logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) познакомить учеников с понятиями «миф», «мифология»; 2) показать природу мифа как форму познания и эстетического освоения окружающего мира; 3) дать представление об активном влиянии мифов на культуру человечества; 4) показать роль языковых средств выразительности в художественных произведениях.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

 Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход  урока

1. Для русских поэтов 19 века античная культура была «родной»- они черпали оттуда образы, сюжеты, темы. Они наследовали приверженность эту у своих предшественников.  Обращенность к греческим и римским образцам века 18 го становится очевидной, если мы, к примеру, сравним греческий храм и один из многих дворцов классицизма 18 века.

2. А с начала 19 века вырабатывается такой новый легкий поэтический язык, создается поэтический мир, где, как дома, обитают нимфы (а это могут быть просто знакомые поэтов или балерины, например), музы(приносящие вдохновение), могут появиться сатиры, вакханки.(примеры?)

Более того так вообще говорили люди просвещенного круга между собой, использовать крылатые выражения из мифологии  было модно, например такие: «в объятьях Морфея», «Ахиллесова пята», «Сизифов труд»...

3. Вот вам хорошо знакомо стихотворение поэта Федора Ивановича Тютчева (1803-1873) «Весенняя гроза», которое вы читали в начальной школе, скорее всего, без последней строфы.

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный —
Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

4. Какое у вас впечатление - страшна ли гроза в изображении Тютчева?

Помогают ли вам и вашему представлению грозы и всей картины природы, нарисованной поэтом, следующие выражения: гром грохочет «резвяся(?) и играя»  в небе (между тем, не черном или сером а «голубом», что раскаты грома названы «молодыми», «дождик (а не дождь или ливень)брызнул, а потом почти сразу «перлы(? жемчужины) дождевые» и «солнце нити золотит», да и вся природная кутерьма- «все вторит ВЕСЕЛО громам»!!!

Что создается благодаря словам, которые мы выделили? Что вы слышите?

Почему Тютчев создает картину полноты жизни, счастья а не ужаса, страха, опасности и угрозы? Ведь и такой могла быть гроза?

Какие приемы использует? метафоры (?), эпитеты (?), цветообозначения-какие (?)

Обратили ли вы внимание, каких больше частей речи использовал автор? (глаголы) Почему и зачем?

Ну и, наконец, обратимся к последней строфе. В ней появляется Геба (помните ли вы кто это такая? Дочь Зевса и Геры, богиня цветущей юности, подносила богам на Олимпе нектар и амброзию.

Как вы понимаете слово «громокипящий»? Какое оно имеет отношение к сюжету стихотворения? Почему Геба названа «ветреной»? Что это за определение? (Ветреный человек - легкомысленный, или ветреная погода?)

Попробуйте пересказать как бы кусочек мифа, который придумал Тютчев и им и закончил свое стихотворение!

Что нам важно понять? Что для Тютчева и его читателя сюжет последней строфы завершает предыдущий рассказ о грозе, получается своеобразное кольцо:

1 строфа-представление грозы, ее констатация. Есть наблюдатель – «Я»;

2, 3 строфы - фазы грозы;

4 строфа - вновь представление грозы, но через миф «а-ля» греческий, с героями и предметами даже из греческих мифов (Геба,орел Зевса, кубок), сочиненный Тютчевым для слушателя, читателя, потому что «Ты»- может быть любой из нас.

Тютчев показывает нам мгновение Красоты и Полноты жизни  Природы, мир обновляется и в то же время вечен, все повторяется, и Геба вновь прольет случайно из своего «громокипящего кубка»- и вновь случится гроза...

Мы начали разговор о «следе» античности в русской поэзии с хрестоматийно известного стихотворения Тютчева, т.к. вы его уже читали. И это была встреча со знакомым текстом.

5.Теперь же поговорим о главном русском поэте - об А.С.Пушкине.

Пушкин А.С. (1799-1837) родился в Москве. Учился в Царскосельском Лицее(1811-1817). Потом жил в Петербурге, потом был переведен по службе, а фактически сослан за антиправительственные и крамольные стихи. Местом назначения его оказался Екатеринослав (Днепропетровск), откуда его отпустил попутешествовать с семьей генерала Раевского - его начальник -генерал Инзов. Это оказалось чуть ли не самое счастливое время в жизни поэта.
            6. Итак стихотворение «Земля и море».

