logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»; 2) показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; 3) дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества.

Ожидаемые результаты

 Личностные результаты:

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход  урока

Вы знаете, что такое миф и чем миф отличается от литературного и фольклорного произведения. Вы познакомились с древнегреческими и древнеримскими мифами, с древнегреческой и древнеримской мифологией, которая в основе очень и очень похожа на древнегреческую, только богов зовут по-разному.

Сегодня же мы поговорим о том, в чём совпадают и в чём расходятся мифы разных народов. При том, что правил, по которым составляются мифы, не существует. Тем не менее разные народы, разные цивилизации создают мифы с общей сюжетной основой. КАК это может происходить - об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Секрет в том, что главная задача мифа - объяснить, как «хаос» перешёл в «космос».

Чтобы понять, что такое мифологический хаос и что такое мифологический космос, надо вспомнить, от каких слов произошли эти понятия. Хаос по-древнегречески - разверстая пасть, открытая пасть. Представьте себе образ непонятного, дикого, архаического, сказочного животного с отверстой пастью, в которую и заглянуть-то страшно.

Космос - это порядок, упорядоченность.

И любой миф любого народа должен нам объяснить, как из тёмного хаоса возникает космос - упорядоченное пространство, упорядоченный мир, окружающий нас.

Этим занимаются мифотворцы - народы, порождающие мифы о творении. Начнем с древних греков.

Как устроен древнегреческий миф о творении? Как древние греки себе и нам объясняли происхождение мира - отделение хаоса, превращение его в космос.

В самом начале было безначальное - хаос.

Из хаоса произошла Гея - Богиня Земли.

Гея сама из себя породила Уран - звёздное небо.

А что ещё произошло из хаоса? Из хаоса произошел Эрос.

Слово Эрос по- древнегречески означает любовь. Это сила, которая соединяет всё между собой: и животный мир, и людей, и природу.

Ещё из хаоса возник страшный Тартар. Это некоторое страшное место, где царит тьма.

Ещё из хаоса возникли боги тьмы - Эрэб и Нюкта, богиня ночи.

Дальше возникли Эфир, Горы,  Море и т.д.

Ясная картина, которая объясняет весь мир, который нас окружает. Без деталей, но понятный.

Итак. порядок. Но порядок этот не обязательно прекрасный. Порядок может быть и ужасным. Мы говорили с вами, что древнегреческие боги не такие уж и добрые, они враждуют друг с другом, устраивают людям разные испытания, могут даже съедать своих собственных детей.

Итак, хаос - непонятен, в нём нет ни света, ни тьмы, ни начала, ни конца, в нём все прибывает страшной смеси. А порядок (космос) может быть и ужасен, но он уже понятен. Миф даёт человеку понимание. Не так страшно жить в мире, даже если он ужасен, когда ты понимаешь, как он устроен.

И такого рода мифология есть у разных народов.

Картина мира у древних египтян. У них хаос получил название Нун.

Из этого хаоса возникает бог Ра, бог солнца.

От бога Ра происходит Шу, Воздух, а дальше Нут, Вода и т.д.

Миф на меньшее не согласен: он объясняет, как всё произошло, не вдаваясь при этом в детали, и как всё (космос) устроено. Поэтому все мифы делятся на два вида: Космогонические и Космологические.

Космогония рассказывает нам о том, как возник мир. Космология - о том, как мир устроен.

Ещё одна группа мифов - это мифы об испытаниях, которые выпали на долю человека, потому что великие боги на человека рассердились.

Эти мифы переходят из одной цивилизации в другую, из одной эпохи в другую, от одного народа к другому, даже если эти народы друг с другом в истории не соприкасались.

Сквозной сюжет, который есть у разных народов и у разных цивилизаций, - сюжет о всемирном потопе.

О чём этот сюжет? Люди были непослушны и нарушали запреты, чем вызывали гнев богов. Тогда боги посылают людям испытания, самое страшное из них - потоп, неостановимые потоки воды, спастись от которых практически не возможно.

Об этом, например, рассказывает миф о Девкалионе и Пирре. Такие же мифы есть и Шумеро-аккадской цивилизации. Отголоски этого мифа есть в рассказе в одной из священных книг, в частности в Библии. Отголосок этого мифа есть в древневавилонской мифологии.

О том, как человечество проходило испытания, посланные ему богами, и справилось с ними, рассказывает любой миф, любая мифология.  Главные задачи, стоящие перед мифами разных стран, народов, мифологий, цивилизаций, рассказать:

-        как из хаоса возник мир

-        и как человечество прошло испытания, посланные ему богами.

Дополнительный блок:

1.  Во всех мифологиях первыми и основными являются так называемые космогонические (о происхождении космоса) и космологические(об его устройстве) мифы. Но мы уже знаем, что для древних вопрос о том, как устроено, фактически сводится к тому, как возникло. Поэтому обычно оба эти вопроса освещены в одних и тех же мифах.

