logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель урока: раскрыть содержание понятий «миф», «мифология», показать активное влияние мифов на последующую культуру человечества; познакомить с мифами Древней Греции. 

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

–  использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

 – умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

1.  Вы уже многое знаете о мифологии, об истории и культуре Древней Греции.

  • Что такое миф? Зачем мифы понадобились людям древних эпох? Зачем современному человеку знать мифы?

Вы уже знаете, что мифы связаны с современной культурой, с литературой XIX – XXI веков. Сегодня мы с вами поговорим о мифе, сыгравшем, быть может,  ключевую роль в судьбе культуры, к которой мы с вами принадлежим. Это миф об олимпийских богах. Почему же именно он? Давайте попробуем разобраться.

2. Когда-то люди помещали своих богов так высоко, что они словно отрывались от земной «почвы». Этих богов боялись, трепетали перед ними, уважали, но ощутить связь с ними было невозможно. Другие божества были, наоборот, слишком близко к человеку: речные нимфы, лесной бог Фавн, всякие божественные существа, прячущиеся в листве деревьев, в траве.

  • Что вы помните об олимпийских богах?

Древние греки поместили своих любимых олимпийских богов на вершине реальной горы Олимп. Она и сегодня находится на территории Греции.

Задание

Рассмотрите карту Греции.

Найдите моря, которые омывают Балканский полуостров. Какие города, острова вам знакомы? Найдите гору Олимп на географической карте.

Если вы любите работать с картой, то можно скачать контурную карту (см. Приложение 4) и отметить на ней известные вам города, горы, острова и моря.

Олимпийские боги живут на вершине горы, люди смотрят на них снизу вверх, страшатся их гнева, вмешательства в свою жизнь. С другой стороны, они не оторваны от мира людей, не унесены в космические дали.

  • Кого из богов греки считали главным? Почему?

3.  Во главе олимпийцев великий Зевс – бог-громовержец, отвечающий за гром и молнию, управляющий небом. Его главенство не случайно – ведь боги, как и люди, делятся на поколения. Были греческие боги старшего поколения, один из них, страшный Крон, знаком вам. Он уничтожал своих божественных детей, потому что боялся, что они займут его место. Зевс, один из сыновей Крона, был спасен матерью Реей. Когда он подрос, то совершил переворот в жизни богов, заняв главенствующее место.

  • Что ещё вы знаете о Зевсе? За что в человеческом мире отвечает лично он? Почему рядом с Зевсом всегда богиня Фемида? Как вы думаете, зачем у богини правосудия на глазах повязка?

Дополнительный материал

Рассмотрите  фотографию статуи Зевса Олимпийского в Государственном Эрмитаже. Это мраморная римская копия статуи работы древнегреческого скульптура  Фидия V в. до н.э.

Статуя Зевса работы Фидия считается одним из семи чудес света. Огромный четырнадцатиметровый бог восседал на золотом троне.  Его фигура была сделана из слоновой кости и золота. Статуя Зевса простояла почти 900 лет и погибла в V в. н. э. во время пожара.

Каким скульптор изобразил бога-громовержца? Что Зевс держит в руках? Почему рядом с ним орел?

  •   Кто из богов «живёт» на Олимпе? Что вы знаете об этих богах и богинях? Чем, по мнению древних греков, боги похожи на людей, а чем отличаются?

Задание

Систематизировать информацию можно по-разному. Воспользуйтесь таблицей, чтобы собрать самую важную информацию об Олимпийских богах. Заполняйте таблицу, знакомясь с материалом урока.

Греческое имя

Чему покровительствовал

Интересная информация (атрибуты, превращения, место поклонения и т.п.)

Римское имя

На Олимпе живёт Гера – жена Зевса. Она покровительствует семье, браку, любви. Многочисленны дети Зевса. Это Афина, которая олицетворяет собой мудрость, и грозный бог брани Арес. Это богиня любви и красоты Афродита. Гефест – бог огня и кузнечного искусства. Гермес – хитрый, торговый, жульничающий бог. Аполлон – бог прекрасного, бог искусства, и  Артемида – его родная сестра-близнец. Это Дионис, как говорили греки, или Дионис – бог виноделия и виноградарства. Ну и еще некоторые боги. Этот пантеон царствует на вершине Олимпа, наслаждается бессмертием. Боги пируют в золотых чертогах, пьют нектар, амброзию. Это не вино, а совсем другой напиток, сладостный, волнующий, вдохновляющий.

  • Что вы помните о непростых отношениях олимпийских богов? Приведите примеры мифов.

Вы уже знаете, что олимпийцы не были так высоко вознесены над человечеством, чтобы не обладать человеческими недостатками. Боги ссорятся между собой, враждуют, интригуют, ревнуют, могут мстить друг другу, но всё-таки мирятся и продолжают жить вместе.

