное значение) или сам миф (т.е. все же повествование)?

Обряд - самая устойчивая часть религии, а мифологические представления изменчивы, забываются. Им на смену сочиняются другие, которые призваны объяснять все тот же ритуал (обряд).

При этом помним, что миф и обряд для древних единство.

Культовый миф это еще и соответствующий ритуал.

Яркий пример - мифы, связанные с обрядом инициации - посвящении мальчиков - во «взрослых».

10.   И последнее. Миф - это первоистория и первоискусство человечества. Это первая попытка связать все со всем, установив порядок и иерархию.

 Но миф - это еще и первое творческое создание человека, он сам еще не знает, что он - художник, творец, демиург!

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.