Однозначно, что только в мире, где есть боги - творцы, существует Порядок и Закон, вне этого Хаос (греч. - «зеваю»,  раскрываю пасть или рот»), царство случайного. Переход от неорганизованного Хаоса к упорядоченному Космосу (греч «порядок», «устройство», «мир», «украшение») и есть внутренний смысл мифологии, даже в самых архаических ее вариантах.

Высшей ценностью обладает та точка в пространстве и времени, где совершился акт творения,  т.е. «центр мира» и  «в начале».

Вспомним, мы  уже говорили в предыдущем уроке о мифологическом времени. Календарные мифы и ритуалы, отмечающие переход от старого года к новому, каждый раз воспроизводят  своей структурой как бы рождение из хаоса космоса.

2.  Мифы о творении мира, как правило, начинаются с описания того, что предшествовало всему-собственно  небытия, хаоса.

Сравните: «Не было еще ничего: ни почвы, ни змей в этом месте. Я сотворил их там из Нуна (океана), из небытия. Не нашел я себе места, на которое я мог бы встать» (Гелиопольская версия древнеегипетского мифа творения) Или: «...все было в состоянии неизвестности, все холодное, все в молчании; все бездвижное, тихое; и пространство неба пусто...Не было ни человека, ни крабов, ни птиц, ни рыб, деревьев, пещер, камней...Ничего, что могло бы двигаться, что могло бы иметь существование»(«Пополь-Вух»,Центральная Америка)Ну все мы помним, как это происходило у греков, благодаря «Теогонии» Гесиода и поэмам Гомера.

Хаос был прежде всего, из него, из глубин этой разверстой пасти, клубясь появляются смутные очертания, бесформенные Тьма-Ночь (Нюкта) и Мрак-Эреб. Хаос родился, когда еще и Земли не было. А  от Ночи и Мрака рождаются День и Эфир. Еще одна из первостихий - это Эрос-Любовь, вовсе еще не имеющая  облика и ничем не напоминающая ни Афродиту, ни ее помощника Эрота (Амура), тех, кто в дальнейшем «отвечает» за любовь. Но благодаря Эросу, этой мощной силе, что движет миром, как считали греки,  стихии рождаются одна за другой. Следом за Хаосом родилась «широкогрудая Гея»- Земля. А вот она сама из себя рождает равное ей пространство-Уран, звездное Небо. Важно, что еще нет личных имен, а только наименования отдельных частей космоса, которые, соединяясь, рождают целостное космическое тело. Последним появляется Тартар, именуемый «сумрачным», еще тоже не совсем понятное нечто: то ли бездна, то ли что-то за пределами земли, то ли живое существо. Самой очевидной все же в этой архаической мифологии является Земля, дающая жизнь неисчислимому потомству.

3. Одним из важнейших моментов творения мира является разъединение неба и земли; создание тверди среди первоначального океана; каких-то вариантов  космической опоры - мировой горы или мирового дерева.

Образ последнего (Мировое древо) зафиксирован повсеместно - «древо жизни», «древо плодородия», «древо зла» и т. д.

Мировое древо организует все пространство жизни по вертикали - от подземного мира-царства смерти(корни) до небесного-царства богов(крона), а посредине- как раз люди, звери.

Вспомним, что у египтян,  например, небо-это богиня Нут, которую поддерживал на своих руках бог ветра и воздуха Шу, она наклонилась над землей, как над ребенком, касается пальцами рук и ног ее. Тело украшают звезды, но в то же время Нут - небесная корова, ее живот усыпан звездами, по нему проходит млечный путь, вдоль которого проплывает каждый день ладья бога солнца Ра.

А когда поссорились Нут и Геб, Шу разорвал их союз.

4.  Порядок сотворения мира соответствует такой идеальной схеме:

хаос-небо и земля-солнце, месяц (луна), звезды- время-растения-животные-человек-дом-утварь.

Как правило, один объект на первом шаге порождает два-на втором. Вот, например,  знаменитая Гелиопольская девятка египетских богов:    

 Атум (Ра)

Шу (Воздух)  

Тефнут (Влага)

Геб (Земля)

Нут (Небо

Осирис 

Исида  

Сет     

Нефтида

При этом последняя четверка - братья и сестры и супруги в то же время. Кроме того Сет станет соперником и врагом Осириса, его убийцей. Осирис- один из самых почитаемых всеегипетских богов. Это бог земледелия, производительных сил природы(поэтому его тело изображали зеленого цвета), а затем и загробного мира. Осириса, счастливо царствовавшего в Египте, подло убивает его брат Сет. Жена Осириса Исида и сестра их Нефтида находят части разрубленного тела Осириса, собирают его, и Исида сотворила  первую мумию. При этом Осирис  будто воскрес,  у них  с Исидой родился сын Гор, но Осирис покинул землю и стал править в подземном мире («Суд Осириса») Считалось, что каждый год, подобно всему растительному миру, Осирис умирает и возрождается к новой жизни. На изображениях сквозь мумию Осириса прорастают стебли злаков.

Задолго до христианства в Египте появляется миф о воскрешающем боге.