Мы сказали, что Зевс связан с громом и молнией, но у него есть «своё» дерево. Древние греки считали, что это дуб.

  • А какое растение связано, например, с Аполлоном,  покровителем искусства? Какие еще мифы о превращениях в растения или животных вам известны?

Миф о Дафне связывает с Аполлоном появление лавра, лаврового венка. Этим знаком отмечают и спортсменов; недаром именно в Древней  Греции возникла Олимпиада, которой покровительствовали боги-олимпийцы.

Аполлон – один из древнейших и самых почитаемых в Греции богов. Бог света Аполлон покровительствует музам, сопровождает их пение игрой на своей золотой кифаре.

  •  Кто такие музы? Сколько их? Имена каких муз вам известны? Как называется гора, где проводят свое время музы?

Проверка знаний

Проверить знания древнегреческой мифологии поможет тест (см. Приложение 1). 

4.  Были у олимпийских богов отдельные географические области, с которыми они чувствовали особую связь; своя, так сказать, малая родина. Греции – это маленькая материковая часть и множество островов, разбросанных по Эгейскому, Чёрному и иным морям. Например, Зевс был связан с Критом. А другие боги с другими древнегреческими островами, которых очень много и у каждого – свой неповторимый облик, своя культура.

Задание

Рассмотрите карту Греции. Найдите гору Парнас, на которой обитали музы. Найдите острова, о которых  рассказывается  в мифах. Найдите Афины, Микены, Спарту, Дельфы, Фивы. Вспомните, с именами каких богов и героев связаны эти города.

Итак, олимпийские боги победили смерть (Крон ведь убивал своих божественных детей) и не собираются ни с кем своим бессмертием делиться. И с высоты Олимпа наблюдают за жизнью людей; особенно им нравится, когда люди воюют. Они выбирают, кто какому народу окажет покровительство. И на этой вражде богов между собою основано представление древних греков о человеческой истории. Победа или поражение, конечно, зависят от твоей силы, воли и организованности, но во многом зависят они и от расположения богов.

Дополнительный материал

Познакомиться с историей и мифологией Древней Греции, проверить свои знания с помощью различных интерактивных игр.

5. Олимпийскую мифологию восприняла другая культура – римская. Римляне были мастера брать чужое. Ведь они были империей, захватили почти весь мир и научились заимствовать и присваивать чужой культурный опыт. Никакого Олимпа в римской мифологии нет, а вот олимпийские боги есть, просто они названы римскими именами. Каждому греческому олимпийскому богу соответствует римский. Зевса стали называть Юпитер. Геру стали называть Юноной. Посейдон приобрёл имя Нептун, уж это вы точно встречали. Деметра стала  Церерой, а Афина Минервой. Ареса назвали Марсом, а Афродиту Венерой и т. д.

6.  Что нового вы узнали об олимпийских богах? В чем их сходство с людьми и в чем отличие?

Дополнительный материал

На киностудии «Союзмультфильм» были созданы мультипликационные фильмы по мифам.

Знакомясь с фильмами, обратите внимание, изменил ли режиссёр содержание мифа.

Итак, олимпийские боги, победившие смерть, не во всем совершенны. В их прекрасном мире нет ни морали, ни совести. В нем есть сила, могущество, красота, мощь, непредсказуемость, все что угодно, но что такое хорошо и что такое плохо, олимпийские боги не знают. Они бессмертны, но не всемогущи. Они правят людьми, они вмешиваются в исторические события, но есть сила, которая сильнее, чем они. Эта сила – рок, судьба. Она таинственна, неуправляема, скрыта от человеческого и божественного познания. Она управляет и людьми, и богами.

Боги древних греков и римлян живут между небом и землей, но наступила другая эпоха, связанная с приходом христианства, религии, которая перенесла Бога внутрь человека. Бог больше не на Олимпе, не в траве, не в ручье, он в человеке. Человек носит своего бога внутри себя самого, и это, конечно, уже несовместимо с традиционным мифологическим сознанием.

Но недаром муза памяти Мнемозина была матерью девяти волшебных муз, сопровождающих Аполлона. Следуя её заветам, мы с вами помним о том прекрасном мифе и о том далеком времени, когда люди верили в олимпийских богов и смотрели на Олимп, как на их обиталище.

Проверка знаний.

Проверить знания по теме урока поможет контрольный тест.

Задание

Если для заполнения таблицы вам не хватило информации, то обратитесь к книге Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции».

Домашнее задание (по выбору):

1.  В русский язык из греческих мифов пришло много крылатых выражений. Выберите  любые 10  словосочетаний и  объясните их мифологическое и современное значения. Ответ дайте кратко, его можно оформить в виде таблицы.

2.  В греческих мифах упоминается большое количество диковинных животных.  Укажите название животного, дайте краткое его описание. Если возможно, найдите изображение. Ответ можно оформить в виде электронной таблицы или в виде презентации.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.