logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: 1) познакомить учащихся с жанром «колыбельная песня», дать образное представление об истоках колыбельной песни; 2) формирование знаний учащихся о малых жанрах детского фольклора – колыбельных песнях, пестушках, потешках; 3) прививать навык чтения произведений устного народного творчества; 3) дать понятие о поэтическом размере колыбельной.

Ожидаемые результаты 

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

 Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход  урока

Знакомство с колыбельными песнями

Слушаем колыбельную песенку – и картинки  

 ***

Пошел котик во лесок, —
Нашел котик поясок
Чем люлечку подцепить,
Да Ванюшку положить,
Ваня будет спать,
Котик Ваню качать.
А котик его качать
Да, серенький, величать.
Сон да Дрема,
Усыпи мое дитя!
Пошел коток во торжок,
Себе купил пирожок.
Идет котик по лавочке
Ведет кису за лапочку.
Ходят вместе они —

 А ты, маленький, усни.
Еще серые коты
Из-за моря шли,
Из-за моря шли,
Много сна нанесли,
Все по зыбочкам трясли.

 Что перед нами? Колыбельная песенка.

2.  По каким признакам мы узнаём колыбельную песню?  

Узнаем по содержанию, вот в строчке говорится:  «Усыпи мое дитя!», «А ты, маленький, усни». Здесь есть особые слова: «сон, дрема». Видно. что это псенка, с помощью которой укачивают малыша.   Откуда взялось это слово: «колыбельная»?

Старинное слово  « торжок»  – на доске  - его значение.

О котике-котке, которого  часто упоминают в песенках. Почему? – добрый, домашний, ласковый.

Вернемся к вопросу о фольклоре. Его жизни. Колыбельная песня - живой ли это жанр? К  счастью, живой.

Старинный? Думаю, все догадываются – это очень древний жанр. И наша песенка поможет нам это увидеть. Смотрим старинные слова и обороты.

- Сон да Дрема, Усыпи мое дитя!

 3.  Сон и Дрёма здесь представляются как какие-то живые, волшебные существа, видимо, пришедшие в колыбельную псенку из древних мифов. Конечно, мамочка, от которой эту песню записали собиратели фольклора в 19 столетии, уже не верила в Сон и Дрёму, они для неё скорее - сказочные существа, погружающие малыша в волшебный мир снов. Но песенка сохраняла древнюю память о мифологических временах.

А коты здесь простые ли домашние животные? Они ведь не только сказочно-живые, говорящие, поющие, они еще обладают волшебной силой, они приносят малышу – что?

- Много сна нанесли,
Все по зыбочкам трясли.

И здесь сон – как что-то зримое,  как крупа, пух, который можно «трясти», ронять на малыша, чтобы он заснул. Люди в древности чувствовали особую силу и значение слова, они относились к словам очень серьёзно и ответственно, понимая, что слово может творить и менять мир. Вот как в этой колыбельной – позвали кота – а потом волшебные, мифические существа – Сон да Дрёму, они малыша никак не укачают, а вот кот  сон принёс - и дитятко уснуло.

Иногда, то ли  в шутку, то ли всерьёз, усталая мать, качая зыбку, пела сердито, отгоняя неведомые  силы, которые мешали малышу уснуть:

***

Я качаю день и ночь,
Отойди, бессонье, прочь!
Отойди да отвались,
В темном лесе заблудись,
В темном лесе, во кустах,
Во малиновых листах.

А Коленька спит, спит. 

Или вот такая песня, в которой тоже слышится древний  мифологически-сказочный мотив:

  ***

Сон шел по нитке, 

Дрема по паутинке, 

Нитка урвалась, 

Паутинка прорвалася. 

Сон да дрема 

Пали Ване на глаза. 

Спи, Ваня, покрепче, 

Покрепче спи, 

***

Иногда усталая мать пугала малыша. Помните песенку про серого волчка?

Но ведь он не волк, а волчок, и поэтому он не очень страшный, скорее тоже – сказочный. Вот и другие деревенские жители:

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,
Нашу Машу не пугай.
Бай-бай-бай-бай,
Ты собаченька не лай.
Петушок, не кричи,
У нас Машу не буди!

4.  У доски. Обратите внимание – слова волчок, собаченька, петушок -  употреблены в ласковой форме, с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Песенка рассказывала малышу, дремлющему в люльке, о жизни, о трудах и заботах крестьянина:

 ***

Баю-баю-баю-баю
Пошел отец за рыбкою,
Мать пошла пеленки мыть,
А бабушка дрова рубить.

 * * *

Спи посыпай,
Боронить поспевай.
Мы те шапочку купим,
И зипун сошьем;
А зипун сошьем,
Боронить пошлем
В чистые поля,
В зелены луга.

6.  А теперь попробуем определить, какова главная, характерная особенность колыбельной песенки, отличающая ее от других жанров. 

