logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) расширить знания учеников о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова; 2) познакомить учащихся с фактами биографии поэта, его произведениями, связанными с Кавказом; 3) развивать умение анализировать стихотворный текст.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных и художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

 Ход урока

М. Ю. Лермонтов – современник А.С. Пушкина. Автор стихотворения «Бородино». Офицер, которого за стихотворение, написанное на смерть Пушкина, отправили в действующую армию на Кавказ.

Тема Кавказа в творчестве  Лермонтове  - «Кавказский пленник»,  «Мцыри», «Беглец» - горская легенда, роман  «Герой нашего времени», лирика.

 Казачья колыбельная песня

 Спи, младенец мой прекрасный,

 Баюшки-баю.

Тихо смотрит месяц ясный

В колыбель твою.

Стану сказывать я сказки,

Песенку спою;

Ты ж дремли, закрывши глазки,

Баюшки-баю.

По камням струится Терек,

Плещёт мутный вал;

Злой чечен ползет на берег,

Точит свой кинжал;

Но отец твой старый воин,

Закалён в бою:

Спи, малютка, будь спокоен,

 Баюшки-баю.

Сам узнаешь, будет время,

Бранное житье;

Смело вденешь ногу в стремя

И возьмёшь ружье.

Я седельце боевое

Шёлком разошью...

Спи, дитя мое родное,

 Баюшки-баю.

Богатырь ты будешь с виду

И казак душой.

Провожать тебя я выйду -

Ты махнёшь рукой...

Сколько горьких слез украдкой

Я в ту ночь пролью!..

Спи, мой ангел, тихо, сладко,

Баюшки-баю.

Стану я тоской томиться,

 Безутешно ждать;

Стану целый день молиться,

По ночам гадать;

Стану думать, что скучаешь

Ты в чужом краю...

Спи ж, пока забот не знаешь,

Баюшки-баю.

Дам тебе я на дорогу

Образок святой:

Ты его, моляся Богу,

Ставь перед собой;

Да, готовясь в бой опасный,

Помни мать свою...

Спи, младенец мой прекрасный,

Баюшки-баю.

1.    Найдем  черты колыбельной песни.

2.    А чем отличается?

3.    Можно ли назвать ее детским произведением?

-     Песня называется «казачьей» ? Кто такие казаки.

-     Каким, судя по песне, должен быть  казак? - прочитаем

-     А какой должна быть казачка,  мать казака, легка ли ее жизнь, только ли лелеет она своего сына?

-     Что мы узнаем о жизни казаков?

-     Почему песня так не по-детски сурова?

-     В  старину  мальчиков воспитывали строго, как  будущего воина, о русских князей, которых в три года сажали на коня.

4.    Можем ли мы  в этой песне что-то изменить, добавить?

5.    Это не фольклорное, а литературное, авторское произведение. Лермонтов использовал мотивы традиционных песен, но обработал их и придал им законченную форму.

А теперь посмотрим, сохранен ли в этой песне ритм фольклорной колыбельной? Давайте проверим:

Рисуем ритмическую схему на доске:

В начале первый стих:     ─  ─  ─  ─       

─ / ─ / ─  / ─  Мы как бы нашли шаг стиха, его размер, как размер ноги — стопы — так это и называется — стопа. Такой размер, как вы помните, называется  ХОРЕЙ. Все русские колыбельные песни написаны хореем.

Соблюдается ли дальше этот размер?   здесь его обнаружить труднее, надо   «покачать колыбель»:

─/─ ─ /                      

─ / ─ / ─  / ─   (Тихо смотрит месяц ясный)

─ ─/ ─/   (В колыбель твою.)

Ритм стихотворения, его ритмический рисунок, не должен мешать качанию колыбели. Ударение может быть пропущено — это не мешает, мы можем дополнить голосом. А если вставить лишний слог? Или убрать?

В этом случае  шаг нарушается, как бы спотыкается.

Получается, что в стихах размер не соблюдается идеально, что пропуски ударения — пиррихии — создают музыку, более сложный ритм стихотворения.

Итак, шаг стиха называется размером, а получившаяся более сложная схема реального чередования ударных и безударных слогов — ритмом.

Есть здесь и еще один  ритм – чередования кратких и длинных стихов: 4 стопы- две стопы.

Вот так красиво звучит песня Лермонтова.  Ее очень полюбили читатели, и она даже как будто вернулась в фольклор - казачки пели и поют ее своим малышам.

А теперь продолжим разговор:

Послушайте стихотворение Лермонтова «Молитва».

М Ю. Лермонтов «Молитва»

 В минуту жизни трудную

 Теснится ль в сердце грусть:

 Одну молитву чудную

 Твержу я наизусть.

 Есть сила благодатная

 В созвучьи слов живых,

 И дышит непонятная,

 Святая прелесть в них.

 С души как бремя скатится,

 Сомненье далеко -

 И верится, и плачется,

 И так легко, легко...

Красивое стихотворение, напевное. Может, это молитва воина перед битвой?  А так же ли оно напевно звучит, как «Казачья колыбельная»?

А есть ли в нём чёткий ритм?

Соблюдается ли здесь определённый шаг, поэтический размер?

Нарисуем схему:

  / ─   / ─   / ─  ─/  В минуту жизни трудную

  / ─   / ─   /          Теснится ль в сердце грусть:

  / ─   / ─   / ─  ─ / Одну молитву чудную

  / ─ ─  / ─   /            Твержу я наизусть.

Определяем размер. Находим стихи, стопы, пиррихий.

Пред нами - очень красивый образец самого распространенного в русской поэзии поэтического размера – Ямба.  

Когда-то Пушкин  написал про героя своего романа в стихах «Евгения Онегина:

«Высокой страсти не имея

Для рифмы жизни нещадить

Не мог он ямба от хорея

Как мы ни бились, отличить».  

Надеемся, что вы теперь без труда сможете отличить ямб от хорея.  

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.