logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: 1) дать понятие о фольклоре, его особенностях, разновидностях малых жанров; 2) повторить материал об устном народном творчестве, изученный ранее; 3) воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

 Ход  урока

I.     Что такое фольклор?

1.    Литературный текст.

Все ученики, все дети и взрослые читают книги. Одни - часто и много, другие редко и неохотно, но читают. На уроках «Литературного чтения»  в начальных классах вы читали стихи и сказки, рассказы и повести. Давайте называть их литературными текстами. И обозначим их знаком.

 Откуда они взялись? Их написали писатели, авторы – увидели и рассказали нам.

 А для кого он их написал? Для нас с вами. Для читателей.

 А представьте, что когда-то книг не было. А потом на протяжении столетий их было очень мало. И ни телевизора, ни радио. Скучно? И было бы очень скучно и грустно человеку, если бы не мир песен, легенд, преданий, сказок, прибауток – на все случаи жизни. Откуда люди узнавали эти сказки и песни? Со слуха, друг от друга – слушали. Запоминали, пересказывали другим, что-то добавляли. И если это было удачно - новое приживалось. Это был мир устного творчества. Мир фольклора. 

 2. Фольклорное произведение.

 Давайте нарисуем схему фольклорного произведения. 

Но давным-давно появились книги, а потом радио, телевидение, компьютерные технологии. И, кажется, надобность в фольклоре исчезла. Так да не так.

3.  Вытеснение фольклора книжной культурой.

Сто-двести лет назад  образованные люди жили в мире  огромной книжной культуры, но это не мешало и  фольклору занимать своё очень важное место в жизни. Пелись песни, на русском Севере сказывались былины, матери напевали малышам колыбельные песни, которые появились на свет, может, за много столетий, а может  и тысячу лет назад. И многие произведения фольклора именно в это время были записаны и опубликованы.

 4.  Но сейчас, жив ли он – мир фольклора? Вы скажете – нет. И, к сожалению, будете правы. И не правы. И я вам это сейчас докажу.

 Я вам прочитаю три произведения фольклора, а вы скажете, знаете ли вы их, или нет?

Послушайте три фразы:

 Два брюшка -  четыре ушка.

На дворе трава, /На траве дрова,

Не руби дрова /На траве двора.

 Любишь кататься  –  люби и саночки возить.

Что это за предложения? Правильно – первое – это загадка. Вторая – скороговорка, третья – пословица.

Все это – настоящие законченные фольклорные произведения, просто маленькие.  Все они и относятся к так называемым малым жанрам фольклора.  И они живут и  сейчас в нашей устной культуре, в народном  языке.  Взрослые люди к месту употребляют мудрую пословицу и поговорку, загадки люди разного возраста с удовольствием и загадывают, и  разгадывают. А скороговорки? Их любят многие дети, и знают их, наверное, не одну.

Те  произведения, которые исполняют, сочиняют, используют дети или взрослые для детей называются жанрами детского фольклора.

II.  Особенности считалки

1.  А теперь послушайте еще несколько произведений:

На золотом крыльце сидели

Царь, царевич, король, королевич
Сапожник, портной-

Кто ты такой?

Выходи поскорей,

Не задерживай добрых людей!

Вышел месяц из тумана

Вынул ножик из кармана

Буду резать, буду бить-

Всё равно тебе водить! Что это за произведения? Правильно. Это детские считалки. А как вы их  узнали? Наверное, и сами не раз использовали их в игре при выборе водящего, когда  специальные слова: «тебе водить», «выходи поскорей…»  указывали на него.

2. Варианты считалок.

Знакома ли вам такая  считалка-жеребьёвка:

- Камень, ножницы, бумага –

 Цу-е-фа!

А может быть,  вам известен более сложный и длинный вариант этой считалки? А может, и не один? Действительно, в разных уголках страны, в разное время дети по-разному используют эту считалку. Она живет, меняется. Ребята добавляют в стишок новые слова и строчки. Это живой фольклорный жанр.