Это вольный перевод Пушкина текста греческого поэта 2 в. до н.э. Мосха, правда, Пушкин о нем узнал из лекций в Лицее.

Жанр его определяется самим автором как «идиллия». Слово «идиллия» пришло к нам из греческого языка и означает в переводе на русский «маленькая картина». Так мы называем стихи и рассказы о гармоничной жизни человека среди природы, о природном покое и тихом счастье.

Земля и море

 ИДИЛЛИЯ МОСХА

 Когда по синеве морей

Зефир скользит и тихо веет
В ветрила гордых кораблей
И челны на волнах лелеет;
Забот и дум слагая груз,
Тогда ленюсь я веселее
И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.
Когда же волны по брегам
Ревут, кипят и пеной плещут,
И гром гремит по небесам,
И молнии во мраке блещут;
Я удаляюсь от морей
В гостеприимные дубровы;
Земля мне кажется верней,
И жалок мне рыбак суровый:
Живет на утлом он челне,
Игралище слепой пучины,
А я в надежной тишине
Внимаю шум ручья долины.

Стихотворение создано в 1821 году, когда поэт вернулся из Крыма. А.С. Пушкин  пишет текст, упрощая его словесно, убирая всяческие архаизмы. Для молодого поэта в это время главным учителем в освоении античности становится его старший друг - поэт К.Н. Батюшков, на поэтический язык которого опирается Пушкин.

Фактически он воссоздает, по его же словам, «древнюю, простую, широкую, буколическую («сельскую») природу». Отличие его стихотворения от первоначального греческого образца еще и в том, что Мосх говорит от лица простого сельского жителя, а Пушкин - от лица  поэта. Мы видим античные «сигналы»- «зефир» (ветер) и «музы»- спутницы и провозвестницы творчества.

Поэтому сюжет таков - в первой части — поэт предпочитает созерцание прекрасного спокойного морского пейзажа - творчеству, он наслаждается красотой идиллической картины его.

Посмотрите, какими словами он это выразил? (ключевое слово - «лелеет») Очень пушкинское - «ленюсь я веселее». Образ «поэта-ленивца» часто встречаем в стихах молодого Пушкина.

Когда же штиль и гармония на море сменяется на бурное волнение (найдите, где об этом и как рассказывается),  поэт предпочитает  удалиться от моря в «мирные дубровы», т. к. «земля кажется верней».

А море, стихия - удел «рыбака сурового». При этом картина бурного моря впечатляюща и по-своему тоже прекрасна.

Но пришла пора  уединенного бытия, возможно, возвращения к творчеству.

При  явном противопоставлении моря - земле, в начале автор говорит о милом шуме моря, а в финале о шуме ручья - как бы возвращая нас к началу и находя подобие в таких разных стихиях.

В этом раннем стихотворении есть уже сформировавшееся у Пушкина представление об идеальном месте для творчества, мы найдем те же приметы в других, знаковых для него стихах:

«Поэт» (1827)

На берега пустынных волн,
В широкошумные дубровы...

В очень важном для Пушкина стихотворении «Осень»(1833), о котором мы поговорим еще в этом курсе, описывающем  в частности сам процесс создания стихотворения — как бы перевертыш смысла по отношению к стихотворению

«Земля и море»

Сравните:

И забываю песни муз:
Мне моря сладкий шум милее.

И забываю мир — и в сладкой тишине
Я сладко усыплен моим воображеньем,
И пробуждается поэзия во мне:
Душа стесняется лирическим волненьем,
Трепещет и звучит, и ищет, как во сне,
Излиться наконец свободным проявленьем —
И тут ко мне идет незримый рой гостей,
Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Мы видим, что в первом случае поэт «забывает» поэзию ради мира, а во втором – наоборот - мир воображения, творчества замещает собой реальность.

Таким образом, очевидно, что для Пушкина античность действительно мир знакомый и родной, он описывает собственную жизнь (даже просто переезд из Крыма( где море) в Кишинев(земля вне моря, вдали от него) воспользовавшись сюжетом греческого поэта, он формулирует  очень важные для себя  законы творческого бытия, а в то же время как будто просто рисует самоценную греческую идиллию.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.