logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

МАТЕМАТИКА

Цели урока: 1) формировать представления о малых жанрах устного народного творчества; 2) обобщить сведения о жанрах, с которыми дети познакомились в начальной школе; 3) дать представление об олицетворении как языковом средстве выразительности.

Ожидаемые результаты

Личностные результаты:

– умение высказывать своё отношение к прочитанному с аргументацией;

– использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.);

– развитие способностей к художественному творчеству, самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства.

Метапредметные результаты:

– умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;

– умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы.

Предметные результаты:

– приобщение к традициям народной культуры;

– воспитание интереса к фольклорным традициям русского народа;

– понимание связи фольклорных произведений с эпохой их создания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

– понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.

Ход урока

Божья коровка,

Полети на небо,

Там твои детки

Кушают конфетки.

Приходилось ли вам когда-нибудь разговаривать с божьей коровкой?  Может быть, вы  спрашивали  её о предстоящей погоде? 

Божья коровка,

Солнце иль ненастье?

Если солнце – то лети,

Если дождик, то сиди.

Если  вы ответили «нет», значит, вы никогда не произносили заклички. А те, кому знакомы эти весёлые детские стихи, наверное, знают, что слово «заклички» произошло от глагола  «закликать», что значит «звать, приглашать, обращаться».

Заклички имеют древнее языческое происхождение. Наши предки жили в согласии с природой, относились к ней с уважением и страхом. Они  верили, что всё вокруг живое: и деревья, и ветер, и солнце. А значит, силы природы можно было разозлить или, наоборот, их можно задобрить, с ними можно было договориться, о чём-то попросить. Одним из способов обращения к природным силами и являлись заклички.

Заклички – это небольшие музыкально-стихотворные произведения, содержащие обращение к силам природы.

В древние времена заклички были частью языческих обрядов. Люди верили в магическую силу слова. Хоровое произнесение закличек считалось обязательным, если нужно вызвать желаемое действие. Эти заклинательные песенки со временем перешли в детский фольклор, потому что дети рано приобщались к труду взрослых и их заботам. Более поздние заклички утратили своё  магическое значение и превратились  в забавное детское развлечение.

На  заклички похожи приговорки, которые не требовали хорового исполнения, а произносились в одиночку.

По своему строению заклички и приговорки одинаковы:

Солнышко, солнышко,

1. Обращение

Выгляни в окошечко –

2. Просьба

Дам тебе горошечка!

3. Благодарность

В первой строке – обращение к солнышку, затем  просьба – «выгляни», а в конце заклички  обещана благодарность или вознаграждение.

Как обычно благодарили за помощь? Например, обещали дать горошка, сварить щи и даже купить сережки или сшить сарафан.

Но слова благодарности не всегда используются в закличках и приговорках. Зато  обращение и просьба – это обязательные части любой заклички.

К кому обычно обращались? В закличках обращались к временам года и к природным стихиям, например, к зиме и лету, к дождю и грому.

Радуга-дуга,

Не давай дождя,

Давай солнышка-

Колоколнышка.

Наибольшее распространение получили всевозможные заклички, направленные на приглашение весны и призыв к птицам. Их называют – веснянки.

Весна-красна,

Приди с милостью,

С ярким солнышком,

Со светлым небушком,

С длинным деньком

От зимы тайком.

Заклички исполнялись хором нараспев и часто сопровождались определёнными действиями. Чтобы весна-красна услышала просьбы, дети и девушки забирались повыше, на пригорок или даже на крышу дома, подбрасывали в воздух специально испечённое печенье в виде птиц-жаворонков и громко и дружно распевали веснянки. Так проводился обряд встречи весны. 

В отличие от закличек приговорки  исполнялись в одиночку и обращались в них к самым разным животным, к тем, с которыми дети встречались в повседневной жизни. 

Коровушка, бурёнушка,

Подай молочка,

Накорми пастушка.

Интересно, что из всех животных, чаще всего в приговорках упоминается улитка.  Обращение к ней встречается у многих европейских народов. На Руси приговаривали так:

Улитка, улитка,

Высунь рога,

Дадим тебе пирога!

