logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) формировать представления о малых жанрах устного народного творчества; 2) обобщить сведения о жанрах, с которыми дети познакомились в начальной школе; 3) дать представление о видах рифм, способах рифмовки в дразнилках.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

 – понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

У нас сегодня будет странный урок. Послушайте эти маленькие стихотворения:
 ***
- Рёва-корова,
Дай молочка!
Сколько стоит?
- Три пятачка!
***
Андрей-воробей,
Не гоняй голубей.
Голуби боятся,
На крышу не садятся.
***
Ваня, Ваня, простота!
Купил лошадь без хвоста!
Сел задом наперед
И поехал в огород.
***
Едет Ваня на быке,
Балалаечка в руке,
Балалаечка упала,
Быку ноженьку сломала.
***
Прокоп-укроп,
Медный лоб,
Сам с аршин,
Голова с кувшин.
***
Наша Паша тоненька,
Как ярова соломинка.
А в лапотки обуется –
Как пузырь надуется.
***
Федот худ,
Голова с пуд,
Нос крючком,
Хохол клочком.
***
Степанушка-Степан,
Наизнанку кафтан,
Шапка новая с пером,
Рукавички с серебром.
Ходит он, семенит,
Колокольчиком звенит.

Что такое вы сейчас услышали? Детские дразнилки? А подходят ли такие стихи для уроков литературы в 5 классе?
Как ни странно – очень подходят. Ведь мы с вами изучаем живые жанры детского фольклора.  А разве это не живой фольклорный жанр? И сегодня мы поговорим о его особенностях.
Разбираем непонятные слова: 
ярова соломинка – соломинка от ярового, посеянного весной, а не с осени, хлеба;
кафтан – старинная верхняя одежда,
лапотки – легкая самодельная обувь из лыка,
аршин – мера длины,
пуд – мера веса.
 
Дразнилка, как и другие жанры детского фольклора, только кажется очень новой, очень современной. Но старинные слова указывают, что это не так.
В действительности она восходит к древней традиции. Перед началом кулачных боев, любимой городской потехи, бойцы «разогревали» друг друга, выкрикивая обидные речёвки, которым часто придавали ритмизованную форму, заостряли свои выкрики с помощью рифмы. Из обихода взрослых дразнилки давным-давно ушли, а в детской среде живут. Только они не предшествуют драке, а скорее, наоборот, часто предотвращают её. Дразнилками пользуются, чтобы защитить себя не кулаками, а словами. В дразнилках обличаются такие важные и обидные недостатки как жадность, плаксивость, зазнайство, обжорство, враньё.
Правда иногда дразнилки бывают несправедливыми и злыми, некоторые из них связаны с завистью: если мальчик дружит с девочкой, им вслед порой кричат: «Ти-ли-ти-ли-тесто, Жених и невеста!» Хотя многие хотели бы оказаться на их месте. Но всё-таки гораздо чаще дразнилка рождается по  другой причине: нам просто хочется придумать смешную рифму к имени, чуть-чуть поддеть приятеля или подругу. Просто посмеяться – безо всякой злобы.
 
А теперь, отвечая на вопросы, дадим определение жанру дразнилки:
Дразнилка – это что? - малый жанр детского фольклора.
Когда он возник и для чего? – это были древние боевые задорные кличи.
Для чего он предназначен сейчас -  для того, чтобы подразнить человека, пошутить с его именем или посмеяться над его недостатком.
Что главное в дразнилке, что делаете смешной? - неожиданная рифма, которая  делает дразнилку забавной и не обидной.
 
Дразнилка – это малый жанр детского фольклора,/ предназначенный для того, чтобы подразнить человека, пошутить с его именем или посмеяться над его недостатком. /Возникла она в глубокой древности, как боевой воинский жанр./ Ведущий уровень в дразнилке – рифма. /Неожиданная рифма делает дразнилку забавной и не обидной.
 
Понятие  о рифме.
А что такое рифма? Этим словом пользуются все, и вроде заранее понятно, что это такое: созвучие двух или более слов. Но всякое ли созвучие будет рифмой? Например, в живой разговорной речи могут случайно столкнуться два созвучных слова: «этого быть не могло, стекло разбилось само». «Могло» и «стекло» - рифмуются между собой? Вроде бы да. Но рифма ли это в приведённом примере? Нет. Просто случайная перекличка.
Случайное совпадение окончаний — это ещё не рифма.
Рифмующиеся слова в стихах обозначают конец стихотворной строки. Созвучные слова помещают в конец стиха, чтобы мы расслышали рифму, чтобы подчеркнуть, выделить её.

Вот стихотворение «Молитва» Лермонтова.


«В минуту жизни трудную
Теснится ль в сердце грусть,
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть…» 


Здесь рифмуются слова «трудную - чудную», «грусть-наизусть». Для рифмы одинаково важны и гласные, и согласные. Ведь если будут перекликаться только согласные, рифма не появится: «дом-там» То же самое получится, если совпадут только гласные: «ты-мы». Рифма напрямую связана со стихотворным ритмом; недаром слова эти однокоренные, происходят от греческого «рифмос» (размеренность).
Конечно, всё в стихах находится во власти поэта, он может и добавить «лишнее созвучие» внутри строки, которое мы воспримем как внутреннюю рифму. Вот, например, четверостишие из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Тучи»:

Нет, вам наскучили нивы бесплодные...
Чужды вам страсти и чужды страдания;
Вечно — холодные, вечно — свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
 
Внутренняя рифма, то есть совпадение звучания слов внутри стихотворной строки – лишь дополнение к рифмам основным, стоящим по концам строк!
Какие же виды рифм мы различаем?
 
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя…

Если ударение в рифме падает на последний слог и она звучит строго, твёрдо, то мы её называем мужской рифмой.
 
Если ударение в рифме падает на предпоследний слог, то звучит она мягче, спокойнее, и мы называем такую рифму женской.
 
Стихи  могут обходиться и без рифмы, сохраняя ритм.
Безрифменный стих мы называем белым стихом, он как бы не окрашен рифмой.
Послушаем стихотворения Пушкина, где он снова вспоминает Михайловское и – свою любимую нянюшку:

…..Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах.

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжелых,
Ни кропотливого её дозора…
 
Рифмуются ли окончания стихов? Нет. Перед нами – белый стих. Древние греки даже боролись с рифмами в своих стихах; если в поэтическом произведении случайно проскакивала рифма, это считалось признаком дурного тона. А для нашего уха привычнее стихи с рифмами. Так уж сложилась русская поэтическая традиция.

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.