3.  Происхождение считалки.

А знаете ли вы вот эту считалку:

 Эни, бени, раба,

Квинтер, минтер, жаба,

Эни, бени, рес,

Квинтер, минтер, жес!

- наверняка, у вас она звучит немного иначе. Или, может,  вы знаете другую, тоже состоящую из таинственных слов, которые ничего не обозначают. Откуда она взялась?

Исследователи считают, что эта считалка восходит к очень древним жеребьёвкам, к способу выбора человека для важного, тайного дела с помощью зашифрованного тайного счёта. 

Как видите, считалка - это жанр живой. И при этом древний, имеющий свою историю.

4.   История одной известной считалки.

А вот история еще одной считалки:  «Вышел месяц из тумана» - впервые такая считалка была записана исследователями  и собирателями фольклора во второй половине ХХ века, после окончания Великой Отечественной войны, когда Россия воевала с фашисткой Германией. И звучала тогда считалка так: «Вышел немец из тумана….» .  В ней явно звучали отголоски войны, скорее всего, именно в войну она и возникла. А потом изменилась на более сказочную, таинственно-весёлую, и при этом абсурдную: кого это и как может резать и бить небесный месяц?

Как видите, считалка не так уж и проста. У этого жанра свои тайны.

5.    Характерная особенность читалки, ее ведущий уровень.

Но какова главная особенность этого жанра, признак, отличающий его от всех остальных?

Может,  это рифмы – тумана-кармана – рес - жес? Но и в загадке /брюшка – ушка/ – тоже есть рифмы. Специальные слова? Они, конечно, помогут узнать считалочку. Но всегда ли они в ней есть?

Вот я сейчас прочитаю вам произведение, а вы определите – считалка это или нет:  

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка.

Цынцы-брынцы, не хочу,

Цынцы-брынцы, спать хочу.

Цынцы-брынцы, куда едешь?

Цынцы-брынцы, в городок.

Цынцы-брынцы, чего купишь?

Цынцы-брынцы, молоток.

Что это за стишок? Считалка? А может - песенка? Потешка? Как это точно определить тем, кто ни разу эту считалку в игре не использовал?

А если я прочитаю ее вот так:

Так мы сразу понимаем, что это - считалка. Итак, что, в первую очередь, превращает текст, стишок в считалку?

Чтобы стишок стал считалкой к весёлому складному короткому тексту нужно добавить жест – водящий рукой указывает по очереди на каждого игрока, пока считалка не закончится – последний жест укажет водящего. 

Считалка слита с жестом ведущего, без движения она не существует. Более того, жест водящего может, при желании, превратить в считалку любой веселый стишок или даже простой набор слов.

 III. Формулировка названия жанра

А теперь давайте вместе сформулируем название жанра, вспомнив все перечисленные в сегодняшнем уроке признаки. Итак: 

Считалка, это -  что? – конечно же,  жанр фольклора,  детского фольклора.

 Когда возник этот жанр?-  жанр возник в глубокой древности, но новые произведения этого жанра создаются детьми до сих пор.

 Его целью в древности было что? – в древности это был один из способов тайного счета, выбора кого-то на важную роль по жребию.

 Его цель сейчас – конечно же, выбрать водящего в игре.

Без чего не может быть считалки? –считалка не может выполнить свою задачу, если мы не сопроводим текст – специальным жестом.

А что ещё  помогает указать на наш выбор? – специальные слова выбора, которые указывают на водящего.

 У нас с вами получилось определение жанра считалки.

 Считалка – это малый жанр детского фольклора,

/ возникший в глубокой древности,

/как способ выбора одного человека по жребию.

/Обычная цель детской считалки - выбор водящего в игре.

/ Ведущий уровень считалки - жест, который сопровождает текст и указывает, на кого пал выбор,

 /этот выбор подчеркивают  специальные слова, которые встречаются только в считалке -  «Тебе водить!», «Выходи!». 

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.