Высунь ножки,

Беги по дорожке!

Песенку произносили до  тех пор, пока улитка не показывалась из раковины.

Английские дети, обращаясь к улитке, пели:

Snail, snail put out your horns,

 Here comes a thief to pull down your walls.

Улитка, улитка, высуни рога,

 Идет вор, он разрушит твои  стены.

А вот немецкая приговорка об улитке:

Schneckhaus, schneckhaus,

Stecke deine Homer aus,

Und wenn du sie fiicht stecken willst,

Werf ich dich in Graben,

Fressen dich die Raben.

Улитка, улитка,

Высуни рога,

Если ты не высунешь,

Я брошу тебя в яму,

Тебя съедят вороны.

С какими просьбами обычно обращались в закличках и приговорках? Наиболее распространённые мотивы – заклинание, гадание и обмен.

Заклиная природные силы, дети просили солнце о тепле и ласке, гром – пожалеть дом, ветер – подгонять кораблик. А дождику подсказывали, что поливать и сколько.

Дождик пуще припусти,

На пшеницу, на гречи.

На горох, на ячмень

Поливай весь долгий день!

А на просо, на рожь

Поливай сколько хошь!

Другая распространённая просьба – гадание. Наиболее распространены гадания на погоду,  на удачу во время сбора грибов и ягод.

Отправляясь в лес дети просили:

Антошка, Антошка,

Наполни лукошко.

Одновременно с этими словами подбрасывали корзинку. Если встанет кверху дном, то наберешь полное лукошко, упадёт на бок – только полкорзинки, а кверху дном – ничего не наберёшь. В приговорках, основанных на мотиве обмена, за выполнение просьбы предлагают вознаграждение. Когда у ребёнка выпал молочный зуб в старину приговаривали:

Мышка, мышка!

На тебе молочный,

Дай мне костяной.

Хотя со временем заклички утратили магическое значение, они всё-таки продолжали играть важную роль в жизни ребёнка. Заклички помогали развивать у детей музыкальный слух, пробуждали фантазию и внимание к слову и к природе, способствовали установлению дружеских отношений в детском коллективе.

Перед вами закличка – обращение к дождю.

Какие особенности заклички мы можем увидеть?

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, дождик,

Подожди!

Дай дойти до дому

Дедушке седому.

Если мы расставим ударения, то увидим, что в закличке есть ритм. Обратим внимание на рифму:  «дожди – подожди», «до дому – седому».

Можно увидеть  уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах «дождик, дедушка». Хорошо заметны повторы слов, причем повторяется именно обращение к дождику. Произносятся обращения и просьбы громко, поэтому предложения восклицательные.

Дождик просят подождать, обращаются к нему как к живому существу. Это прием олицетворения.

Таким образом, можно выделить основные жанровые особенности закличек:

1) ритм;

2) рифма;

3) уменьшительно-ласкательные суффиксы;

4) повторы;

5) обращение;

6) восклицательные предложения;

7) олицетворение.

Обратим внимание на одну из важнейших особенностей заклички: в ней часто используется приём, который называется олицетворение.

Олицетворение – художественный приём, при котором животные и неодушевлённые предметы наделяются человеческими чувствами, мыслями и речью. Слово «олицетворение» буквально переводится с древнегреческого как «делаю лицо». Обычно олицетворение создаётся при помощи глаголов, например, «зима злится», «солнышко спит».

Месяц, месяц, свети,

Под плетень гляди,

Ходи, гуляй,

Да нас утешай!

В закличке месяц не просто светит, а «глядит», «гуляет», «утешает».

Олицетворение используют в качестве художественного приёма в литературе, особенно часто в сказках, былинах и баснях. В сказках клубочек показывает дорогу, колобок поёт песенку, а медведь делит с мужиком верхи и корешки.

Вспомним отрывок из сказки А.С.Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях.

Свет наш солнышко! ты ходишь

Круглый год по небу, сводишь

Зиму с теплою весной,

Всех нас видишь под собой.

Аль откажешь мне в ответе?

Не видало ль где на свете

Ты царевны молодой?

