logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цель: 1) дать представление о жанровых особенностях скороговорок; 2) познакомить с понятием поэтической звукописи.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока 

Сегодня мы с вами поговорим об одном интересном, может быть игровом, жанре фольклора, который заставляет смеяться многих людей.

Как вы думаете, с каким жанром фольклора мы будем работать?

В течение дня мы с вами часто встречаемся с людьми разных профессий! Какие профессии вы можете назвать?

Диктор, артистка, учитель!

А как вы думаете, какое качество устной речи объединяет людей данных профессий?

Чистота речи, т. е. ее внятность, для слушателя должны быть различимы и понятны все слова!

Что означает слово скороговорка? Если мы заглянем в словарь В.И. Даля, то узнаем, что "Скороговорка – это частоговорка, чистоговорка, род складной речи, с повтореньем и перестановкой одних и тех же букв или слогов, сбивчивых или трудных для произношения».

Найдите и выпишите из данного определения однокоренные слова. Какой ряд слов у вас получился?

Выделите корень, которым эти слова различаются. Определите лексическое значение этих корней.

Попробуйте сформулировать задачу жанра скороговорка.

Произносить речь чисто в быстром темпе, т. е. скороговорка нужна для того, чтобы научить чисто произносить звуки. Она рассчитана на быстрое говорение, на одном дыхании, именно поэтому она состоит из одного предложения.

Часовщик, прищурив глаз, чинит часики для нас

Шла Саша по шоссе и сосала сушку

На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!

Как вы думаете, для достижения цели: научиться правильно,  чисто говорить важным будет содержание скороговорки или ее форма: звуковой рисунок?

Анализ скороговорок нам показывает, что ведущим, т.е. на первом месте, для нас будет звуковой рисунок скороговорки (повторение трудных звуков  или труднопроизносимых сочетаний звуков), а содержание вторично, оно не всегда имеет смысл, т. к. главная задача жанра – это научиться чисто произносить речь.

Таким образом, способом создания звукового рисунка является звукопись.  Аллитерация – это повторение согласных звуков.

Отгадайте зашифрованную в этом рисунке скороговорку и запишите ее в тетрадь.

Шесть мышат в шалаше шуршат

Посмотрите на звуковую оболочку скороговорки

Какой звук повторяется чаще других? Звук [Ш]

Какой прием лежит в основе звукового рисунка ? Аллитерация!

Какое действие напоминает звук [ш - ш – ш – ш – ш – ш ] ?  Тихое шуршание, суету маленьких мышей

Таким образом, благодаря аллитерации в скороговорке содержится звукоподражание шуршанию мышей.

Звукоподражание – это условное воспроизведение звуков природы.

Что же такое скороговорка? Это малый жанр фольклора, который учит чисто произносить трудные звуки и сочетания звуков  путем их неоднократного повторения в одном предложении.

Таким образом, в  скороговорке ведущую роль играют звуки. В основе лежат звуковые приемы: аллитерация и звукоподражание. Но встречаются они не только в фольклоре, но и в литературе. Об этом мы с вами поговорим на следующем уроке.

Дополнительный блок:

В скороговорке звукопись работает на одну единственную цель - она учит нас произносить труднопроизносимые сова.

«Волки рыщут, пищу ищут». Вы слышите - щ-щ-щ? О чём это говорит? Да не о чём.

Только о том, что нам надо произнести труднопроизносимый отрывок не сбившись. Вы справились, значит и со звукописью скороговорки вы тоже справились.

Не то в стихах.

В стихах звукопись используется всеми поэтами во все времена. И во все времена поэты используют звукопись для того, чтобы усилить эффект своего стихотворения, для того, чтобы усилить образ.

Мы с вами читали в этом году стихотворение Федора Ивановича Тютчева «Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом». Вы слышите - ррр? Как раскаты грома. А рядом тянущееся М, Л, В.

Выпишите слова, в которых преобладают тягучие звуки, и слова, в которых преобладают грохочущие, сталкивающие звуки. Посмотрите - они так же соотносятся между собой, как картина безмятежной природы соотносится с бурной грозой, внезапно обрушивающейся на окружающую природу, на окружающий поэта мир.

Звукопись, где эффект усиливается через нагнетание согласных, мы называем аллитерацией. Запомните слово - аллитерация!

Но поэты часто используют звукопись с опорой на гласные. Послушайте у Пушкина: «Брожу ли я вдоль улиц шумных, вхожу ль во многолюдный храм, сижу ль меж юношей безумных, я предаюсь моим мечтам».

Вы слышите «ууу», стихотворение гудит. Такую поэтическую звукопись, где ставка сделана на гласные, мы называем ассонансом.

А теперь я прочитаю отрывок из пушкинского «Онегина». Вы его послушайте, потом прочитайте и сами ответьте на вопрос - какие аллитерации, какие ассонансы использует Пушкин? Как это связано с тем образом, который он создаёт?

«Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Встаёт заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его почуя, конь дорожный

Храпит - и путник осторожный

Несётся в гору во весь дух;

На утренней заре пастух

Не гонит уж коров из хлева,

И в час полуденный в кружок

Их не зовёт его рожок;

В избушке распевая, дева

Прядет, и, зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней».

Прислушайтесь, как меняется звукопись:

«И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

(Читатель ждёт уж рифмы розы;

На, вот возьми её скорей!)

Опрятней модного паркета

Блистает речка, льдом одета.

Мальчишек радостный народ 

Коньками звучно режет лёд;

На красных лапках гусь тяжёлый,

Задумав плыть по лону вод,

Ступает бережно на лед,

Скользит и падает; весёлый

Мелькает, вьётся первый снег,

 Звездами падая на брег».

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.