Рассмотрим на примере:

***

А качи, качи, качи,
Прилетели к нам грачи.
Сели они на ворота.
Ворота-то: скрып, скрып!

Здесь нет таких знакомых слов, как бай-бай, нет котика, нет колыбельки. Никто не уговаривает малыша   уснуть. Эту песенку можно было бы превратить и в потешку. Что же нужно, чтобы мы узнали в ней колыбельную?

И вообще – какая может быть самая простая колыбельная песенка?

Послушайте:

Баю- баю- бай!

Баю- баю- бай!

Баю- баю- бай!

 Что осталось? Убаюкивающее слово? А вот здесь:

А-а-А-а-А

А-а-А-а-А

А здесь:

Ш-ш-Ш-ш-Ш

Ш-ш-Ш-ш-Ш

 Что же это такое- то главное, что делает колыбельную песню- колыбельной.

 Это называется РИТМ. Самое главное, ведущий уровень колыбельной песни – это ритм. Может остаться только ритм – и мы укачаем малыша.

Так мы понимаем. Что самое главное в колыбельной песне. Её ведущий уровень – ритм.

7.   А что такое ритм?

Рисунки на доске:

1. На доске – простое чередование повторение геометрических фигур.

2. Чередуются повторяющиеся фигуры.

Где есть ритм? Правильно, там, где сеть повторение.

Где еще мы встречаемся с ритмом? В природе, в календарном чередовании годов, месяцев, дней, в человеческом организме – везде.

Что повторяется в мире?

Ритмично всё! – пример. Нарушение ритма организма – болезнь, нарушение ритма природы – катастрофа.

 Формулирование названия жанра

 А теперь давайте вместе сформулируем название жанра, вспомнив все перечисленные в сегодняшнем уроке признаки. Итак:

Колыбельная песня, это -  что? – конечно же,  жанр фольклора,  детского фольклора.

Когда возник этот жанр?-  жанр возник в глубокой древности, но новые произведения и варианты произведений этого жанра создаются взрослыми до сих пор.

Зачем нужен этот жанр?- колыбельная песня помогает укачать малыша, успокоить его перед сном или во сне.

Что главное в колыбельной песне? – конечно, главное в ней – убаюкивающий ритм, когда чередуются первый ударный - второй безударный слог.

Какие еще характерные особенности есть у колыбельной песни? – характерная особенность такой песни - специальные убаюкивающие слова: баю-бай, спи-усни, и образы – Сна и Дремы, котика-кота, волчка, собачки и другие.

Колыбельная песня -   жанр детского фольклора, который  возник в глубокой древности, колыбельная песня помогает укачать малыша, успокоить его перед сном или во сне, главное в ней – убаюкивающий ритм, когда чередуются первый ударный - второй безударный слог; кроме того, для в колыбельной характерны такие  специальные слова, как  «баю-бай, спи-усни» и образы – Сна и Дремы, котика-кота, голубей,  волчка, собачки и другие.

Дополнительный блок:

Знакомство с колыбельными песнями

Мы познакомились с вами с жанром колыбельной песни и узнали, что главное в ней – это ритм.

А ритм – это повторение, чередование определенных элементов.

Ход рассуждения.

Пример - Давайте теперь выясним, какие  элементы повторяются в колыбельной песне? Вспомним самую простую колыбельную  песенку «ба'ю, ба'ю, ба'й, ба'ю, ба'ю, ба'й »

Повторяются похожие слова. Но если попробовать произнести их монотонно, не выделяя ударные слоги, («баюбаюба'й...»), то ритма не получается.

Надо выделить ударные слоги:

  ба'ю, ба'ю, ба'й -      ─ / ─ /  

- Какие элемент повторены?

1.   Давайте возьмем посложнее:

О бай-бай-бай!

Ты, собаченька, не лай,

Нашу Машу не пугай.

Бай-бай-бай-бай,

Ты собаченька не лай.

Петушок, не кричи,

У нас Машу не буди!

Учитель рисует на доске схему:

А теперь послушаем старинную считалочку: 

 « Катилось яблочко по блюду

Я водить сейчас не буду!.»

- нарисуем здесь ритмическую схему.

Здесь схема —    ─  /─   /─  /─   /─

Что теперь чередуется.  Безударный и ударный слог. Разница вроде не велика, но звучит-то очень по-разному. Сравните:

Пример - Можно ли в этом ритме спеть колыбельную? Попробуем. Не выходит!

Итак, перед нами два варианта образования ритма  в стихотворении:

     в считалочке

─       в колыбельной песенке

- мы с вами нашли здесь два наиболее распространенных русских поэтических размера: ямб и хорей.

Давайте нарисуем с помощью общепринятых знаков и запомним схемы этих поэтических размеров: 

 ─ / ─ /─ /─ /─  ямб

─ / ─ / ─ /   хорей

 Размер  - основа не только фольклорного, но и литературного поэтического, стихотворного ритма, но об этом мы поговорим в следующий раз.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.