В обращении царевича Елисея к солнцу, месяцу и ветру А.С.Пушкин творчески обрабатывает народные заклички, использует приём олицетворения.

Олицетворение позволяет создать яркие, выразительные картины, придаёт изображаемому определённую эмоциональную окраску, поэтому невозможно представить поэтическую речь без этого приёма.

Вспомним, как описывает приход весны Фёдор Иванович Тютчев:

 Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

Но и наша повседневная речь немыслима без олицетворения. Мы часто говорим: «окна запотели», «время бежит», «мысли бродят». Со временем жанр заклички утратил связь с народными обрядами и превратился в детскую языковую игру. Появились даже шуточные заклички:

Эроплан, эроплан,

Посади меня в карман!

А в кармане пусто –

Выросла капуста.

Но и в наше время, потеряв какую-нибудь вещь, некоторые взрослые привязывают к ножке стола платок и приговаривают:

Домовой, домовой,

Поиграл и мне отдай!

Говорят, что помогает… 

 Дополнительный блок

Прием олицетворения в стихотворениях С. Есенина.

С.А. Есенин родился в красивом селе Константиново под Рязанью. Как и другие деревенские ребятишки, дразнился дразникамион, играя, выкрикивал попевки, соревновался с мальчишками в произнесении скороговорок,  выбегая побегать по лужам под теплым дождем выкрикивал закличку и верил, что именно она остановила дождик. 

Для крестьянина – мир, природа, живые, одушевлённые. Он разговаривает с грачом в борозде и с солнышком на небе. Есенин вырос среди фольклора. Фольклор – море, в котором он свободно плавал. Может, поэтому и все его произведения наполнены фольклорными образами и приемами. Мы с вами познакомились с таким древним фольклорным жанром, как ЗАКЛИЧКА, где ведущий уровень – это приём олицетворения. В  творчестве знаменитого Сергея Есенина тоже очень много олицетворений.

С.А.  Есенин

С добрым утром!

Задремали звезды золотые,

Задрожало зеркало затона,

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шелковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

У плетня заросшая крапива

Обрядилась ярким перламутром

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Радостное, детское стихотворение, в котором даже крапива прекрасна. И она – живая. Она кричит нам «С добрым утром!», румян, как человек, небосклон. Березки улыбаются, просыпаются, они. Как девочки. Растрепались спросонья. Все это стихотворение построено на приёме олицетворения.

Задремали звезды золотые,

Олицетворение, эпитет

Задрожало зеркало затона,

Метафора

Брезжит свет на заводи речные

И румянит сетку небосклона.

Олицетворение, метафора

Улыбнулись сонные березки,

Олицетворение

Растрепали шелковые косы.

Олицетворение - эпитет

Шелестят зеленые сережки,

Олицетворение - эпитет

И горят серебряные росы.

Метафора, метафора

У плетня заросшая крапива

эпитет

Обрядилась ярким перламутром

Эпитет, метафора

И, качаясь, шепчет шаловливо:

«С добрым утром!»

Олицетворение, эпитет

  

А вот другое, весеннее стихотворение.

С. А. Есенин

"Сыплет черемуха снегом". 

Сыплет черемуха снегом,

Зелень в цвету и росе.

В поле, склоняясь к побегам,

Ходят грачи в полосе.

Никнут шелковые травы,

Пахнет смолистой сосной.

Ой вы, луга и дубравы, -

Я одурманен весной.

Радугой тайные вести

Светятся в душу мою.

Думаю я о невесте,

Только о ней лишь пою.

Сыпь ты, черемуха, снегом,

Пойте вы, птахи, в лесу.

По полю зыбистым бегом

Пеной я цвет разнесу.

Сколько здесь художественных образов: метафора - шелковые травы, эпитеты - тайные вести, сравнение – светятся радугой – это сравнение, в редкой форме  творительного падежа. Есть здесь и олицетворение:  «сыпь ты, черёмуха, снегом! « - Есенин разговаривает с небом, с радугой, с черемухой, весь мир для него живой и говорящий. 

 

Поиск

 
 

Блок "Поделиться"

 
 
Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.