В наиболее полном виде подобная схема есть в кн. Бытия: « И сказал Бог: да будет свет... и отделил бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью...: день один. И сказал Бог: да будет твердь посреди воды... И создал Бог твердь; и отделил воду... И назвал Бог твердь небом: день вторый...» И так вплоть до седьмого дня.

5.  Один из основополагающих вопросов: «как произошло творение?»

Первый вариант – «так и было» -  без объяснений.

Второй - превращение одного в другое (австралийские предки, утомившись в путешествии, превращаются в скалы, холмы, деревья...)

Третий - очень частый - изготовление богом-демиургом-творцом: библейская космогония, где Бог - творец всего.

Четвертый - в результате борьбы поколений богов- в греческой мифологии- титанов(в том числе отца Зевса Кроноса) победили будущие олимпийские боги во главе с самим Зевсом.

Порождение происходит необычным способом - Атум изрыгает Шу и Тефнут (гелиопольская версия). А вот Птах, объявленный в Мемфисе верховным богом вместо Атума - Ра, предварительно задумал творение, а затем назвал это, потому «творил языком и сердцем», так появилось выражение «Слово бога». Птах создал весь мир «словом»- землю, небо, людей, города, храмы, ремесла, искусства... Ср. с этим  в Новом Завете: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово был Бог»).

 Как видим, так или иначе в представлении древних центром в любой мифологии является акт творения мира, который и объясняет все сущее вокруг человека и его самого.

 «Некто сотворил неким образом нечто (некоего)»

6. Миф о потопе.

Основная схема мифов о всемирном потопе такова- бог насылает на людей  потоп в наказание за плохое поведение(нарушение запретов(табу), убийство животных. Некоторые люди(чаще праведники, избранные богом)заранее извещенные, принимают меры к спасению: строят корабль(ковчег, плот, большую лодку). Ливень продолжается в течение какого-то отмеченного периода-чаще всего 7 дней. Когда он прекращается, вода спадает, на поиски суши выпускается птица, она приносит благую весть, корабль достигает суши- начинается новая жизнь,часто более праведная в согласии с божественными заповедями- люди.  Скот вновь заселяют землю.

Почему так важен этот миф? Он как бы соединяет природу и культуру-естественное право на жизнь и моральный закон, в основе которого божественные установления- завет(договор) меж богом и людьми.

7.         Древнейшим воплощением этой схемы является шумеро-аккадский миф о некоем мудром правителе  Ут-напишти (нашедший дыхание или жизнь»), который узнает о предстоящем потопе от бога-покровителя Энки, по его же совету строит ковчег, в нем переживает потоп 7 дней и ночей, получает затем «вечную жизнь», как у богов, и поселяется вместе со своей женой на острове блаженных. В знаменитом шумерском эпосе о Гильгамеше есть эпизод встречи его с названным Ут-напишти (табл.11). Версия этого же мифа есть и в поздневавилонском эпосе, где  спасенным героем оказывается праведник Атрахасис.

8.  Отголоски этого мифа мы находим и в Библии в истории о Ное.

Об этом мы еще поговорим в нашем курсе.

9. Еще одним вариантом мифа о потопе является греческий - о Девкалионе и Пирре. (читаю миф) . Совершенно очевидны параллели с библейским — вода, которая покрывает все- гибель всего живого, но нет союза бога и человека, предупреждение вообще получено от отца-титана  Прометея, нет семьи и животных кроме жены героя, но есть Парнас (в библейском- Арарат). Есть еще и посредник-вестник Гермес. Но очень важное соответствие- должна начаться новая жизнь. В греческом варианте- рождение нового народа «эллинов», т.к. именно так звали его родоначальника- Эллин-сын Девкалиона и Пирры. Поэтому и сама Греция получила в дальнейшем название Эллада.

10. И последняя версия мифа о потопе, с которой мы познакомимся,- египетская - своего рода «перевертыш» по отношению к выше озвученным- с помощью потопа удается не погубить, а спасти людей: боги решают наказать людей за их грехи, наслав на них Око Ра ( богиню Хатор-Сохмет).

И отправилась свирепая львица Хатор-Сохмет в пустыню и стала истреблять людей день и ночь. Не повиновалась она приказу Ра о возвращении и прекращении своих бесчинств. Стояла она в крови и пила ее с наслаждением. Тогда приказал Ра принести много красного камня и измельчить его в пыль, а в это время сварили слуги много ячменного пива и смешали с красной пылью и оно стало похоже на кровь. И сказал бог Ра: «Я спасу людей, снесите это туда, где свирепствует Хатор.»

И вылили сосуды на поля. Утром явилась  львица Хатор и стала лакать, и опьянела, и не узнала людей, которых собралась истребить всех до одного. И сказал ей Ра:

- Иди же, и пусть каждый год в этот день приносят тебе сосуды с пивом по числу служанок, моловших ячмень.

 (Миф возник как объяснение праздника в честь богини Хатхор - Сохмет, которой подносили пиво, заменяющее кровь человеческих жертв).

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.