logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели: 1) научить анализировать художественное произведение, оценивать героев, 2) показать ключевые проблемы творчества М.Ю. Лермонтова; 3) повторить изученный ранее материал о приёмах языковой выразительности (звукопись), используемых поэтами; 4) совершенствовать умение самостоятельной работы с художественным текстом.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи художественных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

Вам уже знакомо стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова "Молитва"; вы его анализировали, рисовали ритмическую схему, на примере этого стихотворения пытались понять, чем ямб отличается от хорея. Но сегодня сосредоточимся на другом, не менее важном обстоятельстве.

Звук и слово в фольклоре были не отделимы друг от друга; фольклор – искусство звучащего устного слова. (То, что мы с вами сегодня фольклорные произведения прежде всего читаем, это особенность нашей эпохи: мы люди письменной культуры.) А в литературе всё обстоит гораздо сложнее и подчас гораздо интереснее. Книжная литература не рассчитана на обязательное произнесение, чтение вслух, тем более на сопровождение музыкального инструмента. Но музыка подчас словно прячется внутрь самого произведения, особенно если это лирическое стихотворение. Она звучит в самой интонации поэтической речи, в чем нам предстоит убедиться, перечитывая лермонтовское стихотворения. (Вспомните, что такое звукопись, ассонанс, аллитерация – без этих понятий сложно будет разобраться в теме урока.)

Итак, первая строфа:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть,

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Сначала спросим себя: какое слово здесь главное? Конечно же «трудную». Именно в такую – трудную – минуту поэт начинает доверительный разговор с нами. Теперь второй вопрос. А какой звук чаще всего встречается в этом слове, окрашивает его звучание? Звук «у», обозначаемый на письме буквами «у» и «ю». И вот это ключевое слово, в котором гудит звук "У", как магнит, начинает притягивать к себе другие слова, в которых звук "У" активно присутствует. Выделим буквы, обозначающие его:

В минУтУ жизни трУднУЮ

Теснится ль в сердце грУсть,

ОднУ молитвУ чУднУЮ

ТвержУ я наизУсть.

Как будто ветер в печи воет… Конечно, сам по себе звук "У" не имеет никакого отдельного смысла. Он может звучать весело, а может грустно, всё зависит от общего настроя конкретного стихотворения. Вот, например, у Пушкина:

БрожУ ли я вдоль Улиц шУмных,

ВхожУ ль во многолЮдный храм,

СижУ ль меж Юношей безУмных,

Я предаЮсь моим мечтам.

Здесь "У" (так же как и у Лермонтова) звучит мрачно, тревожно. А в стихотворении Лермонтова "Бородино", наоборот, тот же самый звук кажется веселым, беззаботным: «У наших ушки на макушке!».
Почему? Да потому что наше восприятие звукописи зависит от поэтического высказывания в целом. В «Молитве» звук "у" окрашен грустным смыслом слова "трудное", и поэтому у читателя возникает такое печальное, напряжённое, тревожное ощущение.

Как только меняется настроение поэта, меняется и звучание его стихотворения. Звук "у" во второй и третьей строфах встречается редко, по одному разу:

Есть сила благодатная

В созвУчьи слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С дУши как бремя скатится,

Сомненье далеко —

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Зато в самом конце стихотворения дважды повторяется слово «легко» - потому что «чудная молитва» освободила душу поэта от гнетущей тяжести. Начиналось всё от того, что "трУдно", а закончилось тем всё что "легкО". И это "О" пришедшее на смену "У", окрашивает финал стихотворения.

Михаил Юрьевич Лермонтов с юности размышлял о том, как звук, музыка, мелодия стиха связаны с его смыслом. В 16 лет он написал, пусть не очень совершенные по форме, но предельно ясные по мысли, строки:

Что за звуки! неподвижен внемлю

Сладким звукам я;

Забываю вечность, небо, землю,

Самого себя.

В книжной поэзии, в литературе, в отличие от фольклора, устная речь, слово, произносимое вслух, больше не играет важной роли. Но звуки словно прячутся внутрь произведения, живут внутри него, как в волшебной колбочке, где происходит некий химический процесс.  И рано или поздно появляется человек, способный «вытянуть» звучание из поэзии, «выманить» его наружу. Этот человек – композитор. Встречаются два искусства – музыка и поэзия, и они дают прекрасный результат. Только вдумайтесь: лермонтовская «Молитва» 40 раз была положена на музыку! Лермонтов написал ее за два года до смерти, в 1839 году, а уже в 1840-м году сразу четыре композитора сочинили мелодии на ее слова и превратили стихотворение – в песню. Послушайте некоторые из музыкальных переработок лермонтовского стихотворения: романсы композиторов Гурилёва (романсом мы называем подчеркнуто лирическое, камерное музыкальное произведение для голоса, написанное на хорошие стихи), Булахова и, может быть, самую совершенную музыкальную переработку лермонтовского стихотворения, романс великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Причём Михаил Иванович сначала написал музыку, пережив такое же примерно состояние, какое переживал когда-то Лермонтов. Вот запись, которую Глинка сделал в своём дневнике в 1847 году: «оставшись один в сумерках, я почувствовал такую глубокую тоску, что рыдая молился умственно и выкристаллизовал молитву без слов, для фортепьяно». А спустя годы и годы он перечитал стихи М. Ю. Лермонтова, понял, что они словно предназначены для его мелодии; так музыка встретилась со стихотворным звучанием и возникло то, что мы называем диалогом искусств. 

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.